Всевышний Аллах создал человека слабым. Слабость не только в том, что человек всегда в чем-то нуждается для выживания в этом мире, но и в том, что он часто оказывается слаб перед страстями и искушениями, окружающими его.
Аллах создал людей слабыми, но не оставил плыть по течению этой дуньи. Он дал Своему творению способности и возможности противостоять страстям, чтобы они не захватили в плен его сердце. Иными словами, если человек будет следовать определенной инструкции, он может стать сильным, побороть свои страсти и войти в Рай чистым от грехов.
Каждый орган человека подвержен испытанию в этом мире, причем есть страсти, способные погубить верующего. Человек сам может определить, на какие испытания он поддается, в чем его слабость, и бороться с этим. В этом вопросе можно взять за основу медицинский подход: найти причину болезни, а затем лечить ее.
Главный орган, от которого начинается распространение страсти, это сердце. Именно в нем зарождается намерение — начало любого дела. Каким бы ни был грех, какими бы ни были страсти человека, наибольшее внимание следует уделять очищению сердца.
Потенциал — во благо
Имам Ибн Каййим в своей книге «Деяния сердец» предлагает превращать негативные стремления сердца в полезные и претворять не самые хорошие порывы сердца в жизнь в угодном Аллаху виде. Какой бы страстью не испытывалось сердце, Всевышний Аллах предусмотрел способ претворить это свойство в преимущество:
— Если человек понимает, что в его сердце есть такое дурное качество, как зависть, то ему следует перенаправить его в состязание или конкуренцию. Например, если наш брат или сестра лучше и больше знают Коран, то не нужно сидеть и завидовать, а следует превратить зависть в мотивацию и начать самому усердно учиться.
— Жадное стремление за мирскими благами превратить в жажду того, что приносит пользу. Как сказал пророк Мухаммад (мир ему и благословение): «Стремись к тому, что приносит тебе пользу»(Муслим).
— Правильный способ реализации силы страсти – это женитьба, вплоть до четырех жен.
— Любовь к материальному благосостоянию можно направить в благое русло — расходование этих благ на угодное Всевышнему Аллаху.
— Если человек любит занимать высокое положение, можно использовать свое влияние для исполнения повелений Аллаха, утверждения Его религии, помощи притесняемому, поддержки нуждающегося и слабого. Это уже является поклонением.
— Для силы любви к развлечениям и забавам также устроен богоугодный способ ее реализации. Это игра мужчины со своей женой, а также упражнения с луком и стрелами, конные виды спорта, любой другой полезный спорт.
Таким образом, каждое стремление, заложенное в человеке, может быть претворено в жизнь дозволенным способом. Всевышний Аллах заложил этот потенциал в человека с благой целью, по Своей мудрости, и Он не требует подавлять его – от человека требуется использовать его по назначению и наилучшим образом.
Мысли — о благом
Огромное внимание необходимо уделять своим мыслям. Именно мысли дают толчок намерению, а намерение рождает действие. Мысли могут стать началом как блага, так и зла. Тот, кто научится контролировать свои мысли, обуздывает душу и побеждает страсти. Если не обращать внимания на свои мысли, то в итоге они могут даже погубить.
Мысли не перестают наведываться в сердце, пока не превратятся в ложные мечтания. Всевышний Аллах говорит в Коране:
«А деяния неверующих подобны мареву в пустыне, который жаждущий принимает за воду. Когда он подходит к нему, то ничего не находит. Он находит вблизи себя Аллаха, Который воздает ему сполна по его счету. Аллах скор в расчете» (Коран, 24:39).
Вместо того чтобы идти к цели, часто человек добровольно выбирает ложные мечтания, предпочитает реальности довольство фантазиями. Это свидетельствует о низости души, потому что почет для души, ее развитие, очищение и возвышение предполагают, что человеку лучше гнать от нее всякую мысль, не имеющую отношения к реальности.
Ибн Каййим условно разделяет мысли на 4 категории:
- мысли, которые приносят человеку пользу этого мира;
- мысли, которые помогают уберечься от вреда этого мира;
- мысли, которые приносят человеку пользу мира вечного;
- мысли, которые помогают уберечься от вреда мира вечного.
Угодные Аллаху мысли таковы:
1. Размышления о ниспосланных аятах и о том, что связанно с ними, и усвоение заключенного в них смысла.
2. Размышления о видимых знамениях Аллаха, извлечение из них назидания и использование их в качестве указаний на Его имена и качества, мудрость и благодеяние, благоволение и щедрость.
3. Размышления о милостях и благодеяниях Аллаха, о том, как Он одаривает Свои творения разными видами благ, о безграничности Его милости, прощения и выдержки.
Эти три вида размышлений – лучшее лекарство для лечения сердца. Постоянное размышление об этом в сочетании с поминанием Аллаха пропитывают сердце знанием и любовью.
4. Размышления об изъянах и недугах души, о недостатках своих деяний. Когда человек научится размышлять о недостатках своей души, он сломит душу, повелевающую скверное, оживит душу успокоившуюся и направит ее на творение блага.
5. Размышление о назначении времени и своих обязанностях перед ним и сосредоточенность на использовании его должным образом. Если человек будет тратить время понапрасну, то упустит все полезное. В действительности, время человека – это его жизнь: время, которое человек тратит ради Аллаха, и есть настоящая жизнь человека.