В органах исполнительной власти на местах планируется введение новых должностей — лиц, ответственных за профилактику этнического и религиозно-политического экстремизма
По информации «Известий», в ближайшее время каждому из глав российских регионов предстоит закрепить за собой чиновника, ответственного за осуществление государственной национальной политики, а главное — за профилактику этнического и религиозно-политического экстремизма. По другому сценарию — в случае если он будет реализован — подобного рода полномочия получат уже работающие вице-губернаторы.
Кстати, в правительстве РФ уже ожидается доклад о разработке новой программы переподготовки и повышения квалификации госслужащих, которые в скором будущем станут тесно связаны с национальными объединениями и религиозными организациями. На проведение для них обучающих семинаров по этой теме заранее отведено три года, с 2012-го по 2015-й.
Вице-губернаторам, в свою очередь, предстоит заняться созданием рабочих групп по вопросам «гармонизации межэтнических отношений» и общественно-государственных групп реагирования по урегулированию конфликтных ситуаций в сфере межнациональных отношений. Планируется, что в их состав войдут представители органов государственной власти, правоохранительных органов, органов местного самоуправления, национальных общественных объединений, религиозных организаций и местных экспертов. Сроки исполнения всей программы — конец 2012-го — начало 2013 года.
Основным автором и вдохновителем этой инициативы является Министерство регионального развития. Как предположил источник «Известий», близкий к Кремлю, это означает, что глава ведомства Олег Говорун вплотную занялся расширением круга своих полномочий, а значит, финансирования и влияния.
— Это же уже чисто политическая работа, политические полномочия, — добавляет собеседник «Известий».
Он утверждает, что еще одним шагом в этом направлении может стать назначение заместителей министра регионального развития одновременно заместителями полномочных представителей в федеральных округах.
— Регионы уже создают свои управления по внутренней политике, теперь таковые могут быть и в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений, почему бы и нет, я считаю эту меру полезной, — говорит генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин. — Но, с другой стороны, назначить вице-губернатора по национальной политике — значит автоматически повесить на него и ответственность за возникновение конфликтов.
Вице-президент Союза армян России и проректор Московского института предпринимательства и права (МИПП) Герман Ананянц тоже считает, что польза от таких нововведений была бы большая, но при одном условии — если будут подобраны соответствующие кадры.
— А то как обычно — кто туда попадает? Блатные, знакомые, племянники или племянницы, которые понятия не имеют, что такое национальная политика. Могу сказать, что даже на федеральном уровне многие не знают этого вопроса, плавают в нем, потому что не выходили из своих кабинетов, — говорит он.
По его мнению, проблемы в этой сфере способен решить только тот человек, который хорошо ориентируется в этой среде, знает социально-экономическое положение России и стран СНГ не по слухам, а по собственному опыту.
— Имеет представление о религиозных взглядах, традициях, манерах, поведении людей другой национальности. Хорошо знает психологию конфликтов, — добавляет специалист.
Председатель комитета Госдумы по делам национальностей Гаджимет Сафаралиев также считает, что это большой плюс, если в регионах будут люди, отдельно занимающиеся вопросами толерантности, межнациональным взаимодействием, внутренней и внешней миграцией, способные вносить соответствующие законодательные инициативы.
— Сейчас все это происходит на непрофессиональном уровне, а нужно, чтобы этими вопросами занимались именно профессионалы, а не правоохранительные органы, — считает он.
Парламентарий предлагает первым делом определить критерии по подбору кандидатур на эту должность, организовать специальные тесты — по вопросам истории, истории религий, этики.
— Я, как депутат от Дагестана, могу сказать — у нас там есть министерство по национальной политике, делам религий и внешним связям, и это модель для России, как можно работать. Правда, на двух предыдущих министров, активно боровшихся с религиозным экстремизмом, совершались покушения, гибли люди, — рассуждает парламентарий. — Но это было в конце 1990-х, я не думаю, что в России в настоящее время это повторится. Тем более когда эта работа будет связана с положительными эмоциями — гармонизацией межэтнических отношений. И ею должны заниматься яркие, уважаемые люди, способные войти в положение лиц любой национальности.