Ислам построил на основе идеологических, законодательных и этических норм великую цивилизацию. Цивилизацию, которая в полной мере регулирует духовную сторону человеческой жизнедеятельности, а также материальную, в то время как некоторые религии и конфессии путь к человеческому совершенству видят в отказе от мирских благ и всего материального, в лишении тела даже того без чего оно будет испытывать большие трудности. Если сегодняшняя западная цивилизация построена на преследовании земных целей, беспощадном использовании природных ресурсов и поклонении своим плотским прихотям, то Ислам дал человечеству образец гармоничного сочетания в одной цивилизации всего духовного и всего материального.
В этой системе каждый человек знает свое призвание и находит свое предназначение. Каждый человек четко знает о своих правах и обязанностях перед Господом, перед самим собой, перед обществом, перед окружающим его миром. И путем достижения этой гармонии со всем, что находится на этом свете, мусульманину удается сохранить в целостности и сохранности свою душу и свое тело. Он живет достойной жизнью на этом свете и усердно готовится к жизни последней, вечной. Такая совершенная система гарантирует ему успех и счастье в обоих мирах.
Все это было реализовано первыми поколениями мусульман: Пророком, его сподвижниками и их последователями. И когда эту образцовую общину, и их пример увидели остальные люди, в Ислам за этим счастьем и успехом пришли миллионы людей.
Сегодня мир нуждается в примере мусульман не меньше, чем когда-либо в истории человечества. Сегодня мы видим, как представителей определенной религии обвиняют в педофилии, потому что изначально вопрос был некоторыми людьми поставлен неправильно: человеку запрещается использовать или наслаждаться в рамках дозволенного тем, без чего ее жизнь будет для него сложной и невыносимой.
Также мы видим другую крайность, когда люди во время экономических и финансовых кризисов, из-за того, что научились служить своим страстям, когда им, как по примеру Греции, государство говорит надо умерить свои аппетиты, выступают, бунтуют и неизвестно чем это все закончится. Это две крайности, которых нет в Исламе, и не было, и если мусульмане будут придерживаться своей религии, и никогда не будет.
Если Европе для процветания было необходимо отказаться от церкви и от ее канонов, которые мешали ей развиваться, то Ислам никогда не ставил вопрос о том, что религия и наука не могут вместе сосуществовать. Так вот, сегодня у нас с вами есть возможность спасти себя и многих людей, которые ищут истину или ответы на многие вопросы в их жизни, спасти их от неопределенности и от мрака невежества на этом свете. И спастись самим, и спасти многих людей от мучений в загробной жизни и наказаний в Аду. Что же мы должны сделать для этого? В первую очередь мы должны посмотреть на себя. Посмотреть есть ли у нас качества тех первых мусульман, увидев которых люди пришли в религию толпами.
Что Всевышний говорит: «Когда пришла победа от Аллаха первым мусульманам, и открытие и завоевание Мекки, и люди стали принимать Ислам толпами». Это был признак того, что эти люди выполнили свой долг перед Аллахом, и в первую очередь, Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) справился со своими обязанностями. После этого всего, что они сделали, мусульмане, так или иначе отдалились от этих качеств. Хочется напомнить о качествах верующих, упомянутых в Коране в суре Аль-Фуркъан. Если мы должным образом прислушаемся и станем следовать им, то успех нам в обоих мирах будет обеспечен.
Потому что Всевышний Аллах назвал людей, у которых есть эти качества, не просто верующими…Он описал их как «рабы Милостивого». Все люди являются творениями Аллаха, и все они созданы для поклонения своему Создателю, и это мы делаем в знак благодарности за то, что Он, Всевышний даровал нам жизнь и все, что есть в этой жизни. То, чем мы наслаждаемся на протяжении всей жизни и в этом смысле, когда человек благодарит своего Господа, быть и назваться рабом своего Творца является честью. В то время, как быть рабом кого-то как раньше, когда людей порабощали или как сейчас рабом женщин, рабом страстей, прихотей, рабом мирских благ и услад,- это считается недостатком и пороком, то найти свое предназначение в истинном богослужении и в благодарности Аллаху - является честью.
В этих аятах Всевышний называет верующих, обладающих этими качествами именно «рабами Милостивого», а не рабами Всезнающего, не рабами Всемогущего или рабами Мудрого и так далее, не приписывая к одному из других имен, прекрасных Его имен. Так как упоминание этого из имен Аллаха означает близость тех людей, у которых есть это качество, к милости Аллаха. А там где упомянута милость, там всегда будет счастье, там всегда будет радость в сердцах и там всегда будет успех в делах. Это, как сказал имам аль-Куртуби, 11 качеств, включающих в себя вероубеждение, поклонение, отношение с людьми, т.е. нравы. Эти качества призваны воспитать полноценного мусульманина во всех этих сферах, но рабом Милостивого.
Т.е. «рабы Милостивого» станут называться и будут достойны считаться таковыми только те, кто вобрал в себя все эти качества вместе. Поэтому важно помнить обо всех этих качествах и стремиться к тому, чтоб каждый из нас стал олицетворением для всего сказанного в этих аятах.
Всевышний Аллах говорит: «А рабами Милостивого являются те, которые ступают по земле смиренно. А когда невежды обращаются к ним, они говорят благие слова».
Первые два качества людей верующих, заслуживающих называться рабами Милостивого, подобны тем, которые изменили мир от язычества к Единобожию, от несправедливости к справедливости, от невежества к знаниям, от поклонения мирскому к поклонению Создателю, и к стремлению к вечной обители в Раю. Этим людям Аллах говорит «которые ступают по земле смиренно». Это то, что называется серединой между походкой кичливого, горделивого, высокомерного человека, которого презирает Аллах и походкой слабого, беспомощного человека, который не нравится Аллаху.
Про первого Всевышний Аллах говорит: «И не шествуй по земле кичливо». Значит, ходить смиренно – это не показывать всем своим существом насколько ты являешься лучше, чем остальные. Потому что критерием превосходства в Исламе является богобоязненность. Ни рост, ни вес, ни мускулы, ни карманы набитые деньгами, и ни все остальное, которое остается на этом свете, а богобоязненность. А о богобоязненности может знать только Создатель. И вообще Создатель запретил проявлять кичливость, отличаться этим в словах или делах. И как в одном из хадисов говорится, что может быть человек, который идет горделиво по земле, гордясь своей прической или одеждой, будет брошен Аллахом вниз по земле, т.е. с ним может случиться то, что случилось с Каруном: поглотит его земля и это будет для него жесточайшим наказанием на этом свете и в Вечном мире его может ожидать еще более мучительное наказание. Это одна крайность, от которой предостерегает этот аят.
Другая крайность, от которой предостерегал Халиф Умар. Однажды он увидел одного человека, который очень медленно шел, тащил ноги за собой. Умар обратился к нему: «Ты болен?». Тот говорит: «Нет». И тогда он ударил его плетью и сказал: «Чтоб больше я такого не видел!». Он предостерегает мусульман, чтобы неправильно не истолковали этот аят. Потому что Пророк (мир ему и благословение) несмотря на то, что он был лучшим из людей и несмотря на то, что его нравом был Коран, и учитывая то, что он лучше всех знал как нужно ходить смиренно, его походка была быстрой. Поэтому смиренность заключается не в том, чтобы вызывать жалость и уважение других, как будто ты такой покорный, слуга Аллаха, а тем, чтобы особо не стараться выделяться высокомерием или же не вызывать жалость к себе, как-будто ты такой слабый и нуждающийся в помощи.
Вот это, о чем говорится в этом аяте, и конечно хочется напомнить многим нашим мусульманам… К большому сожалению, если некоторые братья первыми купили новую модную футболку, которая появилась в этом сезоне, сразу же его походка меняется. И обязательно, конечно эта футболка должна демонстрировать его бицепсы, соблазняющие женщин и во время намаза обнажающей его спину. Есть люди, для которых одна футболка может походку изменить. А есть, которых меняет что-то большее или что-то меньшее, но в целом от этого предостерегает нас этот аят.
Второе, что упоминается в этом же аяте, Всевышний Аллах говорит: «И когда невежественные люди обращаются к ним неподобающе, задевая их честь или говоря в их адрес что-то непристойное – они говорят благие слова». Т.е. мы должны, как минимум, если слышим что-то неприятное, то должны отвечать добром, если хотим стать похожими на Пророка (мир ему и благословение ) и сахабов, которых мы все уважаем и любим, потому что в них в них были и правильное вероубеждение, и правильное поклонение, и правильный нрав.
Пророки и сахабы, которые во всем были примером, они всегда отвечали на зло – добром или, как минимум, старались, если не могут ответить лучшим, хотя бы промолчать и простить. Так сколько происходит с нами таких историй, когда задевают нашу честь или что-то нам говорят или на нас косо смотрят, потому что кому-то это было выгодно и добились определенных результатов, дискредитации Ислама и мусульман, мы сразу же лезем драться? Лезем поставить этого человека на место, как-будто в этом и есть смысл Ислама и самое лучшее отношение в таком случае.
Сколько мы знаем из истории случаев, когда приходили и немусульмане, и мусульмане, задевая честь Пророка (мир ему и благословение). А он всю жизнь прощал, забывал, хотя он тоже человек, но это качество тех людей, которые достойны называться «рабы Милостивого».
Всевышний в Коране говорит: «Ответь на зло добром, и тот, кто отличался к тебе враждой, после этого станет как близкий друг». Мы часто слышим: «смотри в долгу не оставайся», «один раз уступишь – сядет на голову», «ты что не видишь как он издевается над тобой, пренебрегая твоими правами». И вот таким образом, через эти неисламские советы не дают нам стать лучше, приблизиться к тому идеальному отношению мусульман к тем невежественным людям, которые могут их окружать.
Всевышний Аллах в следующем аяте данной суры говорит о третьем качестве рабов Милостивого «Они проводят ночи падая ниц и стоя перед своим Господом». Как сказано в другом аяте, что лишь малую часть они проводили отдыхая, большую часть они бодрствовали в поклонении. А потом еще утром просят у Аллаха прощения за то, что в этом поклонении ночном могло быть какое-то упущение, отсутствие концентрации внимания на том, что он читает. Это, ночная молитва, чтение Корана или просто совершение зикра. И преимущество этого заключается в том, что ты, в отличие, от остальных людей, которых покрывает ночной мрак, не отдыхаешь, а вспоминаешь о смерти, о мраке в загробной жизни или об ужасах Судного Дня. Чтобы Аллах от этого спас, на этом свете они бодрствуют.
Еще одна польза от этого, что это тот момент, когда никто тебя не видит - наименьшая возможность возникновения чувства что кто-то тебя видит и за это о тебе отзовется, т.е. показухи.
Желание показать какой ты есть, что ты делаешь, чтоб потом к тебе изменилось отношение. Так вот это вторая польза и преимущество. А третья - Аллах в Коране одним из первых сур ниспослал суру «Муззаммир», где было велено, прежде, чем призывать и рассказывать об Исламе, воспитать себя, заставив ночью встать, уединиться с Господом, понять Коран, полюбить его, жить этим, чтобы все те трудности, которые будут встречаться на пути даавата, их переносить.
Это как тренировка, как учение солдата перед боем. Это бой без выстрелов и без сражений, в том плане, что на просветительском поприще, но будет бой и сражение с тобой, задевая твою религиозность, твои нравы, порой твои личные качества. И при всем этом, ты ради Аллаха, должен терпеть. Как Лукман Мудрый сказал своему сыну: «На пути этого тебе придется терпеть многое».
Ислам не распространяется, как было раньше, семимильными шагами, а двигается миллиметрами или сантиметрами, и то можно сказать больше по милости Аллаха, чем большой активностью и стараниями мусульман.
Четвертое качество. Аллах говорит: «И эти люди, их качеством является, что говорят: «Господь наш! Отврати от нас мучения в геене, поскольку мучения там не отступают. Как скверна эта обитель и место пребывания!»
Четвертым качеством является страх перед Аллахом, в том, что они делают. Может быть примесь показухи и лицемерия, какое-то упущение и Аллах не принял от них и они окажутся в Аду. Кто из нас в последний раз говорил по примеру Пророка (мир ему и благословение): «О Аллах! Я прибегаю к тебе, чтоб Ты уберег меня от Огня и всего того, что может приблизить к нему! И прошу у Тебя Рая и всего того, что может приблизить к нему». Этот страх должен быть постоянным и молить Господа, чтоб спас, уберег, избавил от мучений в Аду. Кому то из вас душно, потому что летняя погода, а представьте как будет в Аду. Подумайте каково это ощутить самое простое наказаниев виде огненных сандалий, от которых закипит мозг. Это мучение для дяди Пророка Абу Талиба. Самое легкое, потому что он помогал Пророку (мир ему и благословение). Температура в 70 раз выше огня, который мы зажигаем на земле, он сжигает все: камни и людей. Так как можно перед этим расслабиться, не дай Аллах там на долю секунды оказаться!
И в заключении этой хутбы, попросим Аллаха, чтоб сделал нас из его рабов, про которых сказал «рабы Милостивого» и попросим Аллаха, чтобы в наших словах и делах помог нам следовать Сунне Пророка, в том числе сделать смиренными наши походки.
Аллах да поможет нам ради Его религии проявить терпимость и терпение в тех местах, где это узаконено в рамках Шариата и ответить лучшим, даже если нам это трудно. И да поможет нам Аллах, может быть, раз в неделю, может быть, раз в месяц, но в порядке постоянства, встречаться с Ним, когда никто не будет знать об этом – в ночной молитве.
И да поможет нам помнить об ужасах Ада, чтоб мы не расслаблялись, видя мирские услады, которыми обольщаются только недальновидные люди. Аллах да простит нам наши прегрешения, Аллах да поможет нам стать лучше, чем мы были до этого дня, Аллах да использует нас для распространения Его религии! Аллах да не накажет нас за беспечность некоторых из нас! Аллах да улучшит положение мусульман! Аллах да накажет всех тех, которые строят козни против Ислама! Аллах да возвысит религию Аллаха! Аллах да соберет всех нас в Раю Фирдауса.