Обман этого мира, - хутба шейха Мухаммада-Басыра

Уважаемые братья по вере, я хотел бы сегодняшнюю проповедь посвятить делам, поступкам мусульман, которые необходимо совершать, чтобы мы олицетворяли настоящий ислам. К сожалению, для многих из нас ислам стал чем-то утопическим, чем-то теоретическим, фантастическим, и на деле мы мало, что показываем и ещё меньше реализуем.

Отвлечение на мирскую жизнь

Всевышний Аллах в Коране говорит:

«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха, и пусть душа посмотрит, что она приготовила на завтрашний день. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах ведает о том, что вы совершаете.

Не будьте подобны тем, которые забыли Аллаха, и Он заставил забыть самих себя. Они являются нечестивцами.

Обитатели Огня не равны обитателям Рая. Обитатели Рая являются преуспевшими.

Если бы Мы ниспослали этот Коран горе, то ты увидел бы, как она смиренно раскалывается от страха перед Аллахом. Такие притчи Мы приводим людям для того, чтобы они поразмыслили». (56:18-21)

В этих и в других аятах для нас много поучительного, много назиданий и наставлений. Но, к сожалению, все эти примеры служат только лишь уроком и поучительной притчей для тех, кто размышляет.

Мы сталкиваемся с тем, что зачастую изучаем Ислам как теорию, как интересную информацию, которая нам нравится. И мы не устаем читать, изучать. Но в отличие от праведных предшественников, от сподвижников, от табиинов (последовавших за сподвижниками), мы ее используем, как школьники используют информацию для внеклассного чтения, а университетские студенты - для внеаудиторных занятий.

Сподвижники Пророка (да будет доволен ими Аллах) не учили больше десяти аятов, пока не видели воплощение этих аятов в своих собственных поступках. К сожалению, братья, мы ограничиваемся тем минимумом, который у нас есть, и не потому, что не хотим действовать, а потому что живем в очень материализованной среде. В мирской жизни, где все считается показателем успеха человека, его знаний, его мудрости, его умения жить в обществе только потому, что он материально возвысился или преуспел.

И поэтому нужно знать, что проблемой для нас является не то, что мы не хотим действовать, а то, что действовать ради Аллаха, Свят Он и Велик, нам мешает эта мирская жизнь, которая нас отвлекает.

Долгий ящик

Мы учимся, мы работаем, мы живем, мы занимаемся своими делами, но мечты быть соблюдающими мусульманами и стать среди них самими лучшими, к сожалению, мы откладываем в далекий и долгий ящик, вот наша проблема. Поэтому, когда мы говорим о том, что мусульманин должен действовать, мы приводим не только аяты, где Всевышний Аллах, Свят Он и Велик, говорит: «Скажи им, пусть они действуют. И Аллах, и его Посланник, и верующие увидят ваши дела». (9:105)

Эти дела мы не можем совершить не потому, что мы отрицаем дела как часть религии, как часть религиозных убеждений, как это делают мурджииты. Наверное, не секрет для вас, что мурджииты считали - если вера есть в глубине сердца, то в делах нет необходимости. Они говорили «так же, как кафирам не приносят пользу их праведные дела, вере не мешает отсутствие праведных дел и наличие греховности».

Хвала Аллаху, мы не являемся мурджиитами, но, к сожалению, тем, что мы ограничиваемся тем минимумом, который совершаем, тем, что мы не показываем настоящий Ислам, который был у праведных предшественников, мы в своем поведении в какой-то мере являемся олицетворением мурджиитской идеологии (прибегаю к Аллаху от этого).

Я часто говорил, что в Европе мусульмане, Хвала Аллаху, хоть и являются приезжими, хоть и являются мухаджирами, они преуспели и пошли дальше, чем мы. А мы!?

В каждой сводке по телевизору, где рассказывается о чрезвычайных происшествиях, преступлениях, обязательно должна фигурировать фамилия мусульманина. Если не каждый второй, то каждый третий. И не думайте, что если вы выполняете какие-то минимальные дела, то вы выполнили свой долг перед Аллахом, уважаемые братья.

Ученые говорят: действия мусульманина должны распространяться, в первую очередь на себя, во вторую очередь на семью, в третью - на братьев, которые являются его братьями по вере, в четвертую - на немусульман, которые должны видеть в его делах именно пример и рекламу для Ислама.

Поэтому я хочу сделать акцент на том, что мы, находясь среди не очень религиозных людей, к сожалению, становимся похожими на них. Мы отдаем предпочтение нашим мирским делам, мы добиваемся тех целей, которые ставим в начале месяца или в начале дня, чтобы сделать что-то ради того, чтобы заработать. И в конце месяца у нас бывает очень хороший отчет, очень хорошие достижения во всем, кроме вопросов религии.

«Я намеревался в этом месяце выучить десять аятов…»

Выучил? Пусть каждый отвечает сам себе. И вообще ставились ли такие цели на этот месяц!?

«Я планировал в этом месяце становиться на Кыяму-ль-ляйль (молитва ночного предстояния) и поклоняться Аллаху…»

Сколько сделал? И были ли поставлены такие задачи?

«Я поставил для себя намерение и цель пойти к братьям, которые занимаются богоугодными делами, распространяют Ислам или занимаются благотворительностью, и сказать: чем я могу быть вам полезным?»

Нет, братья, максимум, что мы можем сделать - это прийти на второй ракаат пятничной молитвы. Главное, знаем мы, если успел до произнесения «салама», завершающего намаз, значит, намаз засчитывается. И нет мощи и нет силы, кроме, как у Аллаха.

Трезвый взгляд

Поэтому ученые говорят: «Тот, кто будет трезво смотреть на мирскую жизнь должным образом, который она заслуживает, поймет, что наслаждение, которое здесь есть – это всего лишь испытание". И эта жизнь - на самом деле это больше мучение, если жить не ради Аллаха. Если мы приобретем халяльное, дозволенное, за это Аллах нас спросит, а если будет недозволенное, запретное, то за это накажет.

И тот, кто будет обогащен этим миром, получит долю от этого мира, он будет в вечном и постоянном искушении, в проблемах между тем, чтобы не зазнаться, и не возвыситься над теми, у кого нет возможности обогатиться.

Клянусь Аллахом, я видел братьев, которые менялись, если появились какие-то материальные блага. Дай Бог, чтобы он еще разбогател, но не изменился в характере и в нравах. Это очень большое испытание. Но Аллах может испытать и тем, что человек будет жить в бедности и будет опечален.

Поэтому, говорят - не надо так много внимания обращать на этот мир, а надо больше акцентировать внимание на том, что Аллах обещал нам в мире вечном. И для этого нам нужно просто использовать этот мир, как средство для достижения мира вечного, а не как самоцель.

Поэтому говорят: «Новое в этом мире портится рано или поздно. И богатство, которое вы приобретете, остается здесь, оно заканчивается. И если кто-то сегодня будет величественным из-за власти, или денег, или авторитета, то завтра Аллах может с таким же успехом поставить его на место или же еще больше унизить. И большое количество того, чем вы сегодня наслаждаетесь, завтра может быть уменьшено до минимума или вообще до того, что вы ничего из этого не получите».

И бывают такие братья, которые были миллионерами, но сегодня они как банкроты. И он не хочет ни с кем разговаривать, потому что этот мир, дунья, от него отвернулся. Свят Аллах! Мусульманин богатый, потому, что он намаз читает, потому, что у него есть братья по вере, потому, что у него есть религия! Богаче него кто есть? Когда Пророк (мир ему и благословение) говорит: «Тот, кто утром проснулся, будучи здоровым, овладел этим миром, со всем, о чем можно в нем мечтать».

Поиск благих дел

Хочу привести несколько высказываний ученых, чтобы мы, даст Аллах, умели отдавать предпочтение поиску благих дел, помогать тем, кто этим занимается. Или же работать с теми, кто трудится на пути Аллаха в благотворительности и распространении религиозных знаний.

Али (да будет доволен им Аллах) говорил: «О, этот мир! Ты встал на моем пути, или соскучился по мне. Нет, не будет того, чтобы ты пленил меня, о, этот мир. Обманывай других. Я не стану обманываться тобой. Я дал тебе три развода и не хочу тебя возвращать. Жизнь в тебе краткосрочная, короткая, и жизнь здесь на самом деле не достойна поминания по сравнению с миром вечным. И опасность в том, чтобы именно здесь попытаться остаться или увековечить свое имя, это очень опасная попытка».

Желание быть среди преуспевших и все время думать только об этом мире, говорит он, это очень большая опасность. Он говорит: «О! Я больше переживаю, что у меня очень мало провизии перед Аллахом, и далекий путь, который мне придется преодолеть, и именно незнание того, что ожидает в пути».

Он боится, что в могиле будут испытания, которых он не выдержит… Боится, что в Судный день будет испытание, которого он не выдержит… Боится, что на мосту Сират будут испытания, которых он не выдержит… Вот это, что было в головах, в умах и в сердцах сподвижников, в отличие от нас, которые довольствуются тем, что мы знаем Ислам.

Самый большой урон

У кого-то есть щетина, у кого-то есть тюбетейка, у кого-то есть соответствующий атрибут, кто-то научился говорить «салам алейкум», «аль-хамду ли Ллях», и этим довольствуется. Хотя сподвижники (да будет доволен ими Аллах) мечтали бы оказаться на нашем месте, уважаемые братья.

Они оставляли свои дома. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Кто может умереть в Медине, пусть умрет там». Но кроме этого призыва был другой призыв, призыв Аллаха. «Я, будучи убежденным, призываю, - говорит Пророк (мир ему и благословение), - по приказу Аллаха, и те, которые за мной последовали, призывают к религии Аллаха».

Они мечтали бы оказаться на нашем месте и свободно распространять Ислам, как словами, так и делами. Так, где же мы, братья, в этом участии!? Мы очень часто говорим: проблема в кадрах.

Кто нам поможет заниматься с молодежью, стариками, детьми? Некого найти. Почему? Потому, что этот мир нас всех засосал. Что же делать братья? Опомниться нужно, и потому что Аллах, Свят Он и Велик, говорит: «Не будьте подобны тем, которые забыли Аллаха, и Аллах заставил забыть себя». (59:19)

Это и есть самый большой урон, братья, который можно претерпеть, если после того, как мы узнали об этом, мы не изменили наши взгляды на жизнь. Дорогие братья, хочу процитировать слова Ибн Кудамы (да будет Аллах милостив к нему):

«Да помилует тебя Аллах. Воспользуйся своей драгоценной жизнью. И бережно относись к своему времени. И знай, что время, отпущенное тебе на этом свете, ограниченное. И количество вздохов и выдохов, которые ты сделаешь, они известны Аллаху, не прибавишь, не убавишь. И с каждым вдохом ты становишься ближе к смерти".

И в целом жизнь на этом свете, она короткая. И того, что осталось, что ты сможешь с пользой использовать, тоже не много. И каждая часть этой жизни, и этого вдоха и выдоха, это драгоценный камень. Оно не может быть заменено другим, потому что это для тебя самый драгоценный камень. И этой жизнью, которая тебе дается один раз, ты приобретаешь вечные наслаждения или вечные муки.

Так постарайся, чтобы каждый твой вдох и силы были потрачены на совершение Богоугодных дел или праведность, с помощью которых ты намереваешься приблизиться к Аллаху, Свят Он и Велик. Но на самом деле, если из мирских украшений у тебя хотя бы один драгоценный камень был бы, это тебе причинило бы огромную боль. Поэтому как ты можешь небрежно относиться к своим часам, и к своему времени? И ты не переживаешь, не оплакиваешь себя за то, что твое время идет бесполезно или с меньшей пользой».

Однажды я видел очень интересную цитату: «Ты есть то, что ты смотришь». Я хочу сказать, что мы есть то, о чем мы больше всего говорим. Если говорить в общем, и то, что ты смотришь, и там, где ты пропадаешь, вот это и есть ты. Помимо этого ты можешь утверждать что, «я мусульманин и лучше меня нет»: «Есть один, который учился, у него знаний чуть-чуть больше, а так я самый лучший после него».

Словами вы скажете «нет», но ваше поведение говорит об этом. Говорит то, что мы расслабляемся, и не испытываем никакого угрызения совести, что нам нужно делать ради Аллаха и не делаем. Говорит наше спокойное поведение и привязанность к этому миру. Это и есть наше состояние, даже если будем утверждать обратное.

Уважаемые братья, Всевышний Аллах в Коране говорит: «Аллах не изменит положение людей в лучшую сторону, пока они сами не изменятся внутри себя». (13:11) Вот то, что нам нужно сделать! Не расслабляться, братья, не ограничиваться тем, что мы достигли, потому что Пророк (мир ему и благословение) порицал это.

Он сказал: «Когда ты смотришь, на тех, кто преуспел в мирской жизни, смотри на тех, кто ниже тебя, и ты скажешь «Хвала Аллаху, что мое положение не такое плохое, как у этих людей». А когда ты смотришь на людей в религии, смотри всегда на тех, кто выше тебя, чтобы для тебя был пример для подражания».

Эти мерила у нас, братья, перевернуты. Пора их вернуть на место. И винить во всем, что происходит с Исламом, с мусульманами, немусульман несправедливо, и это противоречит Корану, потому, что Аллах говорит: «Воистину, Аллах не меняет положения людей, пока они не изменят самих себя». (13:11)

Умар бин Абдул Азиз и Абу Хазим

Перед тем, как закончить, хотел бы привести слова, которые были высказаны Умару бин Абдул Азизу праведником его времени Абу Хазимом. Умар бин Абдул Азиз говорит:

- Дай мне наставление.

Абу Хазим отвечает:

-Ты должен лечь на бок, потом представь, что смерть находится у твоей головы, и потом подумай над тем, что ты хотел бы делать, и чем ты хотел бы заниматься в этот момент. Представь, что час, когда ангел пришел к тебе и заберет твою душу, настал, и ты поспешил бы этим заняться. Как будто это все случилось наяву, встань и займись этим. И то, чего ты больше всего не хотел бы видеть в себе, когда придет ангел смерти за твоей душой, оставь с этого момента. Может быть, тот час для тебя на самом деле близок.

Я хочу сказать, что Аллах, Свят Он и Велик, Милостив к своим рабам. Аллах прощает грехи, даже если человек убил сотню людей. И вы знаете эту историю. У человека, который убил 99 душ, было желание измениться. Он не успел совершить ничего хорошего, он совершал только одни грехи.

Но из-за того, что у него была эта решимость, это твердое намерение и настрой, Аллах, Свят Он и Велик, как вы знаете, сделал его праведником и ввел в райские сады. Почему? Потому, что в нем было желание изменить мир к лучшему. В отличие от нас, кто изучает Ислам для теории и ограничивается тем, что есть, потому, что нам жалко часть времени и денег.

И в заключение хочу привести аяты Всевышнего Аллаха, Свят Он и Велик: «Верующих мужчин и женщин, которые поступали праведно, Мы непременно одарим прекрасной жизнью и вознаградим за лучшее из того, что они совершали». (16:97).

Эта награда в обоих мирах братья.

Будьте жертвенными, будьте богобоязненными, будьте активными в благих делах и в распространении Ислама, и совершении полезных дел. Аллах, Свят Он и Велик, обещает вам большее богатство, взамен того, что вы оставили ради Него в этом мире.

Если вы верите в Коран, вы верите в это обещание: «Мы оживим его лучшей жизнью. И еще уготовлено им наилучшее вознаграждения в мире вечном за то, что они совершали». (16:97)

Так чего же нам еще больше нужно?

Мухаммад-Басыр Гасанов, имам общины Дар уль-Аркам



комментариев