Нашиды в стенах мечети. Нововведение или возрождение Сунны?

Современные мусульмане, осознавшие, что для развития религиозного призыва необходимо использовать все дозволенные и доступные средства, начали переосмысливать роль мечети. Не секрет, что за нею в годы застоя исламского мира закрепилось представление как о месте, предназначенном исключительно для молитв и собраний стариков. Сегодня же вновь, как и во времена сподвижников Пророка (мир ему), мечеть возвращает себе свой истинный статус – политического, культурного и организационного центра самой активной части мусульманской общины.

Оттого, сегодня мусульмане организуют и проводят в мечети огромное количество мероприятий – лекции, круглые столы, конференции, политические съезды, исламские праздники, фестивали, встречи уважаемых гостей, дни открытых дверей, массовые свадьбы, а также празднование рождения детей.

И все больше мусульман решает сопровождать многие из этих мероприятий в мечети нашидами (религиозные песнопения). Однако данная инициатива у некоторых верующих вызывает вопрос о дозволенности исполнения их в домах Аллаха. Несомненно, основа ответа на этот вопрос заключена в общем отношении Ислама к нашидам.

Отношение Ислама к нашидам таково, что не существует ничего плохого в исполнении их до тех пор, пока это не сопровождается запрещенными и сомнительными деяниями. Такими являются недозволенные слова и призывы в нашидах, подражание при их исполнении аморальным певцам. При исполнении нашидов в мечети запрещено также принесение неудобства молящимся.

Основой же отношения мусульман к исполнению нашидов в мечети должна быть дозволенность декламирования при условии, что они обладают праведным содержанием и призывают мусульман к благим свершениям. В этой связи, стоит вспомнить хадис, приводимый имамами аль-Бухари и Муслимом.

В нем сообщается о том, как халиф Умар (да будет доволен им Аллах) вошел в мечеть в то время, когда там читал стихи поэт Хасан ибн Сабит (да будет доволен им Аллах). На осуждающий взгляд Умара Хасан (да будет доволен Аллах ими обоими) сказал: «Я имел обычай декламировать стихи в мечети в присутствии того, кто был лучше тебя», подразумевая Посланника Аллаха (мир ему). Кроме того, существует большое количество других хадисов, сообщающих о том, что сподвижники Пророка (мир ему и благословение) читали стихи в его присутствии.

С другой стороны, чтение стихов и исполнение нашидов должно быть запрещено в мечети, если это приводит к созданию чрезмерного шума и громких звуков, поскольку это запрещено в Исламе. Абдулла ибн Мас’уд (да будет доволен им Аллах) поведал том, что Посланник Аллаха (мир ему), призывая выравнивать ряды в молитве. Он сказал: «Пусть люди понимания и сдержанности будут рядом со мной, затем те, кто следует за ними (повторив это трижды) и остерегайтесь шума рынков».

Комментируя этот хадис, имам ан-Навави (да пребудет с ним милость Аллаха) утверждал, что под словами «шум рынков» понимается поднятие голоса и произведение шума. По его словам, сюда же относится совместное пение.

Но при всем этом, нам необходимо помнить, что основой исламского решения относительно исполнения стихов и нашидов в стенах мечетей является их дозволенность до тех пор, пока это не сопровождается запретными деяниями. Эти недозволенные деяния перечислены выше.

А за их исключением мусульмане могут и должны использовать такой мощный канал распространения исламской культуры и укрепления веры, как праведные и благочестивые нашиды. Особенно, когда эффект их воздействия на души и сердца усиливается их исполнением в домах Аллаха.



4 комментариев


  1. (14.05.2015 07:22) #
    1

    Все бы ничего, только вот нашиды в современном мире бывают очень разные, например, есть нашиды, где используются запретные музыкальные инструменты. Не секрет, что есть люди, которые следуют фетвам, в которых дозволяется слушать "благопристойную" музыку. Все это может привести к тому, что какой-нибудь мальчик с красивым голосом будет распевать нашиды в мечети под "благопристойную" музыку. А это, как минимум, сомнительная вещь.

  2. (14.05.2015 11:07) #
    0

    User:"...Все это может привести к тому, что какой-нибудь мальчик с красивым голосом будет распевать нашиды в мечети под "благопристойную" музыку. А это, как минимум, сомнительная вещь."

    Только им дозволь...И все это может привести к тому, что в мечетях начнут не только нашиды петь, но и в пляс пустятся...
    Вон в Татарстане мужчины с женщинами сидят монажаты поют, а имамы с масляными глазами, смотрят на это и с удовольствием слушают...и куда мы катимся?

    и ещё... есть в Татарстане такие "учёные", которые ратуют за чтение намаза на татарском языке. Это уже, вообще, нонсенс!

    Шейхуль-Ислам ибн Теймийя, да помилует его Аллах, сказал:
    «Нововведение бывает двух видов: в словах и убеждениях, а также в делах и поклонении. Второй включает в себя первый (вид), а первый призывает ко второму (виду)».“Маджму’уль-фатауа” 22/306

    см."Нововведения(бидъа) в Исламе"
    YouTube

  3. (14.05.2015 11:31) #
    1

    Ас Саламу алейкум всем мусульманам. Автор статьи пишет: "..основой исламского решения относительно исполнения стихов и нашидов в стенах мечетей является их дозволенность до тех пор, пока это не сопровождается запретными деяниями..." Вопрос к автору и к приверженцам нашидов в мечети: "А кто будет решать запретны или не запретны, дозволены или не дозволены те или иные нашиды? А если буду таковые, то как выдворять с мечети нарушителей? Как это будет выглядеть на практике? Что охранников в мечети наймете?Или как?" Лично я против подобных "благих" намерений. Так и до хора в мечетях дойдем, как в христианских храмах. А шайтан найдет для этого и руководителей и последователей и все это узаконит на госуровне. Астагфируллах.

  4. (14.05.2015 11:47) #
    1

    Хор уже есть, Муса, и поёт он в Москве в три голоса: мужчины, женщины и, конечно же имам,который разрешил это в своём медресе и который, наверное, учит детей канонам ислама... И где всему этому он научился? И кто научил их всех такому? наших российских (читай :путинских) духовных деятелей?

    см. "Хор при медресе выступил на празднике в Москве"

    Мда...действительно, как сказал Ibn Adam:
    "Мудрости" духовных управлений нет предела.