Выражение протеста против угнетения с целью выражения поддержки истине и самим угнетаемым – это вполне законное действие в Исламе, которое может даже становиться обязательным, если оно хоть как-то влияет на разрешение проблемы.
Если мы не имеем права даже выразить с помощью подобных демонстраций и митингов свою позицию, высказать свое мнение и заявить о нашей солидарности с нашими угнетенными братьями, также как и продемонстрировать нашу готовность защитить наши завоеванные и оккупированные земли, что же нам тогда, вообще, остается делать?
Как бы то ни было, подобные митинги, протесты и демонстрации не служат основанием и оправданием массовых беспорядков, причинения порчи и вреда общественной и частной собственности. Подобные бесчинства, безусловно, относятся к категории греховных действий, правонарушений и не могут быть оправданы даже противодействием властей.
Комментируя дозволенность и законность демонстраций в Исламе, известный саудовский ученый, доктор Мухаммад аль-Ахмари утверждает: «Организация и проведение демонстраций с целью поддержать и укрепить истину, противостоять несправедливости, угнетению и нечестию – вполне законное действие. Аллах дозволил и предписал мусульманам активно выражать свое несогласие и противодействие нечестию, а также выражать радость и веселье во время праздников и торжеств».
Примерами тому могут служить проводы и прощание Посланника Аллаха (мир ему и благословение) и его сподвижников (да будет доволен ими Аллах) с армией и боевыми отрядами мусульман, а также торжественная встреча мусульманских воинов после их возвращения из похода.
Другим примером является приказ Посланника Аллаха (мир ему и благословение) своему дяде Аббасу (да будет доволен им Аллах) в день покорения Мекки выдвинуться во главе армии мусульман с поднятыми знаменами по направлению к городу, чтобы продемонстрировать его правителю Абу Суфьяну силу и мощь мусульманской армии. Подобной демонстрацией мощи мусульман Посланник Аллаха (мир ему и благословение) хотел убедить Абу Суфьяна отказаться от столкновения и бесполезного сопротивления.
Таким образом, провозглашение и поддержка истины, как и противостояние несправедливости и нечестию всеми возможными способами – это неотъемлемое право мусульман в Исламе.
Еще более проясняет вопрос со статусом демонстраций в Исламе фатва другого крупного саудовского ученого, шейха Мухаммада Салиха аль-Мунаджида.
Она гласит, что нет ничего предосудительного в акциях протеста мусульман против проявлений угнетения, противостояния им и выражения решительных требований прекратить подобные несправедливости. При этом мусульмане должны стараться использовать все возможные и наиболее эффективные методы протеста, митингов и демонстраций, которые являются приемлемыми с точки зрения Ислама, избегая при этом действий, запрещенных Шариатом.
К подобного рода запрещенным действиям могут относиться:
- Использование и выкрикивание непристойных фраз и слоганов;
- Использование оскорбительных высказываний и ругательств, недозволенных Шариатом;
- Создание неудобств и принесение вреда другим людям такими действиями, как, например, перекрытие дорог, препятствование движению и т.д.;
- Агрессивное поведение против невинных людей и порча их имущества, как, например, разрушение их магазинов, битье окон, или поджоги объектов инфраструктуры и другие действия, однозначно подпадающие под категорию «харам»;
- Совместное участие и шествие мужчин вместе с женщинами, не одетыми согласно исламским нормам;
- Смешение рядов мужчин и женщин во время демонстрации.
Под запретом на смешение рядов мужчин и женщин в ходе демонстрации мы подразумеваем только неподобающее, непозволительное с точки зрения Ислама смешение. При этом, и мужчины, и женщины, принимающие участие в митинге, должны полностью соблюдать требования Шариата в одежде и воздерживаться от неподобающего смешения друг с другом. Это предполагает, что в ходе демонстрации ее участники должны придерживаться того же порядка, как и в молитве, то есть, мужчины впереди, а женщины позади.
Приведем для более полного прояснения рассматриваемого вопроса также фатву профессора исламской юриспруденции Иорданского Университета, доктора Ахмада Саида Хавва.
Согласно ей, если демонстрация обещает быть очень большой по количеству участников, что может привести к неизбежному смешению рядов мужчин и женщин, то женщинам в этом случае стоит воздержаться от участия в ней.
Однако, если демонстрация организована на должном уровне, если созданы все условия для того, чтобы женщины могли двигаться в отдельных рядах, или же на крайний случай рядом с мужчинами, но не слишком плотно, чтобы не произошло недозволенного смешения их рядов, то участие женщин в мероприятии возможно.
Огромное значение также имеют возможные последствия организуемых демонстраций. Например, если существует высокая вероятность того, что женщины могут оказаться жертвами плохого обращения, грубости со стороны полиции или других людей, в этом случае им так же стоит воздержаться от участия в митинге.
Это вытекает из правого принципа, гласящего, что «недопущение, устранение возникающей проблемы или затруднения обладает приоритетом над ожидаемыми выгодами». Однако это ни в коем случае не должно пониматься как запрещение женщинам в их праве на участие в усердии на благо Ислама. Кроме того, существует еще огромное количество способов, которыми женщины могут оказывать посильную помощь на пути Аллаха.
Перевод Руслана Курахви
www.islamonline.net