В мусульманском мире грядет революция института закята

В то время как глобальный экономический кризис негативным образом сказался на благотворительности большинства стран, мусульманский мир ежегодно тратит на нужды бедных от 200 миллиардов до 1 триллиона долларов – однако эксперты утверждают, что закятом распоряжаются неправильно.

Еще в 2004 году экономист Хабиб Ахмед (Habib Ahmed) подсчитал, что, если бы обязательные пожертвования мусульман тратились более ответственно, как минимум треть бедных мусульманских стран уже решили бы свои проблемы, пишет OnIslam.

«Потенциал закята колоссален… Но большинство стран его не используют», – говорит глава кафедры Исламского закона и финансов в институте Ближнего Востока и исламских исследований при Даремском университете.

Ежегодный суммарный размер закята в 15 раз превосходит объемы совокупной мировой гуманитарной помощи, однако специалисты в области исламских финансов и сотрудники социальных проектов говорят, что большинство денег, перечисляемых на закят и добровольные пожертвования, тратятся неэффективно.

«Бедность в мусульманском мире только растет. Что мы делаем неправильно? Мы соблюдаем столпы ислама, но часто не ощущаем его духа. Мы просто отдаем деньги и забываем о них», – говорит президент Всемирного конгресса мусульманских филантропов (WCMP) Тарик Чима (Tariq Cheema).

Органы, ответственные за сбор и распределение закята, не имеют долгосрочного плана вложений, поскольку зависят от ежегодной суммы сборов, считает бывший глава консультативной группы экономистов при правительстве Малайзии Саид Вафа (Syed Wafa).

Решения

Эксперты призывают изменить политику благотворительности во всем мусульманском мире.

Например, арабский мир должен отказаться от привычки дарить деньги и переключиться на гуманитарные бизнес-проекты.

В целом, считают специалисты, проблема коренится в том, что на устойчивое развитие идет слишком мало денег.

«Жертвуя, мы не должны руководствоваться желанием доказать, что мы хорошие… Наши пожертвования должны быть разумными и эффективными», – говорит Тарик Чима.

В культуре мусульманской благотворительности должен произойти принципиальный сдвиг с традиционного щедрого дарения к «стратегическим» пожертвованиям: «Деньги должны направляться на развитие», – подчеркивает он.



комментариев