Мария Зейн
Несмотря на многочисленные хадисы Пророка (мир ему и благословение), отменяющие нашу одержимость национальной и расовой принадлежностью, когда речь идет о выборе супруга, в большинстве из нас все равно всплывают врожденные расовые предпочтения.
Культурные различия подливают масла в огонь семейных неурядиц, так как супруги – даже мусульмане – слишком часто берут с собой в брак культурный багаж, перевешивающий независимые принципы ислама. Это особенно касается тех, кто родился в мусульманской семье, и выходцев из мусульманских стран. Прочно устоявшиеся традиции иногда делают неразличимой тонкую грань между предписаниями ислама и культурными нормами.
Ислам строго запрещает предрассудки или склонность к определенной культуре, но он и не аннулирует культурные обычаи. В сущности, ислам поощряет гордость своей культурой, если только ее проявления не противоречат учению ислама.
Коран напоминает, что многообразие – это воля Аллаха, если бы Он того не пожелал, то все люди были бы одной национальности и культуры. Таким образом, в пестром многообразии всего сущего на земле заключается великая божественная мудрость.
Тем не менее, в браке возможны проблемы, если один из супругов пытается навязать другому свои культурные представления, хотя они не имеют никакого отношения к исламу.
Назад к Корану
Ключик к успешному межкультурному браку это соблюдение заповедей Корана. Независимо от требований родных мужа или жены и любых проповедей в защиту национальных традиций, всегда держитесь Корана, ибо это готовое руководство к идеальному образу жизни, в котором заложен фундамент вашего семейного счастья.
«Очень важно следовать исламу не только в межнациональном браке, как мой, но и в обычном», — говорит индонезийка Аниса, мать четырех детей, вышедшая замуж за американца.
Сначала родители мужа думали, что ее толкает на брак с их сыном только желание получить вид на жительство в США, это ее обижало. Однако она постаралась воспользоваться этим для исламского призыва и написала своим потенциальным родственникам письмо на трех страницах, в котором рассказала о значении брака в исламе.
С тех пор прошло 15 лет, у нее прекрасные отношения с родственниками мужа. Аниса тоже родилась в смешанном браке.
«Не думайте, что ваша культура или национальность позволяет вам ставить себя выше партнера», — напоминает она молодоженам завет Пророка Мухаммада (мир ему и благословение).
Хотя Коран не говорит о каждом обряде каждого народа, в самостоятельном чтении писания каждый из супругов сможет найти утешение и ответы на вопросы в случае разногласий. Таким образом, оба супруга найдут опору на благодатной почве Корана.
Есть разногласия – поговорите, есть сходства – радуйтесь!
Не бывает брака без ссор, поэтому для выхода негативных эмоций и разрешения сомнений, необходима открытая линия коммуникации. Когда Фатма вышла замуж за индийского мусульманина, ее семья была в шоке. Фатма сама имеет исландские, английские, немецкие и индейские корни, и она не сразу почувствовала себя своей среди индийских родственников мужа.
«Меня встретил свекор с курицей в руках и словами, которых я не поняла»,— вспоминает она.
Если не считать языковой барьер, то через несколько лет после свадьбы ни ее родители, ни родители мужа уже не возражают против их брака, говорит Фатма. Она сохраняет оптимизм и считает, что «всегда есть чему учиться» и что она «каждый день учится исламу». За это время ее родители стали терпимее к ее новой религии.
Тем, кто принимает ислам ради брака, особенно трудно избавиться от собственных культурных особенностей, заменив их иной верой. Что касается афроамериканки Кандис, то она, как многие другие новые мусульманки, обнаружила, что ее родители знают об исламской «культуре» не намного больше, чем говорят в СМИ.
«Две подруги моей матери имели неудачный опыт отношений с мусульманами. Они пытались предостеречь меня от того, "какие эти мусульмане". Но они не разубедили меня, потому что их мужчины были совсем не религиозны. Кроме того, то, что они говорили, могло относиться к любым нерелигиозным мужчинам, независимо от вероисповедания».
Как ни странно, Кандис вышла замуж за колумбийца, который сам был обращенным мусульманином. Они обнаружили, что в их культурах много общего и много различий, но ислам их объединял.
«Мы старались сделать ислам средоточием нашей жизни. И так как мы оба происходили из традиционно немусульманских культур, нам пришлось отказаться от большого культурного бремени.
Например, для обеих наших культур характерны большие семейные сборища с алкоголем и музыкой. Мы стараемся избегать таких мероприятий, выбирая более спокойные. Когда мы устраиваем вечеринки у нас дома, то мужчины и женщины находятся отдельно, нет ни музыки, ни спиртного», — рассказывает Кандис.
Как Аниса и Фатма, Кандис считает, что общение – это главный рецепт здорового межнационального брака. Она также считает, что при правильном подходе даже противоречивый и трудный межнациональный брак можно сделать ярким, увлекательным и приятным.
«Так как мы происходим из разных культур, то мы оба не склонны навязывать друг другу свою культуру. С другой стороны, мы умеем радоваться любым культурным проявлениям любых народов, если они не конфликтуют с исламом».
Дружите с теми, кто поддерживает межнациональные браки
Кроме открытости и непредвзятости в отношениях супругов важно, чтобы у них была подходящая компания. Иногда друзья и семья становятся серьезным препятствием. Сидя за одним столом, очень утомительно регулярно выслушивать намеки и прямые замечания родственников, не одобряющих межнациональные браки. Поэтому старайтесь чаще общаться с людьми, которые ценят другие культуры или сами находятся в подобных отношениях.
Разговоры о проблемах, возникающих в межнациональном браке, подготовят супругов к возможным инцидентам, дадут представление о том, как с ними справиться. Ислам предписывает терпение и понимание, а принятие культур и религий других народов действительно может стать ярким опытом и расширить ваши горизонты.
Вспомните: родители Анисы, сами разных национальностей, были не в восторге от того, что их дочь выбрала американца. К счастью она нашла понимание у сестры и ее мужа: оба учились в США и знали ее жениха. И они помогли ему навести мосты понимания с ее родителями.
«Я думаю, мой отец предпочел бы, чтобы я вышла замуж за афроамериканца, — рассказывает Кандис. — А отец мужа хотел ему в жены латиноамериканку. Сейчас никто уже не вспоминает об этом. Мы все отлично ладим, а культурные различия не имеют значения».
Кандис доказывает, что приложив усилия и развив желание видеть дальше культурных различий, от любого культурного багажа можно со временем избавиться.
В жизни и любви подражайте Пророку
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) советовал выбирать жену по следующим признакам:
«На женщине женятся по четырем причинам: ради её имущества, ради её происхождения, ради её красоты и ради её религии. (Так выбирай же) ту, что является набожной, и ты преуспеешь» (Бухари).
«Если к вашей дочери посватается человек, религией и нравом которого вы будете довольны, то жените его. Если же вы не сделаете этого, то на земле произойдёт смута и повсеместное ухудшение» (Тирмизи).
«Благочестивая женщина – самое лучшее наслаждение этой жизни» (Муслим).
Эти хадисы прямо указывают на то, что благочестие и вера – самые лучшие качества супруги. В них ничего не говорится о том, что национальная, расовая или культурная принадлежность имеют хоть какое-то значение при выборе жены (или мужа). Культурный багаж создан людьми, тогда как самый легкий и полноценный курс, которым только можно следовать в браке, это любить и жить так, как это делал Пророк Мухаммад (мир емуиблагословение).
Пророк Мухаммад был женат на женщинах разных культур, в том числе, обращенных. Всех их объединял ислам, но они продолжали поддерживать хорошие отношения с семьями, которые покинули ради брака. Узы брака – залог процветания уммы, и ими скрепляются не только семьи, но и народы.
Межнациональный брак может казаться чем-то трудным и чуждым, но важно помнить, что в исламе не место расовым и национальным предрассудкам. В своей прощальной проповеди Пророк Мухаммад напомнил нам о следующих принципах ислама:
«Всё человечество – от Адама и Евы. Араб не имеет никакого превосходства над неарабом, и неараб не имеет никакого превосходства над арабом; белый не имеет никакого преимущества перед чёрным, чёрный не имеет преимущества перед белым; (никто не имеет превосходства над другим), кроме как в благочестии и хорошем нраве» (Бухари, Тирмизи).
Это громкий призыв ко всем мусульманам обратиться к Корану и отбросить любой культурный багаж, если он мешает счастливому браку.