Не так давно во время обычного разговора с давней знакомой в местном кафе я сказал такое, что изменило весь ход нашей беседы: «Ты знаешь, сегодня утром я прочитал в Коране, что …»
Неважно, что я говорил дальше: не успел закончить, как моя визави недоуменно спросила: «А зачем ты читаешь Коран?»
Я оторопел. Почему я читаю Коран? А почему бы и нет? В конце концов, весь прошлый год я читал Библию короля Якова с Апокрифами, которые вообще часто пропускают, поэтому то, что взял Коран, было в моем понимании совершенно логично.
Коран был генеалогическим продолжением религий так называемых «людей писания»; его считает своим руководством миллиард с лишним людей, живущих сегодня на планете. В конце концов, я никогда раньше не читал Коран.
Однако моя собеседница ничего не хотела знать. То, что я провел год, каждый день изучая Библию, она понимала и даже считала похвальным, «но Коран…». Она начала говорить что-то неопределенное и довольно бессвязное, перепрыгивая с темы на тему, что выдавало ее поверхностное представление об этой книге, почерпнутое, в основном, из сенсационных «сообщений» таблоидов.
«А ты сама когда-нибудь читала Коран?» - осторожно поинтересовался я.
«Боже, нет, конечно!» - воскликнула она: «С какой стати?»
Я снова и снова прокручиваю в голове этот диалог – особенно это «с какой стати?».
И правда, что на это ответить? Что можно сказать человеку, который не только откровенно ошибается относительно предмета, но еще и пребывает в заблуждении, что его мнение разделяет большинство людей?
Я пришел к выводу, что лучшее, что можно сделать – это назвать ей мои причины, почему читаю Коран.
Как уже было сказано, я взялся за Коран после прочтения Библии короля Якова (первого перевода Библии на английский язык). Кроме того, что читаю книги по списку литературы колледжа Сент-Джонс, мне нравится, чтобы на столе лежала религиозная книга – это позволяет всегда балансировать между делами этого мира и помнить о вечном.
А еще давно хотел взяться за чтение Корана в связи с тем, что, как я заметил, в американском обществе становятся все популярнее ксенофобские темы, особенно направленные против иммигрантов и религиозных меньшинств. И в случае мусульман в США – большинство из них, хотя и далеко не все, одновременно и иммигранты, и представители религиозного меньшинства в стране, считающей себя христианской – эти темы часто обходятся нам исключительно дорого.
Таким образом, будучи тем, кто отчаянно цепляется (несмотря на огромное количество примеров, доказывающих обратное) за установку, что знание – лучший инструмент для исправления вреда, нанесенного невежеством, я предположил, что если сам прочту Коран, то буду лучше готов к тому, чтобы отразить заблуждения, если мне придется с ними столкнуться. Конечно, это возможно при одном условии: если распространенные негативные мнения, которые мне часто приходилось слышать, действительно не подтверждаются фактами.
Судя по тому, что я до сих пор прочел (дошел до 45-й суры в обратном порядке, начиная с суры 114 (этот обратный метод чтения мне рекомендовала доктор Ингрид Мэттсон (Ingrid Mattson), и я искренне надеюсь, что она меня простит, если что-нибудь перепутал в ее объяснении и ошибочно считаю это хорошим способом для того, кто читает Коран впервые), чтобы сначала разобраться в ключевых понятиях, содержащихся в последней части), могу честно сказать, что пока не нашел ничего, что хотя бы чуть-чуть настораживало или как-то оправдывало негативные отзывы об этой книге, которые мы так часто слышим и читаем в популярных американских (и если уж на то пошло, европейских) СМИ.
Что обнаружил, так это замечательное собрание мудрых советов, что снова и снова обращаются к темам, которые, я уверен, близки каждому, независимо от религии: это призыв делать добрые дела, заботиться о бедных, почитать родителей, быть честным, смиренным и, что самое важное, - это абсолютная необходимость всецело верить в Бога как Всезнающего и Всемилостивого.
И еще обнаружил, что то, что прочел в Коране, гораздо более применимо к нашей жизни, чем то, что написано в Библии, на которой я воспитывался.
Разумеется, мне еще далеко до конца Корана. Собственно, это даже не сам Коран, а его интерпретация на английском.
Я читал у исламских богословов, что Коран можно целиком понять только на арабском (полностью согласен, так как после прочтения Нового завета на английском и греческом сам убедился, как перевод меняет любой текст).
Однако скажу честно: не припомню, когда в последний раз был так захвачен книгой - и в смысле содержания, и в смысле того, что получаю от чтения в интеллектуальном отношении (так как приобщаюсь к первоисточнику), и в духовном.
Поэтому на вопрос «зачем я читаю Коран?», могу назвать несколько причин. Всегда желательно приобретать знания о предмете, который не понимаешь или понимаешь неправильно. Знание ведет к мудрости, которая, в свою очередь, может дать ответ невежеству в обществе или в тебе самом. Мудрость побеждает страх, порожденный невежеством.
И, наконец, приобретаемое в результате чтения писаний хотя бы маломальское понимание того, каким образом те, кто живет рядом с нами в этом мире, объясняют причину нашего существования и то, как следует прожить жизнь, дает надежду, что наше сосуществование может быть мирным.