Международная кризисная группа: причины насилия в ЦАР и рекомендации

Кризис в Центральноафриканской республике (ЦАР) имеет долгосрочный характер и характеризуется нерегулярными всплесками насилия на фоне дезинтеграции государства, экономического упадка и глубоких межэтнических противоречий. При этом происходит криминализация расколовшихся вооруженных групп (в том числе, «Антибалаки» и бывшей «Селеки»), а напряженные отношения между общинами мешают попыткам достижения национального единства и укрепления социальной ткани общества.

К сожалению, существующий план прекращения кризиса, одним из пунктов которого является проведение выборов до конца 2015 года, дает лишь краткосрочное решение. Чтобы не откладывать решение критических вопросов до конца выборов, переходные власти ЦАР и иностранные партнеры должны приступить к ним сейчас путем реализации комплексной стратегии разоружения и подтверждения принадлежности мусульман к нации. Если этого не произойдет, выборы дадут нулевой результат.

В силу своего географического положения и истории, ЦАР расположена на пересечении двух регионов: на севере это Сахель с его скотоводческими племенами и торговцами-мусульманами, на юге – Центральная Африка, которую населяют племена саванны, ранее анимисты, а теперь – христиане.

Захват власти повстанцами «Селеки» в марте 2013 года ознаменовал фундаментальную смену декораций на традиционном политическом ландшафте ЦАР. Впервые после провозглашения независимости бразды правления взяла сила, берущая начало в среде мусульманского населения севера и востока страны.

Последовавшие вслед за этим столкновения между силами «Селеки» и «Антибалаки» породили сильную межобщинную напряженность, усугублявшуюся манипулированием религией, социальной раздробленностью и коллективными страхами, а также сопровождавшуюся воскрешением болезненных воспоминаний о доколониальной эпохе работорговли.

Эта напряженность, кульминацией которой стали убийства и выселение мусульман с запада, до сих пор очень высока в центре страны, на линии соприкосновения вооруженных группировок. Сейчас к конфликту между «Антибалакой» и бывшей «Селекой» добавился конфликт между вооруженными общинами.

В районах частых столкновений сильна связь вооруженных группировок с общинами: бывшие боевики «Селеки» воспринимаются как защитники мусульман, а ополченцы «Антибалаки» — спасители христианских сообществ. В противоположность этому, в других частях страны население держится на расстоянии от вооруженных групп.

Нынешний подход к разоружению, сформулированный в соглашении, подписанном на форуме в Банги в мае прошлого года, недооценивает как размах конфликта, уже ставшего гражданским, так и степень криминальности и разрозненности вооруженных группировок.

На западе ЦАР после ухода «Селеки» и бегства из региона мусульман, неорганизованные в военном и политическом отношении местные вооруженные отряды, известные как «Антибалака», начали терроризировать местное население. В свою очередь коалиция, которую представляла собой «Селека», распалась на ряд движений из-за соперничества лидеров, разногласий на финансовой почве и разных взглядов на стратегию в отношении переходной власти и иностранного военного контингента. Серьезно усложнила переговоры разрозненность и криминализация вооруженных группировок.

В этом контексте поспешная организация выборов потенциально угрожает обострением существующей социальной напряженности, делает невозможными усилия по столь необходимой реконструкции и на неопределенный срок откладывает решение таких кардинальных вопросов, как разоружение боевиков и населения.

Нерешенные проблемы, которыми должны заняться переходное правительство и зарубежные партнеры, требуют замены существующей программы разоружения комплексной политикой, охватывающей не только боевиков, но и население, и обеспечивающей реальные возможности и эффективные санкции.

В числе других мер это подразумевает сохранение способности сдерживания вооруженных групп, иными словами, пересмотр планируемого плана вывода французского военного контингента и снижения финансовых возможностей вооруженных групп. Последнее уменьшило бы финансовую привлекательность вооруженных формирований для молодежи.

Кроме того, ситуация настоятельно требует избежать того, чтобы катализатором напряженности послужил еще и избирательный процесс. Для этого переходная власть должна подтвердить равноправие мусульман, в том числе, в плане доступа к государственной службе, провести регистрацию мусульманских избирателей, продемонстрировать небезразличие власти к населению северо-востока.

Зарубежные партнеры ЦАР и переходная власть слишком сконцентрировались на избирательном процессе вплоть до самоустранения от решения других вопросов. Вместо этого этим вопросам должно быть отведено место в их стратегии разрешения конфликта, так как выборы сами по себе ничего не изменят в стране, переставшей функционировать как государство.

РЕКОМЕНДАЦИИ

Чтобы начать процесс разоружения боевиков и вооруженного населения необходимо, чтобы до выборов

правительство ЦАР, ООН и доноры ЦАР

1. Начали внедрение политики разоружения, которая давала бы возможности для эффективной и устойчивой реинтеграции путем

а) Финансирования и расширения трудоемких общественных проектов и их обеспечения кадрами с помощью программ профессионально-технической подготовки;

б) Связывания воедино программ разоружения, демобилизации и реинтеграции (РДР) и программ, направленных против насилия в обществе, с проектами развития, финансируемыми Всемирным банком и Евросоюзом.

с) Создания рабочих мест и программ стажировки на базе Межотраслевой ассоциации бизнеса ЦАР для молодых людей, прошедших курс профессионально-технической подготовки.

2. Повышение уровня доверия к программам РДР путем:

а) Открытия программ РДР для боевиков, неприсоединившихся к соглашению вооруженных групп за счет твердой позиции в отношении сдачи боевого оружия как условия доступа к программам, организация их краткосрочного расквартирования на период демобилизации без раздачи наличных средств;

б) Вверения финансового исполнения программ РДР зарубежным партнерам, а не правительству ЦАР.

Многопрофильная комплексная миссия ООН по стабилизации в ЦАР (МИНУСКА) и Франция:

3. Вернули контроль над объектами по производству золота и алмазов за счет размещения международных сил и гражданских служащих ЦАР, восстановили схему сертификации Процесса Кимберли для алмазов из этих контролируемых зон. В МИНУСКА также необходимо интегрировать следственный отдел для принятия мер против незаконного вывоза алмазов, золота и слоновой кости.

4. Пересмотрели дату вывода французского военного контингента, участвующего в операции «Сангари», для обеспечения возможности военного давления на вооруженные группировки с целью их разоружения.

5. Арестовали лидеров вооруженных группировок, которые отказываются разоружаться.

Переходные власти ЦАР:

6. В рамках предстоящего референдума по конституции вынесли на голосование вопрос о разрешении лидерам вооруженных группировок занимать государственные должности и участвовать в следующих выборах.

ООН, доноры и переходные власти ЦАР:

7. Обеспечили безопасность населения и способствовали его разоружению путем:

а) Обеспечения подбора и подготовки будущих сил безопасности с учетом этнорелигиозного разнообразия общества;

б) Развертывания жандармских и полицейских подразделений, отражающих этнорелигиозный состав населения, в регионах с высоким уровнем межобщинной напряженности;

в) Расширения полномочий МИНУСКА по пресечению массовых беспорядков в городах с высоким уровнем напряженности для предотвращения эскалации протестов населения;

г) Определения лиц, формирующих общественной мнение, и проведения информационно-разъяснительной работы для разоружения населения.

Для уменьшения разобщенности в обществе до выборов

Переходным властям:

8. Заняться решением проблемы недостаточной представленности мусульманского меньшинства путем набора служащих в государственные административные органы по географическому и общинному признаку при отказе от политики квот для религиозных групп.

9. Восстановить диалог с населением северо-востока страны за счет более частых визитов в регион официальных лиц и организации празднования символического Дня нации 1 декабря.

Центральной избирательной комиссии и Верховному комиссару ООН по делам беженцев:

10. Содействовать проведению выборов с участием всех групп населения путем регистрации мусульман, проживающих в лагерях беженцев, в качестве избирателей, обеспечить мониторинг процедуры регистрации общественными организациями и политическими партиями.



комментариев