Волшебство исламского геометрического орнамента

Голландец Эрик Брауг (Eric Broug) – живущий на севере Англии – взял на себя миссию нести традиционный исламский орнамент в мир. Он объясняет, чем его привлек этот вид декоративного искусства, и дает пошаговую инструкцию для рисования узора «звезда».
Что вообще ислам дал человечеству? Всем нам известно, что это алгебра, тригонометрия, оптика, астрономия и многие другие достижения науки и изобретения «золотого века» ислама.

А тот, кто увлекается искусством и дизайном, добавит к этому и потрясающие узоры на мечетях, медресе, дворцах и других мусульманских архитектурных сооружениях по всему миру.

Мусульманские художники и ремесленники по религиозным соображениям не могли изображать людей и животных, возможно, поэтому они довели до совершенства эстетику абстрактного орнамента, мгновенно узнаваемого по повторению чередующихся геометрических фигур.

Математическая элегантность такого рисунка не зависит от его сложности, главное, чтобы он обязательно строился по сетке, нарисованной с помощью линейки и циркуля.

Исламский орнамент основан на принципах греческой геометрии, которая учит, что на основании самой простой формулы мы можем построить впечатляющее множество форм.

Исламский рисунок – это наглядное доказательство того, что даже с элементарными инструментами мы можем получить весьма сложные геометрические формы.

Итак, посмотрим, как это можно сделать.01

Данный шаблон представляет собой вписанную в квадрат окружность, разделенную на 12 равных сегментов (это можно сделать при помощи циркуля). Ставим иглу циркуля на каждую из четырех вершин квадрата и рисуем четыре дуги.

02

Далее вписываем малую окружность и проводим отрезки, как показано на рисунке.

03

По мере усложнения рисунка имеет смысл выделять пересечения, прежде чем провести линию.

04

Теперь наш узор начинает обретать форму. Я попытался это проделать: интересно, но довольно утомительно. И поэтому я проникся еще большим уважением к мастерам, жившим тысячу лет назад, у которых не было ни самозатачивающихся карандашей, ни огромных листов высококачественной бумаги, ни принтеров.

05

Теперь можете использовать красный карандаш.

06

Красиво. И вот, что у нас получилось.

07

Эту пошаговую инструкцию разработал Эрик Брауг – современный художник, активно использующий исламский геометрический узор в своей работе.

Эрик – голландец, но живет в Галифаксе, Западный Йоркшир.

«Язык геометрии поистине универсален, на него может инстинктивно полагаться каждый, ─ говорит он. ─ Это такая радость: начать с чистого листа и рисовать линии и круги, пока не получится четкий и красивый рисунок. Этот процесс напрямую связывает с историей прикладного искусства».

08

В исламском геометрическом орнаменте присутствуют элементы математики, искусства и истории. Дешифровка рисунка, вычленение последовательных шагов, в результате которых он был получен – это похоже на математическую головоломку. А построение нового орнамента требует творческого подхода и знания разных стилей и художественных элементов, которые использовали художники в старину.

Что же привело 48-летнего голландца-христианина к увлечению исламским декоративно-прикладным искусством?

Когда ему было чуть за 20, Эрик изучал ближневосточную политику в одном из амстердамских университетов. Тогда ему случайно попала в руки книга по исламскому искусству. Он был заинтригован. В 2000 году он переселился в Лондон, чтобы изучать исламское прикладное искусство в Королевской школе традиционных искусств. Потом окончил Школу восточных и африканских исследований (SOAS) и получил диплом по истории исламского искусства и архитектуры.

Эрик работает в академическом издательстве, а в свободное время пишет книги, проводит лекции и семинары, берет заказы на изготовление экранов и логотипов и другие работы для клиентов из разных стран.

09

Почти половина его клиентов – мусульмане. Их не удивляет, что он немусульманин?

«За 20 лет занятий исламским орнаментом меня спрашивали, не мусульманин ли я, всего пару раз. Это неважно. Красивые вещи нравятся всем. Я хочу взаимодействовать с людьми и показывать им красоту и технику исполнения этих орнаментов».

«Моя цель – популяризация этой традиции, чтобы она была доступна каждому, кто в состоянии нарисовать линию и окружность», ─ говорит он.

10

Эрик делает свои экраны из металла, дерева и плексигласа.

«Мой первый экран был для одной американской дамы из Небраски. Я не считаю, что исламский орнамент универсален и подходит на все случаи жизни. Например, если клиент заказывает экраны для турецкого ресторана, то лучше, чтобы узор был в османском стиле. Какой смысл использовать марокканский орнамент в оформлении турецкого ресторана?».

Точно. А то вдруг это отобьет у вас охоту есть кебаб.

11

Эрик надеется, что его исследования и практическая работа вдохнут жизнь в будущее исламского орнамента.

«Если говорить о том, что было создано за последние 8-10 веков, то мы можем придумать образовательную стратегию для оживления всего этого в XXI веке, потому что это, опять-таки, область творчества, которая пронизана новизной. Сейчас в области орнамента практически нет новинок – в основном, копирование».

13

Следующие узоры показывают, как рисунок из частично перекрывающихся шестиугольников можно превратить в двенадцатиугольники.

14

«Что мне нравится в этих четырех орнаментах, это то, что они показывают процесс творческого мышления художника, ─ говорит он. ─ Вероятно, он спросил себя: ‘Что если заменить эти шестиугольники двенадцатиугольниками, какой рисунок получится?’».

Самые интересные орнаменты в математическом отношении – те, что строятся из пятиугольников, например, который изображен ниже, потому что пятиугольники невозможно множить бесконечно, чтобы заполнить нужную плоскость, как это делают с шестиугольниками, квадратами, треугольниками.

Эта акварель Эрика – орнамент из семиугольников, вариант детали мамлюкского минбара в Каире.

«Мне нравится этот орнамент, потому что он выглядит очень современно и смело, хотя был создан в XV веке».



комментариев