Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Поистине, дела совершаются с намерениями, и, поистине, каждому человеку достанется только то, что он намеревался обрести. Тот, кто переселялся к Аллаху и Его Посланнику, переселился к Аллаху и Посланнику; тот же, кто переселялся ради мирского, которое он хотел получить, или женщины, на которой он хотел жениться, переселился лишь к тому, к чему он переселялся» (Аль-Бухари, Муслим).
Передаётся, что имам аш Шафии сказал: «Этот хадис является третью знания и входит в 70 разделов исламского права». Передаётся, что имам Ахмад сказал: «Ислам основывается на трёх хадисах», в числе которых назвал и этот.
Фикх намерения
Яхья ибн аби Касир сказал: «Изучайте намерения: поистине, они важнее самих действий». Действительно, человек может быть вознаграждён Всевышним Аллахом за намерение на благое дело, которое он по какой-либо из причин не смог совершить. Однако человек никогда не получит награду за дело, которое он совершил с порочным умыслом.
В шариатском смысле намерение – это «умысел (цель), связанный с действием, совершаемым для приближения к Аллаху». Намерение охватывает два положения:
1. Различение действий и видов поклонения между собой. Намерение предписано шариатом для различения действий, которыми человек приближается к Аллаху, от обычных бытовых дел. Без различения вида совершаемого поклонения оно не будет действительным и принятым Всевышним Аллахом.
2. Различение объекта поклонения. Аллах говорит (перевод смысла): «Среди вас есть такие, которые желают этот мир, и такие, которые желают Последнюю жизнь» (сура «Семейство Имрана», аят 152). Этот пункт, в свою очередь, можно разделить на три следующих:
а) когда человек совершает действие искренне ради Всевышнего Аллаха, желая Его довольства и награды. Аллах говорит (перевод смысла): «Вы расходуете это только из стремления к Лику Аллаха. Какое бы добро вы ни израсходовали, вам воздастся сполна и с вами не поступят несправедливо» (сура «Корова», аят 272);
б) когда действие в своей основе совершается ради Аллаха, однако приукрашивается для людей или ради чего -либо мирского. Ас Самарканди сказал: «То, что делается ради Аллаха, – принимается; то, что делается ради людей, – отвергается. Если, например, человек совершает обеденную молитву, стремясь исполнить обязанность, которую на него возложил Всевышний Аллах, но при этом удлиняет и приукрашивает её из- за людей, то сама его молитва принимается Аллахом, однако то, что он добавил из -за людей, – отвергается». Точно так же, если человек оказывает кому -либо материальную помощь, стремясь к довольству и награде Всевышнего Аллаха, однако, к примеру, стесняясь людей, увеличивает своё пожертвование, то в Судный день он не найдёт того, что добавил из -за людей.
в) когда человек совершает действие и ради Аллаха, и ради мирского, а также когда он совершает действие исключительно ради мирского. В обоих этих случаях его дело будет отвергнуто Всевышним Аллахом, на что указывают многочисленные аяты Корана и хадисы Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Аллах говорит (перевод смысла): «Он – Аллах, и нет божества, кроме Него, Властелина, Святого, Пречистого, Оберегающего, Хранителя, Могущественного, Могучего, Гордого. Пречист Аллах и далёк от того, что они приобщают в сотоварищи» (сура «Собрание», аят 23). В хадисе кудси передаётся: «Если кто-либо совершит дело, в котором придаст Мне сотоварищей, то Я не причастен к нему» (Муслим).
Интересно, что наши праведные предшественники считали показухой не только дела, совершаемые ради людей, но и их оставление. Так, Фудейль ибн Ияд говорил: «Оставление дела из- за людей является показухой, совершение же дела ради людей является многобожием». Мусульманин не должен оставлять полезные дела, боясь показухи. Он должен исправлять намерение и действовать. И несмотря на то, что многие из нас, далёкие от истинного знания и богобоязненности, считают искренность своих действий чем-то самим собой разумеющимся, один из самых великих табиинов (последователей сподвижников) Суфьян ас Саури говорил: «Не было для меня ничего труднее, чем намерение».
Намерение и вознаграждение
Указав, что каждое целенаправленное действие совершается с определённым умыслом (намерением), Посланник Аллаха (мир ему и благословение) разъяснил, что от этого намерения зависит итог каждого дела: действительность, награда и её величина; недействительность, наказание и его тяжесть. От намерения зависит, будет ли дело принято Всевышним Аллахом, отяжелит ли правую чашу весов деяний человека в Судный день или окажется ничтожным и отвергнутым Господом миров. Абдулла ибн аль-Мубарак говорил: «Маленькое дело посредством намерения становится великим, как посредством намерения большие дела становятся ничтожными».
Человек может совершать действие, которое в основе своей не является поклонением, как, например, есть или спать, и получать за это вознаграждение посредством правильного намерения. Когда мусульманин намеревается поесть или поспать, помня о Всевышнем Аллахе, благодаря Его и желая подкрепиться или отдохнуть, чтобы продолжить идти по пути Аллаха, его сон и трапеза становятся поклонением, за которое он получит награду в Судный день. Передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:«Поистине, ты непременно получишь награду за содержание (своей семьи), если будешь стремиться этим к Лику Аллаха, – даже за кусок еды, который ты кладёшь в рот своей жене» (Аль Бухари, Муслим). Говоря о куске еды, который мужчина кладёт в рот своей жене, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не говорит о чём-то обязательном или о какой-то важной сунне. Он говорит о ситуации, когда мусульманин развлекается со своей женой. И даже за сближение, удовлетворяя свои страсти, супруги получают награду Всевышнего Аллаха, как получили бы наказание, если бы удовлетворяли их недозволенным образом, как это разъяснил Посланник Аллаха (мир ему и благословение).
С другой стороны, человек может совершать действие, которое в основе своей является поклонением Аллаху, и не получать за него ничего. Аяты Корана и хадисы Пророка (мир ему и благословение Аллаха) на эту тему многочисленны. Мы же ограничимся одним из них – хадисом, который не может не тронуть сердце мусульманина, который не может не заставить его беспокоиться.
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Первым из людей, кого будут отчитывать в Судный день, будет мужчина, погибший смертью шахида (сражаясь на джихаде). Его приведут и напомнят о милостях, оказанных ему Всевышним Аллахом. Он вспомнит о них, и тогда спросят, как он ими распорядился.(Мужчина)ответит:«Я сражался на твоём пути, пока не стал шахидом».(Всевышний Аллах) скажет:«Ты лжёшь. Ты сражался, чтобы о тебе сказали: «Храбрец», – и это было сказано». После чего его потащат лицом (по земле) и бросят в огонь. Затем(приведут)мужчину, который получал знание, передавал его другим и изучал Коран. Ему напомнят о милостях, оказанных Всевышним Аллахом, он вспомнит о них, и тогда спросят, как он ими распорядился. Он ответит: «Я получал знание, обучал ему других и изучал Твою Книгу, стремясь к Твоему довольству». Всевышний Аллах скажет: «Ты лжёшь. Ты приобретал знание, чтобы о тебе сказали: «Учёный», ты читал Коран, чтобы о тебе сказали: «Чтец», – и это было сказано». После чего его потащат лицом (по земле)и бросят в огонь. Затем(приведут)мужчину, которому Аллах дал большое состояние, все виды имущества и благ. Ему напомнят о милостях(оказанных Всевышним Аллахом), он вспомнит о них, и тогда спросят, как он ими распорядился.(Мужчина) ответит: «Я не оставил ни одного способа потратить имущество на Твоём пути». (Всевышний Аллах)скажет: «Ты лжёшь. Ты делал это, чтобы о тебе сказали: «Щедрый», – и это было сказано». После чего его потащат лицом по земле и бросят в огонь» (Муслим).
Братья и сёстры, эти люди совершали огромные дела, которые стали ничтожными по причине их намерений. Они променяли вечную жизнь в джаннат аль-фирдаус на слова людей. Слова, которые обречены быть забытыми. И если намерение может быть порочным даже в таких великих делах, что говорить о нашей повседневной жизни?
Заключение
Юсуф ар Рази сказал: «Самая редкая вещь в этом мире – это искренность».
Многие из тех, кто старается ради этого мира, усердствуют гораздо больше нас, – мусульман, старающихся ради вечной жизни. И, поистине, это одна из причин упадка нашей уммы. Умма, у ног которой в недалёком прошлом лежал весь мир. Мужи, которые сделали эту умму великой, давно покинули этот мир. Они достойно прошли свой путь и навеки вписали свои имена в историю. Каждый день, в каждой молитве, читая суру «Аль ФатихIа», мы просим Всевышнего Аллаха вести нас по их пути. Однако сегодня по воле Аллаха у нас есть то, чего уже нет у них, – жизнь. И больше всего они желают вернуться в этот мир и добавить к своему уделу Рамадан, по отношению к которому мы сегодня беспечны.
Сегодня умма Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) находится на пороге возрождения былого величия. С нами или без нас – умма обязательно поднимется. Всевышний Аллах в нас не нуждается.
Мужей, которые сделали эту умму великой, с нами сегодня нет. Однако у нас есть Всевышний Аллах, есть Его Книга и Сунна Его посланника, которые сделали великими этих мужей. У нас есть всё, что было у них. Кроме желания заслужить награду Всевышнего Аллаха. Да укрепит нас Аллах.