Нашиды в стенах мечети. Нововведение или возрождение Сунны?

Современные мусульмане, осознавшие, что для развития религиозного призыва необходимо использовать все дозволенные и доступные средства, начали переосмысливать роль мечети. Не секрет, что за нею в годы застоя исламского мира закрепилось представление как о месте, предназначенном исключительно для молитв и собраний стариков. Сегодня же вновь, как и во времена сподвижников Пророка (мир ему), мечеть возвращает себе свой истинный статус – политического, культурного и организационного центра самой активной части мусульманской общины.

Оттого, сегодня мусульмане организуют и проводят в мечети огромное количество мероприятий – лекции, круглые столы, конференции, политические съезды, исламские праздники, фестивали, встречи уважаемых гостей, дни открытых дверей, массовые свадьбы, а также празднование рождения детей.

И все больше мусульман решает сопровождать многие из этих мероприятий в мечети нашидами (религиозные песнопения). Однако данная инициатива у некоторых верующих вызывает вопрос о дозволенности исполнения их в домах Аллаха. Несомненно, основа ответа на этот вопрос заключена в общем отношении Ислама к нашидам.

Отношение Ислама к нашидам таково, что не существует ничего плохого в исполнении их до тех пор, пока это не сопровождается запрещенными и сомнительными деяниями. Такими являются недозволенные слова и призывы в нашидах, подражание при их исполнении аморальным певцам. При исполнении нашидов в мечети запрещено также принесение неудобства молящимся.

Основой же отношения мусульман к исполнению нашидов в мечети должна быть дозволенность декламирования при условии, что они обладают праведным содержанием и призывают мусульман к благим свершениям. В этой связи, стоит вспомнить хадис, приводимый имамами аль-Бухари и Муслимом.

В нем сообщается о том, как халиф Умар (да будет доволен им Аллах) вошел в мечеть в то время, когда там читал стихи поэт Хасан ибн Сабит (да будет доволен им Аллах). На осуждающий взгляд Умара Хасан (да будет доволен Аллах ими обоими) сказал: «Я имел обычай декламировать стихи в мечети в присутствии того, кто был лучше тебя», подразумевая Посланника Аллаха (мир ему). Кроме того, существует большое количество других хадисов, сообщающих о том, что сподвижники Пророка (мир ему и благословение) читали стихи в его присутствии.

С другой стороны, чтение стихов и исполнение нашидов должно быть запрещено в мечети, если это приводит к созданию чрезмерного шума и громких звуков, поскольку это запрещено в Исламе. Абдулла ибн Мас’уд (да будет доволен им Аллах) поведал том, что Посланник Аллаха (мир ему), призывая выравнивать ряды в молитве. Он сказал: «Пусть люди понимания и сдержанности будут рядом со мной, затем те, кто следует за ними (повторив это трижды) и остерегайтесь шума рынков».

Комментируя этот хадис, имам ан-Навави (да пребудет с ним милость Аллаха) утверждал, что под словами «шум рынков» понимается поднятие голоса и произведение шума. По его словам, сюда же относится совместное пение.

Но при всем этом, нам необходимо помнить, что основой исламского решения относительно исполнения стихов и нашидов в стенах мечетей является их дозволенность до тех пор, пока это не сопровождается запретными деяниями. Эти недозволенные деяния перечислены выше.

А за их исключением мусульмане могут и должны использовать такой мощный канал распространения исламской культуры и укрепления веры, как праведные и благочестивые нашиды. Особенно, когда эффект их воздействия на души и сердца усиливается их исполнением в домах Аллаха.



комментариев