Впервые женский журнал Âlâ привлек к себе внимание летом 2011 года, поместив на своей обложке один из наиболее важных предметов женского гардероба – исламский головной убор. Четыре месяца спустя сторонники светской модели развития и приверженцы традиционного ислама продолжают дискутировать на тему о том, возможно ли мирное сосуществование моды и ислама.
Детище ответственных финансовых работников рекламного агентства Мехмета Волкана Атая (Mehmet Volkan Atay) и Бурака Бирера (Burak Birer), журнал Âlâ (Красивая жизнь) рассчитан на постоянно расширяющийся круг правоверных мусульманок Турции. На страницах этого ежемесячного издания они могут найти советы стилистов по подбору предметов гардероба, интервью с мусульманскими дизайнерами и деловыми женщинами, советы путешественникам и тематические статьи. По утверждению представителей журнала, с момента выхода в свет в июле текущего года первого номера издания его тираж вырос уже в четыре раза и достиг 40 тысяч экземпляров, обойдя, по сообщению турецких СМИ, по уровню продаж журналы Vogue и Elle.
Но не стоит называть его исламским Vogue. Художественный директор Âlâ Эсра Сезис (Esra Sezis) отмечает, что понятие "исламская мода" противоречит исламской идее о женщине, целомудренно прикрывающей свое тело. "Идея журнала состоит лишь в том, чтобы служить консервативной женщине путеводителем, подсказывающим, где можно сделать покупки, какие детали одежды и как скомбинировать", – поведала Эсра Сезис 20 августа в интервью турецкой газете Sabah. – Короче говоря, исламской моды быть не может, возможны только отдельные ее элементы".
Тем не менее, на форумах в социальных сетях критики утверждают, что этот ежемесячный глянцевый журнал пытается "европеизировать идею скромного исламского одеяния" и превратить женщин в хиджабе в помешанных на моде транжир наподобие читательниц журнала Vogue, что кардинально расходится с идеалами ислама. На страницах издания можно найти фотографии как профессиональных моделей, так и обычных читательниц в исламских нарядах.
"Пытаться втиснуть скромную исламскую одежду в модные рамки – так же абсурдно, как пытаться втиснуть ислам в западный образ жизни, – пишет журналистка Айсегюль Генч (Aysegül Genç) в ежемесячном журнале Genç Magazine. – Если сотрудники этого журнала, уже приложившие руку к вырождению всего и вся, хотят свести к минимуму причиняемый журналом урон, им стоит подумать не только над тем, как быть красивой в хиджабе, но и поискать ответы на вопрос, как мусульманке в хиджабе быть личностью".
В редакции Âlâ отказались побеседовать с EurasiaNet.org о дебатах вокруг содержания своего журнала.
На взгляд же руководителя одной из крупнейших турецких текстильных компаний Tekbir Giyim, специализирующейся на производстве тканей и одежды для носящих хиджаб мусульманок и первой в 1992 году организовавшей модный показ с участием моделей в хиджабе, мода и ислам не являются взаимоисключающими понятиями.
"Наша религия и Коран диктуют нам, что одеваться надо скромно и говорят, какие части тела должны быть прикрыты. Это – единственная константа: дизайн и модели могут меняться и развиваться, и до тех пор, пока эти изменения не противоречат религиозным устоям, в этом нет совершенно ничего неправильного", – полагает Мустафа Карадуман (Mustafa Karaduman).
Рассказывает журнал Âlâ о моде или нет, но он, строго говоря, нашел свой рынок. В социальной сети Facebook у журнала насчитывается более 90 тысяч последователей. Налажен выпуск журнала в Германии для турецких читательниц в странах Западной Европы.
Согласно выводам предварительного опроса, проведенного журналом среди 15 тысяч турецких женщин, носящих хиджаб, "самой большой проблемой, испытываемой консервативными представительницами женского пола, было отсутствия взаимодействия между производителями исламских тканей и одежды и их целевой аудиторией, – сказал Мехмет Волкан Атай в интервью турецкой газете Radikal. – Почему никто ни о чем нас не спрашивает, интересовались они".
В крупных городах Турции, таких как Стамбул, есть множество магазинов исламской одежды, но их количество в данном конкретном районе разнится. В наиболее консервативных стамбульских районах, такие как Фатих, например, найдутся самые разнообразные бутики для мусульманок, но в других местах доминируют, все же, магазины одежды, ориентирующиеся на немусульманских покупательниц.
Правда, как подчеркивает Атай, рынок исламской одежды не является этаким "государством в государстве". Большинство из опрошенных правоверных мусульманок рассказали, что не любят делать покупки в магазинах, специализирующихся на продаже исключительно исламской одежды. Женщины более молодого поколения, в частности, предпочитают комбинировать разные ткани и стилевые решения, отметил он.
По словам Мустафы Карадумана из Tekbir Giyim, его компания учитывает спрос, пропагандируемый журналом Âlâ. "Наши дизайнеры беседовали с редакцией журнала. Мы не возражаем против того, чтобы моделировать одежду, ориентированную на молодое поколение мусульманок, не идущую вразрез с религиозными устоями".
Сегодня эту тенденцию подхватывают и компании по производству неисламской одежды, отмечает Атай. "Ткацкие фабрики и компании по пошиву неисламской одежды начинают интересоваться данным направлением. Они будут разрабатывать предметы гардероба для мусульманок, – сказал он газете Radikal. —Они понимают, что не могут дольше игнорировать эту обширную категорию потенциальных покупательниц". Названий таких компаний Атай не назвал.
Специалист по гендерным исследованиям Фейза Акинердем (Feyza Akinerdem) разделяет мнение, что журнал Âlâ – далеко не Vogue в мире исламской одежды. Самой отличительной его чертой является то, что молодые женщины в хиджабах на страницах этого издания "демонстрируют чувство собственного достоинства", пишет она в посвященном Турции блоге Erkan’s Field Diary.
"Даже если женщины позируют для журнала, опирающегося на культуру общества потребления, я не заметила в их глазах, что их снедает страх чем-то отличаться от остальных людей на улице", – пишет Фейза Акинердем.
Пожалуй, это означает, что журнал Âlâ может заявить: задача, которую мы ставим перед собой, выполнена.