Есть у земного испытания сторона, о которой многие из нас не задумываются. Всевышний наделил нас инстинктом собственника, кого-то в большей мере, кого-то в меньшей. Этот инстинкт рано проявляется у детей, когда они начинают требовать назад свои игрушки или ревновать других детей к своим родителям. Причём у человека, несмотря на то, что он обладает разумом, инстинкт этот выражается сильнее, чем у животных, а всё потому, что наше отношение к собственности определяет как хозяйственную жизнь, так и общественные отношения в целом.
Обладание собственностью позволяет нам не только удовлетворять свои нужды, но и даёт очевидное преимущество перед теми, кто имеет меньше возможностей. Всевышний сказал: «Аллах возвысил одних из вас над другими по уделу. Те, которым дарован больший удел, не станут отдавать его своим рабам, чтобы те уравнялись с ними. Неужели они отвергают милость Аллаха?» (сура 16 «Пчёлы», аят 71)
. Это значит: вы не отдаёте другим то, что считаете своим, но позволяете себе почитать беспомощные творения так, как полагается почитать только Творца. А ведь никто, кроме Него, не заслуживает вашего поклонения и смирения. Неужели вы настолько неблагодарны?
В этих словах не только укор язычникам, но и важнейшее указание на роль материальных благ во взаимоотношениях между людьми. Те, которые отвергают милость Аллаха, скупятся на милостыню и полагают, что они разбогатели заслуженно и благодаря своим умениям. Как сказал богач Карун: «Всё это даровано мне благодаря знанию, которое есть у меня» (сура 28 «Рассказ», аят 78)
, то есть Аллах одарил меня этими сокровищами, потому что я учёнее и достойнее вас.
От обольщения своими способностями и достижениями не застрахованы даже люди глубоко верующие. В «Сахихе» аль-Бухари приводится рассказ Мус‘аба ибн Са‘да о том, что его отец Са‘д ибн Абу Ваккас, который был человеком богатым, «как-то подумал, что он лучше других». Тогда Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Вы получаете поддержку и пропитание только благодаря слабым среди вас» (аль-Бухари). Он предостерёг его от обольщения своими успехами и пренебрежительного отношения к беднякам. Кроме того, он разъяснил, что благополучие и достаток богачей — это плод не только их стараний, но и искренних молитв страждущих, которые заслуживают и материальной помощи, и доброго отношения.
Разве закят, который мусульманин должен выплатить из своего имущества, не принадлежит по праву беднякам и неимущим? Отдавая его, верующий отдаёт то, что уже не принадлежит и не полагается ему. А если он не сделает этого, то закят, смешавшись с его имуществом, погубит его, как плесень губит урожай зерна. То же самое можно сказать о других обязательных расходах на жену, детей и родителей. «Обеспечьте их по справедливости: богатый — по мере своих возможностей, а бедный — по мере своих. Такова обязанность делающих добро» (сура 2 «Корова», аят 236)
.
Иными словами, богатство, даже когда оно накоплено дозволенным путём, не есть заслуга только самого человека и на часть его по праву могут претендовать и некоторые близкие родственники, и обездоленные. Однако же как часто мы забываем об этом. И не только когда брюзгливо отворачиваемся при виде нуждающихся, чтобы не дать им повод попросить о чём-либо.
Очень часто об этом забывают мужья, которые скупятся расходовать на свою семью, имея такую возможность, и не выделяют достойное содержание своим жёнам и детям. А ведь заработок мужа складывается из удела всех членов семьи, находящихся на его попечении. Разве не сказал Всевышний: «Сочетайте браком тех из вас, кто холост, и праведников из числа ваших рабов и рабынь. Если они бедны, то Аллах обогатит их из милости Своей» (сура 24 «Свет», аят 32)
?
Если даже женщина зарабатывает самостоятельно, часть предписанного ей удела приходит в семью через её мужа, так как достаток жены не освобождает его от расходов на её содержание. И удел, полагающийся детям, тоже приходит в семью через родителей. Всевышний сказал: «Не убивайте своих детей, опасаясь нищеты. Мы даём пропитание им и вам» (сура 17 «Ночной перенос», аят 31)
, то есть вы получите пропитание для себя и отдельно для них.
Забывают об этом и жёны, которые требуют от мужей больше того, что они способны дать им. Казалось бы, при чём здесь это. А при том, что заработок мужчины зависит не только от его усердия, но и от его жены. И если она считает, что муж зарабатывает недостаточно, то ей следует подумать о том, всё ли она делает правильно для того, чтобы их семейное положение исправилось. В то время как муж трудится вне дома, она должна поддерживать его молитвами и бережливостью. А когда он возвращается домой, она должна вселять в него уверенность и деликатно напоминать о том, как она и дети нуждаются в нём как в главе семьи, защитнике и кормильце. Это особенно важно, если мужчина теряет работу или сталкивается с иными финансовыми трудностями.
Инстинкт собственника побуждает нас брать от жизни как можно больше, но разум и вера напоминают нам о наших обязанностях, о благородстве и снисходительности. Посему не обольщайся своими приобретениями и не отчаивайся из-за потерь. Люди сведущие радовались трудностям и лишениям больше, чем мы сегодня радуемся достатку и благополучию. Самая страшная потеря — это грехи, и самое худшее лишение — это отдаление от милости Аллаха. И как хорошо, что не мы выбираем, какое испытание нам проходить.
Если бы Аллах увеличил удел Своим рабам, они стали бы бесчинствовать на земле. Однако Он ниспосылает его в меру, как пожелает. Поистине, Он знает и видит Своих рабов" (сура 42 «Совет», аят 27)
.