В браках, где оба супруга полагают себя верующими, рождается больше детей, чем в любых остальных супружеских союзах, причём, если муж и жена хорошо образованны, эта корреляция только усиливается.
Исследователи из Венского университета изучили данные по нескольким миллионам супругов в различных частях мира и выяснили, что между религиозностью и числом детей есть несомненная взаимосвязь (корреляция), хотя ранее её существование подвергалось сомнению. Соответствующая статья опубликована в Proceedings of the Royal Society.
В своей работе учёные привлекают данные по 3 658 650 женщинам в возрасте от 46 до 60 лет из 32 стран. Для сравнения они использовали данные из Висконсина, США, учитывающие семейную жизнь всего 2400 женщин в возрасте от 53 до 57 лет. Исследователи разбили все изученные пары на две группы. В первой были те, где оба супруга исповедуют одну религию. С ними сравнивались пары, в которых вероисповедание мужа и жены было разным или же они вообще были атеистами.
Как оказалось, первый тип пар является крайне распространённым по всему миру: от 67,16% всех пар на Ямайке до 99,92% в Иране. Даже в США их число превысило 85%, в то время как процент атеистов среди супругов составлял там (Висконсин) всего 7,5. В среднем религиозно гомогенны были почти 95% всех зарегистрированных супружеских пар. В 17 из 32 стран число детей у пар первого типа существенно превышало их число в браках второго типа. Впрочем, в трёх из 32 стран была обратная ситуация: менее религиозные пары второго типа имели больше детей, чем семьи первого типа, хотя разрыв был довольно небольшим. В затронутом в работе штате США была типичная для мира ситуация: пары одинакового вероисповедания имели детей в среднем по 3,17, а в менее религиозно гомогенных браках их было всего 2,81. В среднем в этих 32 странах верующие женщины имели детей по 2,59, в то время как неверующие лишь 1,65.
Авторы работы отмечают, что, как правило, чем более образованна женщина, тем меньше у неё детей. Но среди религиозно гомогенных пар этот механизм не работает: в их среде чем выше была образованность женщины, тем больше у неё было детей (по всей видимости, такие дамы лучше зарабатывали и могли содержать больше членов семьи). Другим неожиданным эффектом являлось то, что частота посещения религиозных служб женщиной не всегда положительно коррелировала с её многодетностью. Дамы, посещавшие до шести служб в неделю, действительно имели больше детей, чем те, кто посещал их реже. Но те представительницы слабого пола, что ходили на службы каждый день или чаще, напротив, имели в среднем меньше детей, чем те, кто делали это 4—6 раз в неделю. Возможно, излишняя увлечённость религией оставляла им недостаточно времени на репродуктивную деятельность.
Учёные полагают, что главной причиной, из-за которой большая религиозная гомогенность семьи ведёт к её многодетности, является ощущение благополучности брака, возникающее у членов такого брачного союза. Второй по значимости причиной они считают меньшую склонность религиозных людей к использованию контрацептивов. Авторы делают рискованный вывод, что из-за большей репродуктивной успешности религиозных женщин доля нерелигиозных людей в мировом населении к 2050 году снизится до 13,2%, в то время как в 2010 году их было 16,4%. Данная оценка основывается на неочевидном предположении о том, что дети верующих в большинстве случаев также будут верующими.