Салман Аль-Уда: "Тренировка самообладания – часть веры"

Человек может выглядеть спокойным и сдержанным снаружи, но иметь испепеляющий вулкан внутри.

Если вы способны сохранять спокойствие, находясь в гневе, то вы обладаете истинным самоконтролем.

Мы должны всегда быть справедливыми и уравновешенными в том, что произносим вслух, независимо от того, рады мы или расстроены, довольны ли случившимся или недовольны. Спокойствие проявляется в тоне нашего голоса, в выбираемых нами словах, в наших жестах, в выражении лица и манерах.

Нам всем следует помнить о том, что поклонение не ограничивается молитвой, постом и паломничеством. Жизнь сама по себе является непрерывным поклонением, и мы должны вести себя соответствующим образом.

Абу Хурайра передал, что однажды к Пророку (мир ему) подошел человек и сказал: «О посланник Аллаха! Есть одна женщина, которую все знают по ее молитвам, посту и милостыне, но она оскорбляет соседей своим языком». Пророк (мир ему) ответил: «Ее место в аду».

Самоконтроль означает воздержание от опрометчивой реакции на происходящее вокруг нас.

Периоды напряженности и периоды апатии являются частью человеческой природы. Пророк (мир ему) сказал:

«Каждый человек переживает периоды активности, и после каждого периода активности следует вялость» (Ибн Хиббан).

Это справедливо и для любви. Она может начаться с иррациональной силой, а затем становится здоровой и сбалансированной любовью после брака. Она может ослабнуть, отступить или даже умереть, если для нее не было создано крепкой опоры, или если ее разрушает человеческий эгоизм.

Самообладание заключено в доле секунды между самой провокацией и инстинктивной реакцией на нее. Поэтому Пророк (мир ему) сказал:

«Терпение необходимо проявлять при первом ударе бедствия» (Аль-Бухари, 1302).

Мы должны реагировать на каждую провокацию так, словно за нами следит скрытая камера, записывающая нашу реакцию и передающая ее на весь мир. Это заставило бы нас реагировать более рассудительно и помогло бы нам научиться самоконтролю.

Мы знаем по собственному опыту, что гораздо легче сказать что-либо, чем сделать. Легче всего поддаться потоку эмоций в моменте, когда мы не желаем принимать то, что так расстраивает нас.

Те, кто владеет истинным спокойствием, приобрели его вовсе не в одночасье. Они научились его после многих попыток и многих провалов. Однако они не оставляли попыток самосовершенствоваться.

Аллах говорит нам: «Поистине, те, которые понижают свой голос в присутствии посланника Аллаха из уважения - это только те, сердца которых Аллах очистил для богобоязненности. Им - великое прощение их грехов и большая награда» (св. Коран, 49:3).

Этот аят – из суры Аль-Худжурат, в которой говорится о целом ряде актуальных вещей, в т.ч., людям предписывается не повышать своего голоса, не распространять слухов, не оскорблять людей, не насмехаться над ними и избегать подозрений. В этой суре строго осуждается расизм, шовинизм и сеяние смуты.

Когда мы говорим о том, что нужно быть спокойными и собранными, это не означает, что мы избавились от человеческой природы, естественных свойств характера и чувств. Это означает, что мы добавляем к нашим естественным свойствам еще одно качество – самообладание.

Мы можем добиться этого, постоянно напоминая себе о том, что как раз данная ситуация была послана нам для испытания нашего терпения и самоконтроля самим Аллахом.

Я и сам сталкивался в жизни с горькими вещами, с которыми, как я тогда думал, мне было лучше не сталкиваться. Лишь годы спустя я понял, что этот опыт помог мне сформировать личность и стать более терпимым и прощающим человеком. Теперь же я благодарю Аллаха за то, что он помог мне перерасти те самые обстоятельства, которые я ненавидел в то время.

Перевела с английского языка Зарина Саидова специально для Ансар.Ru



комментариев