В современном мире на фоне часто сменяющих друг друга кризисов разных сфер глобальной экономики назрела очевидная необходимость пересмотра некоторых принципиальных положений системы валютно-кредитных отношений. В этом плане весьма полезным может быть опыт так называемых исламских банков, которые осуществляют успешную деятельность не только в странах с преобладающим мусульманским населением, но и в ведущих экономических центрах развитых стран.
Вклад мусульманского права в мировую правовую культуру сложно переоценить. Так, английский историк Вильз отмечает: «Несомненно, Европа за свои великолепные административно-торговые законы в долгу перед Исламом». Французский историк Сайдю говорит: «Является явной истиной то, что «Кодекс Наполеона» взят из книги известного исламского правоведа имама Малика». Декан юридического факультета Венского университета профессор Шибриль на конференции юристов в 1927 году заявил: «Человечество гордится тем, что Мухаммад принадлежит ему. Несмотря на то, что не умел ни читать, ни писать, более 10 веков назад он сумел преподнести такой Шариат, что мы европейцы стали бы счастливее, если бы узнали цену ему через два тысячелетия!» . И сегодня это активно развивающаяся правовая система. Институты, создаваемые на основе принципов мусульманского права, в конкурентной борьбе доказали свою жизнеспособность .
Первые исламские банки появились в 1970-е годы и прежде всего в рамках роста самосознания, развития финансовой инфраструктуры. На данный момент насчитывается около 300 исламских банков с суммарными активами более 650 млрд. долларов, темпы роста которых составляют в среднем 10–15% в год. К 2013 году активы исламских финансовых институтов достигнут 1 трлн. долларов. Основными причинами столь бурного развития исламского банкинга стали значительный приток нефтедолларов в мусульманских странах, обеспечивающий большое количество временно свободной ликвидности, не перенаправленной на финансирование инвестиционных проектов внутри этих стран, и интенсивное развитие финансовой инфраструктуры путем создания финансовых центров в Саудовской Аравии, Кувейте, Объединенных Арабских Эмиратах и Малайзии. Подобные гиперликвидность и рост качества финансовой инфраструктуры в этих странах стимулируют инвестиции свободных ресурсов в проекты за рубежом, что усиливается также кризисом ликвидности в Европе и США.
Большинство из западных предпринимателей с трудом понимает специфику исламского бизнеса, что осложняет их отношения с исламскими деловыми партнерами. Любая деятельность в Исламе должна соответствовать канонам этой религии. По законам Шариата, брать проценты или давать проценты – строго запрещено. Говоря на языке терминологии экономической теории, деньги не могут быть предметом отсроченной сделки, деньги нельзя продавать, покупать как товар. И Ислам заботится о глобальной справедливости: считается, что если одна сторона продает деньги другой без участия в рисках, без партнерства получает некую выгоду независимо от результата этой сделки, то есть элемент эксплуатации, есть элемент несправедливости. То есть деньги необходимо зарабатывать, создавая труд, а не получать проценты. В первую очередь это относится к беспроцентному кредитованию. Сознательный отказ от ссудного процента, являющегося одним из факторов инфляционных процессов, не совсем понятен с точки зрения макроэкономики. Следовательно, банки, действующие на исламских принципах, не имеют первого источника прибыли обычных коммерческих банков (разница между процентом по выданным ссудам и процентом по привлеченным средствам). Доходы исламского банка и его вкладчиков формируются в результате предпринимательской деятельности. Согласно принципам Шариата, сделка, как правило, должна быть подкреплена реальным активом, то есть актив должен существовать, находиться во владении продавца и иметь конкретное описание, а не указываться как теоретический объект (например, рыба, находящаяся в водном пространстве). Причем доходность заранее не гарантирована, фиксированная величина в виде ссудного процента не используется. Однако исламские банки всё равно имеют некоторые источники прибыли, как и западные банки, состоящие в таких операциях, как «мушарака», «мудараба», «мурабаха» и «кард уль хасан».
Мушарака – это исламский способ сотрудничества в финансовой сфере, когда две стороны объединяют свои капиталы для финансирования какого-либо проекта, при этом прибыль они делят в заранее определенном порядке, а убытки – в зависимости от долевого участия в капитале. При этом управление может осуществляться как обеими сторонами на паритетной основе, так и любой из них в отдельности. Мудараба – это соглашение, заключаемое между двумя сторонами, когда одна сторона полностью предоставляет необходимый капитал для финансирования проекта, а другая (известная как мудариб), как правило, предприятие с достаточным опытом и репутацией, занимается управлением проекта, используя свои предпринимательские способности. Продукт Мудараба является аналогом традиционного доверительного управления. В случае успешного исхода доходы будут разделены согласно заключенному договору. Но если убытки несет только банк, то мудариб не получит своих комиссионных. Мурабаха предполагает приобретение банком от своего имени и за свой счет товара по спецификации клиента с принятием на себя всех рисков торговой операции и последующую перепродажу товара клиенту по цене, включающей закрепленную в договоре наценку, которая составляет в данном случае доход банка. Кард-уль-хасан (благотворительный кредит) – беспроцентный кредит, предоставляемый или как материальная помощь нуждающимся лицам, организациям, регионам, или как краткосрочная субсидия на конкретную хозяйственную деятельность фирмы, часто являющейся партнером банка. Банковский продукт Кард-уль-Хасан дает возможность клиенту взять некую сумму, которую он обязуется вернуть по истечении определенного срока. При этом банк никогда не потребует проценты по ссуде. Клиент сам заплатит премиальные (Хибу) банку, если захочет. Отношения банка и клиента основаны на принципах доверия и искренней дружбе. Такой подход практически исключен в схеме западной банковской системы.
Механизм определения банковской прибыли, которым пользуются исламские банки, более точно определяет степень участия каждого партнера в реализации намеченного проекта. Процентные банки часто практически не участвуют в реальном производстве, поскольку законодательство обычно гарантирует им возврат кредита или хотя бы его части. Исламский банкинг стимулирует развитие экономики, предоставляя средства для покупки/производства реальных активов. Следование его принципам сводит к минимуму спекулятивные операции с ценными бумагами, подобные тем, которые привели к ипотечному кризису в США . Мусульмане не принимают западного банковского дела еще и потому, что в нем банк часто не контролирует использование капитала, заемщик может употреблять его любым способом, например, заниматься производством алкоголя, что исламом категорически запрещается.
Изначально исламские банки создавались специально для мусульман. В неисламских странах подобного рода кредитные учреждения стали появляться, когда западные компании озаботились удовлетворением потребностей проживающих на территории их стран мусульман, не имеющих возможностей воспользоваться традиционными банковскими продуктами, такими как депозиты, ипотека, инвестиции и др. Многие западные банки, такие как Deutsche bank, Citibank, HSBC, Societe Generale, открыли «исламские окна» — отделения банка, занимающиеся предоставлением услуг согласно нормам шариата. Необходимость соответствовать одновременно законам шариата и международным стандартам (таким как Sarbanes-Oxly и Basel II) делает продукты исламских банков более дорогими, чем аналогичные продукты традиционной банковской системы. На данный момент не существует единых стандартов формирования финансовой отчетности и нормативно-правовой базы для исламских финансовых институтов. В результате в некоторых странах они работают согласно стандартам AAOIFI (Бухгалтерская и аудиторская организация для исламских финансовых институтов), в то время как в других они используют стандарты, предписанные для традиционных финансовых институтов.
Все больше компаний готовы работать по таким принципам, ведь в отличие от стандартных банковских продуктов исламские инструменты финансирования разнообразны и отличаются большей гибкостью.