Измученная заботами мать усаживает перед телевизором своего двухлетнего малыша, теперь у нее есть несколько минут отдыха. Ребенок пристально следит за куклами, которые поют песенки и ведут незатейливые диалоги. Она закрывает глаза и глубоко вздыхает, счастливая, что ей дали кратковременную передышку от материнских обязанностей.
Здравый смысл подсказывает, что такая мать неправа. Ей не следует использовать телевизор вместо няньки, тем более делать это регулярно, потому что это может затормозить умственное развитие ребенка. Уже много лет матери скрепя сердце и чувствуя свою вину, используют телевизоры как своих помощников по присмотру за детьми. Но, по некоторым данным, иногда здравый смысл может ошибаться.
Поиск стимуляции
Антрополог Десмонд Моррис (Desmond Morris) утверждает, что просмотр видео- или телепрограмм не только полезен ребенку, но может иметь более разнообразное воздействие, чем чтение книги. «Когда вы читаете ребенку, вы воздействуете на него только вербальным способом… Хороший художественный фильм с удачным сценарием, музыкальным сопровождением и зрелищными съемками оказывает тройное влияние на воображение. Фильм может быть лучше, чем книга. И ошибочно утверждать обратное».
Другие эксперты, такие как физиолог Арик Сигман (Aric Sigman) не согласны. «Мозг ребенка должен получать нагрузку и дорисовывать иллюстрации к истории, которую он слушает, представлять героев и ситуации в своем воображении, исходя из всего нескольких намеков».
Но Моррис не одинок в том, что защищает преимущества телевидения как средства образования для маленьких детей. Как и следовало ожидать, американский телеканал PBS выступает за ограничение просмотра телепрограмм детьми, о чем сообщает на «Родительской странице» своего сайта: «Время, проведенное дошкольниками у экрана, как шоколад – маленькими порциями это вкусно и приятно, большими порциями – может сформировать плохую привычку на всю жизнь».
Сайт pbs.org предлагает девять рекомендаций по подбору передач, подходящих для ребенка. В частности, он советует отдавать предпочтение программам, в которых ребенок может увидеть «конструктивные способы решения конфликта», «положительные социальные модели», «уроки, которые прививают любовь к знаниям».
Преимущества телевидения расхваливают и другие. Например, в своей статье «Обязательные телепрограммы для детей среднего и старшего дошкольного возраста» журналистка и детский автор Дэниел Вуд (Danielle Wood) пишет: «С появлением все большего количества качественных передач, теперь вы можете не испытывать чувства вины всякий раз, когда разрешаете ребенку смотреть телевизор».
Дошкольный педагог с 20 летним опытом Дайан Кагрис говорит: «Я считают, что в умеренных количествах это прекрасное средство обучения вашего ребенка, которое помогает ему усваивать материал. Главное – дозировать воздействие телевидения на вашего ребенка».
Таким образом, если верить этим данным, зрительные средства информации, такие как телевидение и видеозаписи, даже желательны, потому что они стимулируют различные органы чувств, помогают ребенку усвоить позитивные уроки. А с увеличением количества качественных теле- и видеопрограмм эти средства информации становятся еще более привлекательными. Причем польза от них многократно возрастает, если во время просмотра происходит общение родителей и детей.
С другой стороны, в этом отношении продолжают оставаться серьезные опасения. Как пишет limitv.org, «часы бодрствования, которые малыш проводит перед телевизором, лишают его времени общения с родителями и времени для игр – этих двух видов деятельности, имеющих принципиальное значение для развития ума и воображения».
Если ребенок проводит перед телеэкраном слишком много времени, он теряет возможность учиться в процессе общения с любящими взрослыми, и этот пробел уже не восполнить в будущем. В связи с этим limitv.org не рекомендует разрешать смотреть телевизор детям младше пяти лет.
Авторы сайта – не единственные, кто высказывается против телевидения для маленьких детей. В статье «Вашингтон таймс» директор Центра СМИ и детского здоровья в Бостоне и профессор педиатрии Гарвардской медицинской школы Майкл Рич (Michael Rich) берет под прицел критики большинство популярных детских телешоу: «По крайней мере, до трех лет мозг ребенка просто не подготовлен ко многим вещам». Рич считает, что родители поощряют просмотр телепрограмм детьми, потому что дети от этого «довольны, послушны и всегда под контролем». «То же самое делает и героин – но ведь вы не даете детям героин», – говорит он.
Четкие приоритеты
Действительно ли телевидение помогает маленьким детям учиться и развиваться? Или оно нарушает нормальный процесс развития в один из самых ответственных периодов жизни ребенка?
Имея столько авторитетных мнений, как принять решение?
В каждой семье должен быть свой подход к телевидению. В любом случае, полезно следовать этим общим рекомендациям:
1. Не делайте телевизор центром жизни вашей семьи. Чаще занимайтесь делами в другой части дома, при этом выключайте телевизор.
2. Если вы хотите, чтобы ребенок смотрел какие-то передачи, смотрите вместе с ним и общайтесь в процессе просмотра.
3. Пусть ваши просмотры ограничиваются определенными программами. Не допускайте, чтобы телевизор работал часами.
4. Не ставьте телевизор в детской. Это относится не только к маленьким детям, но даже к подросткам. Пусть просмотр телепрограмм будет вашим семейным мероприятием, а не личным делом каждого.
5. Никогда не допускайте, чтобы телевизор был на первом месте, особенно в религиозных вопросах. Когда приходит время намаза, выключайте телевизор. Не стоит включать его сразу же после того как вы закончили молиться – лучше почитайте Коран, послушайте записи с декламацией Корана. Так даже маленький ребенок поймет, что ислам и богослужение важнее, чем любые развлечения.
С 1950-х годов телевизор ялвяется неотъемлемой частью жизни практически каждой семьи, и почти столько же длятся споры о пользе и вреде телевидения.
Так же, как и все прочие устройства, телевизор – это просто инструмент, который можно использовать во благо или во вред. И от родителей зависит, какое место телевизор будет играть у них в доме, и как рано детей познакомят конкретно с этим предметом обстановки. Если родители четко осознают свои приоритеты, и для них вера и семья важнее любых развлечений, то в этой семье не будет проблем с телевизором.