Взгляд ислама на отчаяние и самоубийство

Явление суицида давно известно человечеству. О нем спорили еще древнегреческие и римские философы, оно упомянуто в еврейских и христианских текстах, а также классических книгах индуизма. Ритуальное самоубийство или харакири было элементом древнего японского кодекса чести и встречается в других азиатских культурах. Это явление характерно не только для западной цивилизации, оно наблюдается даже в мусульманских странах, хотя хорошо известно, что ислам однозначно запрещает самоубийство, о чем прямо сказано в Коране: «Не убивайте самих себя (друг друга), ведь Аллах милостив к вам.»(Коран, 4:29), «…не обрекайте себя на гибель.» (Коран, 2:195)

Коран всячески подчеркивает, что человеческая жизнь священна и не может быть отнята по чьему-либо произволу, и право на жизнь – неотъемлемое понятие для ислама. Сама по себе жизнь - это дар Создателя, который мы должны беречь. Самоубийство от разочарования в божественном милосердии или из-за разочарования в этом мире строжайше запрещено. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Кто убьет себя какой-либо вещью, будет наказан ею в День воскресения». (Бухари, Муслим) Это большой грех, и наказание за него – в руках Аллаха. Если Он пожелает - простит, если пожелает, то накажет за него, - так считают многие известные исламские ученые.

Жизнь - это бесконечная череда мгновений. Две крайние противоположности - это моменты радости, когда сердце ликует, и моменты горя, когда мы погружаемся в тоску и даже отчаяние. Радость и печаль – неотъемлемые элементы человеческой жизни, но когда мы теряем контроль над своими эмоциями, то легко впадаем в отчаяние.

Отчаяние – утрата любой надежды, а это очень опасная ситуация. Аллах говорит нам не отчаиваться, и особенно не отчаиваться в Его милости. Всевышний не покидает нас перед лицом соблазнов и испытаний этого мира, Он милостив и снабдил нас мощным оружием против них. По милосердию Своему дал нам ясное руководство и обещал две вещи: если будем поклоняться Ему и следовать Его руководству, то получим в награду Рай, после всех тягот придет облегчение.

«А тех, кто уверовал и совершал праведные деяния, Мы введем в Райские сады, в которых текут реки. Они пребудут там вечно по истинному обещанию Аллаха. Чья речь правдивее речи Аллаха?» (Коран, 4:122)

«Воистину, за каждой тягостью наступает облегчение»(Коран, 94:5)

Когда пророк Якуб был в тоске и печали, он обратился ко Всевышнему, Коран рассказывает нам, как он просил Его облегчить его участь: «Он сказал: "Мои жалобы и печаль обращены только к Аллаху…» (Коран, 12:86)

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) также говорил:«Какая бы печаль, тревога или беда не постигла верующего, это обязательно станет искуплением его грехов, даже если его просто уколет колючка» (Бухари)

Первоочередная задача ислама – установить и поддерживать связь с Единым Богом.

Одна из величайших ошибок, которые может допустить человек, - это отделять свою мирскую жизнь от религиозной.

Тяжелые ситуации, когда мы впадаем в отчаяние и перестаем чувствовать связь с Богом, всегда происходят из-за мирских дел: эмоциональных, финансовых проблем, зависимостей и проблем со здоровьем.

Особенно частой причиной отчаяния в наше время стало чувство изоляции и одиночества.

Аллах сообщил, что всегда будет знать о наших бедах и даст оружие против них. Это оружие – терпение, благодарность, доверие. Но позволив себе впасть в отчаяние, в этом состоянии человек может дойти до самоуничтожения, поэтому, чтобы его преодолеть, этих качеств может не хватить, тогда нужно во что бы то ни стало напомнить себе, что Аллах милостив, и в каком положении мы бы ни оказались, Он всегда готов простить и помочь.

Аллах – самый милостивый, сострадательный и милосердный – велел нам перенимать эти качества и относиться друг к другу с уважением и искренностью. Это значит, что никого нельзя оставлять наедине с его проблемами и тревогами. Даже небольшие проявления поддержки и заботы могут уберечь человека от греха добровольного ухода из жизни.

Аллах также запретил нам высмеивать, оскорблять, обижать или унижать друг друга: «О те, которые уверовали! Пусть одни люди не насмехаются над другими, ведь может быть, что те лучше них. И пусть одни женщины не насмехаются над другими женщинами, ведь может быть, что те лучше них. Не обижайте самих себя (друг друга) и не называйте друг друга оскорбительными прозвищами. Скверно называться нечестивцем после того, как уверовал. А те, которые не раскаются, окажутся беззаконниками» (Коран, 49:11)

Аллах напоминает нам, что Он покарает тех, кто совершит несправедливость или будет притеснять других: «Тем из вас, кто поступал несправедливо, Мы дадим вкусить великие мучения.» (Коран, 25:19)

Пророк сказал: «Каждый мусульманин - брат мусульманину, а потому он не должен притеснять его. Всякому, кто поможет в нужде своему брату, Аллах поможет в его собственной нужде. Всякого, кто оградит мусульманина от напасти, Аллах оградит от тягот в День Суда» (Бухари)

Таким образом, нет сомнений в преимуществах справедливого отношения к окружающим, особенно в том, чтобы прийти на помощь другу или родственнику, который подавлен жестокостью жизни или несправедливостью.

Но как же быть тому, кто остался один, сломлен обстоятельствами и находится на грани отчаяния? Может ли человек, помышляющий о самоубийстве, вернуться назад, отойти от края пропасти? Это возможно, и для этого есть несколько путей.

Во-первых, нужно укрепить свои отношения с Аллахом. Прочным фундаментом станет чтение Корана, поминание Аллаха и совершение множества дуа. Далее, следует признать, что Шайтан не дремлет, это он нашептывает пугающие сценарии нищеты и беспомощности. Но он лжет, ибо милосердие Аллаха всепобеждающе. Крепко держитесь за него и за ислам даже в самые мрачные часы, в самые темные ночи. Помимо оружия терпения, благодарности и доверия, Аллах даровал нам, всему человечеству, Пророка Мухаммада (мир ему и благословение). Даже отчаявшийся успокоится и станет ближе к Аллаху, подражая ему.

Если помнить, что все в руках Аллаха, и Он желает нам вечной жизни в Раю, то постепенно грусть и тоска оставят нас. Если взирать на страхи и тревоги с полным доверием к Аллаху, терпеть и благодарить Его за все, что Он посылает, скорбь отступит, по крайней мере, наступит облегчение. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Удивительно, поистине, для верующего все оборачивается благом: если его постигнет радость, если получит благо – он воздает хвалу Аллаху, и это для него благо; если же его постигнет горе, несчастье – он терпеливо переносит, и это тоже благо для него» (Муслим)

Источник: ArabNews



2 комментариев


  1. (13.11.2013 08:51) #
    0

    В этой статье написано так: "Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Кто убьет себя какой-либо вещью, будет наказан ею в День воскресения». (Бухари, Муслим) Это большой грех, и наказание за него – в руках Аллаха. Если Он пожелает - простит, если пожелает, то накажет за него, - так считают многие известные исламские ученые." Почему здесь хадис не закончили до конца, вместо этого продолжили мнением известных исламских учёных ? Почему не добавили, что тот самоубийца будет вечно убивать себя в Аду(из хадиса)?Почему таким образом дают путь к самоубийству и самоубийству при военных действиях ? Что за абсурд, кто за это отвечает ? Вот ОНО НАЧАЛО БЕДЫ, ОТ КОТОРОЙ МУЧАЮТСЯ ВСЕ МУСУЛЬМАНЕ И НИ В ЧЁМ НЕПОВИННЫЕ ЛЮДИ, ЕСЛИ БЫ НЕ ЭТО АБСУРДНОЕ РЕШЕНИЕ, НЕ БЫЛО БЫ НИКАКОГО ОСНОВАНИЯ ДЛЯ УЗАКОНИВАНИЯ САМОПОДРЫВОВ НА ВОЙНЕ! Кто докажет обратное ?

    • (13.11.2013 10:57) #
      0

      Из этой статьи можно сделать вывод, что самоубийца может быть допущен в Рай ? На каких основаниях, что за ересь ?