Эпидемия самоубийств в мире. Суицид с точки зрения ислама

Бесстрастная статистика свидетельствует, что в мире каждые 20 секунд один человек сводит счеты с жизнью, а каждые 2 секунды кто-то безуспешно пытается покончить с собой. Число самоубийц превышает количество жертв убийств и войн вместе взятых. "Факторами риска" являются бедность, потеря близких, проблемы в семейных отношениях. Люди, в семье которых были самоубийцы, склонны чаще кончать с собой. Важную роль также играют моральные и физические травмы, полученные в детстве.

Опросы, проводимые в различных странах мира, показывают, что до 80% подростков периодически задумываются о том, чтобы покончить с собой. Количество самоубийств, совершаемых в мире, стабильно растет, - об этом свидетельствуют данные Международной Ассоциации Предупреждения Самоубийств, которая проводит подобные подсчеты с 1950-х годов.

Ученые считают, что негативное влияние оказывают социальная изоляция человека и психические проблемы, в частности, депрессии. Однако во многих случаях, по оценке исследователей, причины самоубийств остаются неясными.

Если учесть, что по данным той же статистики во времена социальных и экономических кризисов и войн люди менее склонны к суициду, то напрашивается вывод, что наличие серьезной цели, как, например, выживание в тяжелых условиях или победа над врагом, придает жизни смысл, а тогда у человека не возникает мысли о самоубийстве. У людей не осталось никаких целей, кроме покупки еще одного автомобиля, телевизора или "навороченного" компьютера. Отсутствие смысла жизни в современном технологическом обществе, отчуждение людей друг от друга (даже в семье) и ведет к постоянному увеличению числа самоубийств.

Как смотрит Ислам на самоубийство?

Согласно исламскому учению владелец всего, в том числе и человека, является Бог. И только Он имеет право владеть миром и человеком. Самоубийство и убийство другого человека по сути ничем ни отличаются друг от друга, ведь этот поступок лишает права жизни себя или другого. Всевышний Господь запретил человеку совершать эти деяния, Он сказал:

"Кто убьет человека не за убийство или распространение нечестия на земле, тот словно убил всех людей" (Коран 5,32)

Как следует понимать слова о том, что убийство одного человека равнозначно убийству всего человечества?

Отвечая на этот вопрос, можно лишь сказать, что этим аятом Корана поднимаются вопросы общественного сознания и воспитания. Человек, убивший другого, невинного человека, внутренне готов, по существу, к новым убийствам ни в чем не повинных людей. В этом аяте Корана есть выражение фа-ка’анна-ма («словно, как-будто») следует понимать как то, что, хотя жизнь и смерть одного человека это не то же самое, что жизнь и смерть всего общества, между ними, тем не менее, имеются определенные элементы сходства.

Как было уже сказано, что божественные религии гласят, что Всевышний Господь создатель человека и всего сущего. Всё сущее принадлежит ему и только Он решает, кому жить, а кому умереть. Существуют некоторые живые существа, которых Господь позволил убивать для своих потребностей (например, быка, барана, курицу и т.д.), также по некоторым серьезным причинам, человека дозволено приговорить к смертной казни, однако это решается судом, который основывается на исламских заповедях. Жизнь – это великая милость Господня и только Он может одаривать ей.

В священном Коране Бог велит верующим:

«Не убивайте самих себя (друг друга), ведь Бог милостив к вам. Мы сожжем в Огне того, кто совершит это по своей враждебности и несправедливости. Это для Бога легко». (Коран 4,29)

Согласно аятам Корана можно сделать вывод, что Бог категорически запретил самоубийство, что является великим грехом, и возможно человек, совершивший это, будет всегда гореть в Огне.



комментариев