Рекомендации мусульманским меньшинствам

В одном из своих недавних выступлений, опубликованных на Youtubе, помощник генерального секретаря Всемирного союза исламских ученых, доктор Сальман аль-Ауда затронул вопросы, касающиеся проживания мусульман в западном обществе. Представляем читателям ряд рекомендаций, выдвинутых шейхом в ходе своего выступления.

Так, доктор Сальман аль-Ауда призвал мусульман, проживающих в неисламском обществе, к поиску баланса между двумя крайностями: 1 - социальной изоляцией, к которой прибегает верующий человек, пытаясь обезопасить себя от отрицательных сторон современного общества, и 2 - чрезмерной открытостью, которая может вызвать отрицательную реакцию на само общество.

В свете вышесказанного, Сальман аль-Ауда рекомендует мусульманам выявлять позитивные, сильные стороны общества, в котором они живут, и заимствовать их, либо ставить себе на службу.

Важность мечты

Ученый также призвал к необходимости ставить цели и мечтать, так как это делает жизнь человека более осмысленной. «Наши мечты могут быть разными – достижение личной славы или, к примеру, осуществление политических перемен, которые, на сегодняшний день, происходят в арабском мире, - сказал Сальман аль-Ауда и продолжил, - пожалуй, за свою жизнь я был свидетелем многого, чего даже не предполагал. Даже и не думал о том, что застану смену власти в Египте, Ливии, Тунисе, Йемене, а скоро, по воле Аллаха, и в Сирии».

«Я не ожидал, что увижу, как арабские народы станут самостоятельно решать свою судьбу, думать о будущем, искать пути решения проблем, а власти, в свою очередь, будут стремиться к тому, чтобы учитывать волю своих граждан», - сказал ученый.

Устремленность и энтузиазм

Сальман аль-Ауда отметил, что «возраст человека определяется не годами, а состоянием его духа, живостью, активностью и энтузиазмом». Как говорит ученый, «среди молодежи можно найти таких, которые в свои ранние годы чувствуют себя как дряхлые старики, в то время, как среди взрослого поколения есть такие, уже видавшие виды люди, которые светятся жизнью и стремятся к дальнейшим свершениям».

Шейх также призвал мусульман мечтать, фантазировать и предполагать только хорошее, отметив, что «фантазия, как говорят, важнее знания, так как именно через нее знание воплощается в жизнь».

«Фантазия особенна тем, что ее невозможно никаким образом ограничить – ее не посадишь в тюрьму и никак не запугаешь», - сказал ученый, добавив, что именно фантазия и мечты снабжают человека ощущением ценности жизни.

«Даже, если у нас на данный момент и нет возможностей их реализовать, они могут появиться позже – завтра, через год, через 10 лет, и осуществиться нами либо теми, кто придет после нас», - добавил Сальман аль-Ауда.

Учение Пророка

Сальман аль-Ауда обратил внимание мусульман на то, что и учение Пророка побуждает мечтать и фантазировать. И в качестве примера привел одно из высказываний Мухаммада (мир ему и благословение): «Клянусь Аллахом, Аллах обязательно приведет это дело к завершению, и (будет так, что) всадник, направляющийся из Саны в Хадрамаут, не станет бояться никого, кроме Аллаха и волка для своих овец, но вы (слишком) торопитесь!»

Ученый отметил, что слушая данный хадис, невозможно не представить всадника, который смело скачет на коне из Саны в Хадрамаут – местность, которая находиться на самом южном краю Аравийского полуострова – и никого не боится, кроме Всевышнего (в том смысле, что этот человек будет обладать всеми правами и свободами и не будет опасаться произвола властей, страж порядка и, вообще, несправедливого отношения к себе).

Говорить на одном языке

Относительно ведения диалога с немусульманами об исламе, доктор аль-Ауда подчеркнул, что мусульманам необходимо принимать во внимание особенности, религиозные предпочтения и менталитет общества, в котором они живут, чтобы говорить с ним на одном языке и, соответственно, двигаться к взаимопониманию. Шейх утверждает, что тот подход, который между собой используют верующие люди, обсуждая вопросы, касающиеся, к примеру, женщин в исламе или джихада, будет непонятен немусульманам.

Права женщин

Сальман аль-Ауда также добавил, что разговоры о полноценности прав женщин в некоторых исламских странах, включая и арабские, далеки от реальности чуть более, чем полностью, отметив, что там женщина до сих пор лишена многих свобод, к примеру – финансовых прав или права на наследство.

А Пророк (мир ему и благословение) говорил: «Женщины – родные сестры мужчин». Но, несмотря на это, все же стоить отметить, что в арабских странах женщина в гораздо большей степени защищена от распущенности, свойственной западному обществу.

Шейх также отметил, что, порой, бывают ситуации, когда женщина в этих странах подвергается насилию и, в большинстве случаев, не может об этом заявить. Как говорит ученый, такого рода проблемы действительно имеют место в исламских странах и их нужно не скрывать, а решать.

Ученый также подчеркнул, что необходимо необходимо видеть разницу между общественными традициями и нормами мусульманского права, которые нам нужно разъяснить людям, используя при этом разум, логику и мудрость.

Новые мусульмане

Сальман аль-Ауда также призвал мягче относиться к недавно принявшим ислам мусульманам в западных странах. Шейх подчеркнул, что на первых этапах необходимо обращать их внимание на фундаментальные вещи - такие, как столпы веры, твердая убежденность в существование Единого Бога, столпы ислама и пропагандируемые им морально-нравственные ценности (как справедливость, проявление почтительности к родителям, поддержание родственных уз, хорошее отношение к любым творениям Всевышнего и так далее). Эти принципы являются общечеловеческими и находят отклик у каждого.

Модернизация религиозного обучения

По мнению доктора аль-Ауды, программы религиозного обучения нуждаются в обновлении и модернизации в том, что касается примеров и способа подачи материала; например, то, что сейчас преподают его сыновьям, он учил лет 45 назад. Как утверждает ученый, модернизация данной сферы является требованием исламского права.

Сальман аль-Ауда подчеркнул, что вопрос касается не самой информации, а способа ее подачи и сказал: «Не думаю, что те программы обучения, которые действуют у нас, несмотря на то, что они содержат правильную информацию, укрепляют любовь к Аллаху, к вере и нравственным качествам».

Другие нормы

Доктор аль-Ауда также призвал проживающих в западном обществе мусульман регулярно совершать зикр и истигфар - поминать Аллаха и просить у него прощения. Это необходимо, ибо в таком социуме верующий человек неизбежно пересекается с греховными вещами и, порой, может неосознанно подпадать под их влияние.

В таком обществе мусульмане находятся в меньшинстве и по этому не могут устанавливать свои порядки. В связи с этим, шейх упомянул высказывание Ибн Таймии, смысл которого заключается в том, что мусульманин, проживающий в неисламском обществе, руководствуется другими нормами, отличающимися от тех, которым следуют в исламских странах.

В то же время, шейх подчеркнул, что, несмотря на все, в подобном социуме мусульманам нельзя проявлять попустительство и равнодушие, и подвергать себя разного рода сомнительным вещам, которые в дальнейшем могут привести к негативному исходу. Ибо некоторые вещи сами по себе могут выглядеть довольно безобидно, но являться отрицательными из-за последствий, к которым могут привести.

Студенты

Говоря о мусульманской молодежи в неисламских странах, Сальман аль-Ауда подчеркнул необходимость придерживаться исламских традиций, к примеру, девушкам воздерживаться от использования косметики, украшений и выставления на показ своей красоты, а также проявлять смирение при общении.

Также, молодым людям нужно воздерживаться от посещения мест, где мужчины и женщины находятся вместе, избегать прямого контакта и не находиться наедине с человеком противоположного пола, к примеру, в университетских аудиториях - парням садится отдельно от девушек.

В связи с этим, ученый отметил, что во времена Пророка (мир ему и благословение) мужчины и женщины молились в одном помещении, только мужчины были впереди, а женщины сзади. По окончании коллективной молитвы первыми из мечети выходили женщины, затем, через какое-то время, мужчины.

«Здесь вопрос касается благих намерений и благородных целей», - говорит шейх, отмечая, что по данному вопросу имеются различные мнения. С одной стороны, существует опасность совершения греховных поступков, а с другой - чрезмерное стремление предохранить себя от всего, что только возможно, то есть, крайнее проявление строгости, которое человек может применять не только к себе, но и, к примеру, своей жене или друзьям.

«Безусловно, есть вещи, относительно которых всегда будут иметься разные мнения, ведь мы же не роботы, созданные по одному шаблону, а люди», - добавил шейх, призвав не впадать в крайности, воспитывать в себе положительное мнение о людях, и стремиться к конструктивному диалогу в подобных вопросах.

Сокращение и объединение молитв

По данному вопросу доктор аль-Ауда отметил, что сокращение и объединение обязательных молитв имеет отношение к нужде и необходимости. Таким образом, если у мусульманина возникла такая необходимость – по причине лекций или экзаменов, или условий в самом обществе – то объединение молитв разрешается.

К примеру, мусульманину нужно выйти по делам и он знает, что у него не будет возможности совершить омовение или найти место, чтобы совершить молитву, или, например, обстоятельства сложились таким образом, что на молитву собралась группа верующих, у которых нет возможности собираться так постоянно – в таких ситуациях объединение молитв разрешено.



12 комментариев


  1. (03.02.2013 16:41) #
    -3

    Сальман аль-Ауда и продолжил, - пожалуй, за свою жизнь я был свидетелем многого, чего даже не предполагал. Даже и не думал о том, что застану смену власти в Египте, Ливии, Тунисе, Йемене, а скоро, по воле Аллаха, и в Сирии».
    -----------------------
    Я тоже не предполагал, что застану времена, когда "ученые", будут называть оккупацию Ливии, простой "сменой власти".

  2. (03.02.2013 17:34) #
    0

    СубханАллах! Очень тяжело читать такую статью понимая, что это ученый. Складывается впечатление, что Аллаха можно подвинуть, в угоду обществу в котором ты находишься? АстагафирУллах! Создатель вывел нас из мрака в свет, чтобы мы показывали истинную дорогу другим, а так получается не надо людям Ислам доносить, что их пугать, пусть как животные поклоняются своим инстинктам и потребностям! Так что ли может я что то не понимаю, кто то объяснит???

  3. (04.02.2013 00:34) #
    -2

    Ассаляму алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!

    Если Сальман аль-Ауда действительно является помощником генерального секретаря Всемирного союза исламских ученых и член Европейского совета по фатвам (ансар 15.о1.2013 "Известный мусульманский ученый успешно использует соцсети") стоит подумать, прежде чем прислушаться к его фетвам.

    Президентом Всемирного Союза Исламских Учёных является "доктор шариатских наук, шейх" Юсуфа Карадави, он же президент Европейского Комитета по фатвам и исследованиям с штаб- квартирой в Ирландии.

    Шейх ‘Абд аль-Муним Мустафа Халимах (Абу Басыр ат-Тартуси) о Кардави
    цитаты:

    "Также он насмехался над Создателем. Он (аль-Кардави) – тот, кто, находясь на минбаре в Пятницу, сказал людям после того как похвалил демократию проклятого Израиля: «Если бы Аллах выставил свою кандидатуру на выборах, то он не набрал бы такое количество голосов, то есть 99.99%, которые получили арабские правители»
    Когда это рассказали Шейху ибн Усеймину, он сказал: «Это вероотступничество», и по причине насмешки и возвышения создания над Создателем сказал: «Его нужно призвать к раскаянию – он должен объявить о раскаянии с того же минбара, с которого он произнёс слова неверия, если же он не раскается, он должен быть убит, как вероотступник». Шейх был прав в своих словах, мы же говорим то же самое.
    Также мы видим, как он разрешает то, что запрещено в религии Аллаха, как например:
    - дозволил женщинам петь в театрах под музыку;
    - дозволил некоторые запрещённые коммерческие сделки. Например,  в документе, выпущенном Европейским Комитетом по фатвам и исследованиям, который возглавляет аль-Кардави, был опубликован краткий список советов, которые они дали в ходе своего второго собрания, прошедшего в Ирландии:
    1. «Комитет разрешает продажу алкоголя и свинины  в супермаркетах, принадлежащих мусульманам, если есть необходимость в продаже, также Комитет ставит условие: этиx продуктов должно быть меньше по сравнению с общим объёмом товара».
    2. «Комитет объявляет запрещённым продажу алкоголя в ресторанах, потому что это будет продажей в больших количествах».
    3. «Комитет разрешает покупку домов, автомобилей через банки и в кредит».
    4. «Комитет разрешает смешивание мужчин и женщин в одном месте, как например классы, лекции и общественные собрания, если это будет сделано в соответствии с шариатскими принципами, и считает  словосочетание «свободное смешивание» новым Исламским термином».
    5. «Комитет разрешает употреблять в пищу продукты с небольшим  количеством запрещённых компонентов, таких как свинина и её жиры, если содержание не превышает 1 %».
    6. «Комитет подчеркивает важность соблюдения законов страны, в которой находишься»
    7. «Комитет разрешает принимать участие в местных выборах, если в этом есть польза для мусульман».
    И я говорю, что это чистейшая ложь – разрешать в ясной недвусмысленной форме то, что запрещено Аллахом (конкретно в Писании или по общему мнению). И это было выпущено от имени аль-Кардави, с его подписью и его согласием, и  из-за этого совершение всего того, что было описано выше, стало нормой в Европе, и нет ни у кого власти и способности изменять что-то, кроме как с помощью Аллаха!.."
    "....разрешает то, что запретил Аллах, впал в явное неверие, и мы не видим никаких препятствий для вынесения ему такфира, если только он не раскается открыто перед народом, во всём, что было упомянуто из деяний и утверждений неверия этого человека, а Аллах знает лучше....."

    • (04.02.2013 09:50) #
      -1

      просто слов нет, а это можно где то найти на оригинале с такими фетвами.

  4. (04.02.2013 15:23) #
    -1

    Ассаляму алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!

    Гугл "рулит")))...

  5. (04.02.2013 21:39) #
    -1

    О Аллах! Помоги нам истину отделить от лжи, если даже, ученые впадают в такое, то что нам делать? АстагафирУллах!! Как они пред Аллахом будут оправдываться?

  6. (06.02.2013 16:16) #
    2

    Ассалам алайкум варахматуллахи ва баракатух! Уважаемые братья, что (какие пункты конкретно) возмущают вас укажите пожалуйста... То что (Аль-Ауда назвал "сменой власти") возмущает "Муаммара", а это можно понимать по-разному, например: хоть при реальном оккупации нельзя ли это назвать сменой власти? Ведь власть может меняться и пользу добра, и в пользу зла.
    А то, что приводит ТИМЕР отрывку из речи Абу Басыра ат-Тартуси о Кардавии, мне это высказывание видеться далеко не научным заявлением. Пока я не буду доказывать чем оно научно не обоснованное, а сперва попрошу брата ТИМЕРа привести конкретные серьезные источники, где развернуто говориться (приводиться) решения комитета выпущенное от имени Кардавия.
    P.S. Незнаю вас, но я до сих пор не видел ни одного мусульманского ученого, о которым где-то кто-либо не говорил абсурдные, вымышленные вещи; начиная (даже о Посланнике, да благословит его Аллах и приветствует и его сподвижников распускали сплетни некоторые явно заблудшие, и о других великих ученых, начиная) Шейха уль-Ислам Ибн Таймийя и всех ученых кто был до наших времен, о них говорили и будут говорить необоснованные речи. Печально эта картина! И делайте выводы.

  7. (06.02.2013 16:38) #
    2

    "О вы, которые уверовали! Если к вам придет нечестивец с какой-либо вестью, то разузнайте, [в чем дело], чтобы не поразить по неведению [невинных людей], а не то вам придется раскаиваться в том, что вы совершили".
    "Если две группы верующих вступают в сражение [между собой],то примирите их. Если же одна из них вершит насилие по отношению к другой, то сражайтесь против той, которая несправедлива, пока она не признает веления Аллаха. Когда же она признает, то примирите их по справедливости и действуйте беспристрастно. Воистину, Аллаху угодны справедливые.
    "Ведь верующие - братья. Потому устанавливайте мир между братьями, бойтесь Аллаха, - быть может, вас помилуют". (Св. Коран 49:6,9,10).
    Исходя из всего этого нам надо задуматься многократно кто из нас пред Аллахом будет оправдываться?! Эти Ученые или мы?!
    Полезно задаться вопросом, что мы - каждый из нас сделал для общины мусульман и что сделали для блага мусульман все эти ученые?

  8. (06.02.2013 17:14) #
    1

    Салям аляйкум братья, мне тоже кажется, что не нам обсуждать об ученых мусульман...

    Какую картину видят глядя на нас немусульмане?

  9. (06.02.2013 23:13) #
    0

    Ассаляму алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!


    Братья, я не ученый и посоветовал "подумать". Моих слов там больше нет.

    Один из праведных предшественников сказал: "Религия- это ваша жизнь. Так смотрите от кого вы берете свою религию."
    Здесь много мусульман, которые только начали изучать Ислам. Не имея основ человек может последовать за кем угодно. Учеными не становятся по выборам, ученый только тот, о ком другие большие ученые сказали, что он ученый. И если у него миллионная аудитория, это еще ничего не значит.

    Есть хадис, в котором говорится, что настанут такие времена, когда появятся люди, которые встанут у ворот Ада и будут призывать, чтобы последовали за ними. (Если найду, иншааЛла выставлю)
    Учите сначала, пожалуйста, основы и труды тех, в ком нет сомнений...

    «Аллах доволен первыми из мухаджиров и ансаров, которые опередили остальных, и теми, которые последовали строго за ними. Они также довольны Аллахом. Он приготовил для них Райские сады, в которых текут реки. Они пребудут там вечно. Это - великое преуспеяние». (Сура ат-Тауба, аят 100)

    Сообщается со слов ‘Абдуллаха ибн ‘Амра (да будет доволен Аллах им и его отцом), что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, Аллах не забирает знание, просто лишая его Своих рабов, но Он забирает знание, забирая ученых, когда же Он не оставит в живых ни одного ученого, люди станут избирать для себя невежественных руководителей. И им будут задавать вопросы, а они станут выносить фатуа, не обладая знанием, в результате чего сами собьются с пути и введут в заблуждение других!» аль-Бухари 100, Муслим 3/737.

    Пророк (мир ему и благословение Аллаха) упомянул о том, что появятся смуты, вещи, противоречащие Корану и Сунне. Сообщив обо всем этом, он приказал следовать за Кораном и Сунной. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, те из вас, которые проживут долго, увидят много разногласий, поэтому придерживайтесь моей сунны и сунны праведных халифов». Ахмад, 4/126-127; Абу Дауд, 4607; ат-Тирмизи, 2678 и др.

    Ибн Мас‘уд говорил: «Какое бы новое время не приходило к вам, оно непременно будет хуже предыдущего. Я не имею в виду правителя, который лучше другого правителя, или год, который более урожайный, чем другой год, однако я имею в виду, что уйдут ваши ученые и факъихи, а вы не найдете им замены. А затем придут люди, которые будут выносить фетвы по религиозным вопросам на основании своего мнения». ад-Дарими, 188.

    Самым великим достоинством является достоинство знания и веры. А ученые единогласны в том, что сподвижники были самыми знающими людьми в этой общине. Они не последовали ни за какими порицаемыми путями и нововведениями. Как сказал ‘Умар ибн ‘Абду-ль-‘Азиз: «Они больше всех других понимали вещи, и если бы в новых вещах было какое-то благо, то самыми достойными этого блага были бы они». См. «Дару та‘аруд аль-‘Акль уа-н-накль», 7/287.

    Предшественники обладали самыми великими умами, самым лучшим пониманием, острым рассудком и тончайшим постижением. Как сказал ‘Абдуллах ибн Мас‘уд: «Кто из вас хочет за кем-то следовать, пусть следует за теми, кто умер, так как живой не обезопашен от смуты. Они — сподвижники Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), самые благочестивые в этой общине своими сердцами, они обладали самым глубоким знанием и меньше других обременяли себя бесполезными вещами. Они — люди, которых Всевышний Аллах избрал для того, чтобы быть сподвижниками пророка (мир ему и благословение Аллаха) и для установления религии! Признавайте их право, держитесь за их путь, потому что именно они были на прямом пути». См. «Джами‘у байан аль-‘ильми уа фадлихи», 3/185.

  10. (07.02.2013 10:01) #
    0

    Комментарий удален модератором.

  11. (07.02.2013 10:07) #
    0

    Ва алайкум салам варахматуллахи ва баракатух! Брат Тимер, вот в чем первая проблема: - надо давать "пищу" для размышления только от известных серьезных источников, где все научно выверено объясняется, а то среди братьев очень много передачи информации опираясь туда, куда не знают сами, "Такой-то брат или ученый сказал так...", "все знают, все говорят, только ты не знаешь" и т.п.

    Второе: не надо думать, что только мы с тобой смотрим на то, от кого, или от куда берем знания. Кто является "толиб уль-илм", многие из них смотрят и видят от кого берут знания, как и мы.

    Но проблема в том, что для одних людей некоторые ученые признаются учеными, а для других может и нет. И такое отношения есть к каждому ученому, кто-то кого-то считает большим ученым, а другого меньшим.
    Ты говоришь:"...ученый только тот, о ком другие большие ученые сказали, что он ученый".

    И здесь брат мой, жизнь показывает, что все эти оценки относительные, одни ученые некоторых считают большими, а некоторых нет, а другая группа ученых считают из больших ученых тех, кого первая группа посчитала небольшими. Такие отношения они бесконечно спорные до Судного Дня, как сказано в Коране.


    А я просто призываю изучать глубоко научно (а для это нужно знать научные требования для серьезного анализа какого-либо положения), чтобы наши решение (о ком-либо или о чем) были научно выверено, аргументировано, а не то, что опираться на слова "кто-то говорит", но я сам не знаю откуда он взял.

    И еще возможно передающий понял не совсем правильно, что и может случиться даже с учеными. (есть хадис, где говориться, что передающий может быть менее понимающим, проницательным чем, тот кто его слушает).


    И то что, сказано о первых поколений мусульман и о тех времен, многие знают, однако в современности есть вопросы, проблемы, чего не было в их время, нет проблемы, значит нет и анализа, и решения.


    После распада халифата мусульманский мир начал сталкиваться один за другим такими проблемами, к которым надо было подходить для решения не с позицией власть имеющих мусульман, а с позицией меньшинства, которые во многом не только зависимы от большинства (немусульман), но даже подвластны.


    Находясь в такой жизни, когда ты сам лично сталкиваешься такими проблемами, человек совсем по-другому заговорит... Другому давать фетву легко, но когда ты сам прочувствовал всю тяжесть и последствия той или иной проблемы, тут тебе захочется облегчить себе свою учесть. "Чужую беду руками разведу, а своей ума не приложу" (пословица).


    И после распада халифата появилась нужда в новом направлении, что привело к появлению учения в науке фикх "Фикх мусульманских меньшинств", который год за годом развивается. Кстати здесь на сайте (в библиотеке) есть не большая работа нашего брата Руслана Курбанова, чего рекомендую ознакомиться.
    Да удержит нас Аллах на прямом пути до последнего вздоха, с искренней верой!!!

  12. (07.02.2013 10:08) #
    0

    Уважаемый админ удалите пожалуйста предпоследнюю комментарию Tilmiza, сплошной текст плохо читается.