К юбилею ФРС США

Хотя отмечать заранее не принято, однако, что нас ждёт 21 декабря 2012 года, Аллах знает.

Не успела мировая экономика выйти из кризисного состояния, как эксперты прогнозируют новый катаклизм уже в скором будущем. Хотя такой ли он «новый»? Новым, например, каждый год, к сожалению, бывает смертельный грипп. А экономический кризис можно сравнить с деревом (каким-нибудь паразитирующим сорняком c ярко-кислотной зеленью): каждое лето новые листья, меняется форма, размер и направление роста, а корни остаются те же. Корни эти, говоря короче, и есть современная мировая денежно-кредитная система.

Развитие мировой финансовой архитектуры в её нынешнем виде можно условно разделить на три этапа. Первый этап – образование в 1913 г. Финансовой резервной системы США, которая, будучи акционерной коммерческой организацией, исполняет функции центрального банка, в том числе эмиссию денег. Помимо сеньоража, доход ФРС составляют процентные выплаты по облигациям Казначейства, доходы от платежных операций, депозитов, операций с ценными бумагами. Алан Гринспен проработал на посту председателя ФРС 19 лет. За свою карьеру он "пережил" многих президентов США, принадлежащих как к демократам, так и к республиканцам. В своей книге "Эпоха потрясений" Алан Гринспен написал следующее: «Федеральная резервная система формально не зависит от Белого дома»[1]. Следует отметить, что ФРС США не единственный центробанк, являющийся частной коммерческой организацией, таковым был Банк Англии до 1946 г., т.е. примерно до того момента как фунт стерлингов уступил роль доминирующей валюты доллару.

Второй этап - Бреттон-Вудское соглашение 1944 г., согласно которому доллар США стал одним из видов мировых денег, наряду с золотом. Подобный шаг не в малой степени был обусловлен ослаблением национальных экономик Европы , России и Японии в результате мировых войн.

Вот что сказал об этом, предвосхитив события, И.В. Сталина в своём докладе «Итоги первой пятилетки» на объединённом Пленуме ЦК и ЦКК ВКП (б) 7 января 1933 г.: «Нам говорят, что невозможно развернуть торговлю, если даже она является советской торговлей, без здорового денежного хозяйства и здоровой валюты, что надо, прежде всего, лечить денежное хозяйство и нашу советскую валюту, которая якобы не представляет никакой ценности. Так говорят нам экономисты капиталистических стран. Я думаю, что эти уважаемые экономисты понимают в политической экономии не больше, чем, скажем, архиепископ Кентерберийский в антирелигиозной пропаганде. Как можно утверждать, что наша советская валюта не представляет никакой ценности? Разве это не факт, что на эту валюту строили мы Магнитострой, Днепрострой, Кузнецкстрой, Сталинградский и Харьковский тракторные заводы, Горьковский и Московский автомобильные заводы, сотни тысяч колхозов и тысячи совхозов? Не думают ли эти господа, что все эти предприятия построены из соломы или из глины, а не из действительных материалов, имеющих определённую ценность? Чем обеспечивается устойчивость советской валюты, если иметь в виду, конечно, организованный рынок, имеющий решающее значение в товарообороте страны, а не рынок неорганизованный, имеющий лишь подчинённое значение? Конечно, не только золотым запасом. Устойчивость советской валюты обеспечивается, прежде всего, громадным количеством товарных масс в руках государства, пускаемых в товарооборот по устойчивым ценам. Кто из экономистов может отрицать, что такое обеспечение, имеющее место только в СССР, является более реальным обеспечением устойчивости валюты, чем любой золотой запас? Поймут ли когда-нибудь экономисты капиталистических стран, что они окончательно запутались с теорией золотого запаса, как единственного обеспечения устойчивости валюты?»[2]. Эта установка была успешно реализована. «Было время, и цены снижали…», ― пел В. Высоцкий про послевоенный сталинский период в СССР, ― именно так и было. При повышении качества управления, технологический прогресс должен с неизбежностью вести к систематическому, неуклонному снижению цен на производимую обществом продукцию. При этом именно прейскурант цен на демографически обусловленные товары и услуги и является численной мерой эффективности управления хозяйственным комплексом государства; то есть, чем ниже цены на демографически обусловленные товары и услуги, ― тем выше считается качество управления государством. В дополнение представляется не лишним привести слова ещё одного классика:

«Зато читал Адама Смита
И был глубокий эконом,
То есть умел судить о том,
Как государство богатеет,
И чем живёт, и почему
Не нужно золота ему,
Когда простой продукт имеет»[3]

В начале 1960-х годов Роберт Триффин сформулировал ключевое противоречие Бреттон-Вудской системы, так называемая дилемма Триффина: эмиссия ключевой (основной) валюты должна обязательно коррелировать с изменением золотого запаса страны. Излишняя эмиссия, не обеспеченная золотым запасом государства, может подорвать конвертируемость этой валюты в золото и через определенный промежуток времени неизбежно вызовет кризис доверия к ней[4].

Это был переходный этап от золотодевизного стандарта к Ямайской системе образованной в 1976—1978. Главным практическим значением новой системы стал отказ от фиксированных валютных курсов, в основе которых лежало золотое содержание валют, к плавающим валютным курсам. Рынок золота из основного денежного рынка превратился в разновидность товарного рынка. Таким образом основной мировой валютой стала резанная крашенная бумага «обеспеченная» верой в устойчивость американской экономики. Не стоит так же забывать, что широкое использование национальных денег для международных расчётов требует дополнительной эмиссии для обслуживания дополнительного товарного оборота за пределами страны. Такое положение позволило США получать импортируемые ценности в дешевый или даже бесплатный долгосрочный кредит в больших размерах.

По мнению Германа Грефа, значительную роль в образовании кризиса 2008-2009 годов, сыграла «противоречивая роль Федеральной резервной системы (ФРС) США. Она одновременно является центром национальной эмиссии и центром эмиссии мировой резервной валюты»[5].

Однако подобная спекулятивная концепция мировых финансов появилась гораздо раньше. Ещё в Ветхом Завете было сказано: «Не давай в рост брату твоему ни серебра, ни хлеба, ни чего-либо другого, что можно отдавать в рост. Иноземцу отдавай в рост, а брату твоему не отдавай в рост, чтобы господь бог твой благословил тебя во всём, что делается руками твоими, на земле, в которую ты идёшь, чтобы владеть ею» ― Библия, Ветхий завет, Второзаконие, 23:19-20. «И будешь давать взаймы многим народам, а сам не будешь брать взаймы, и будешь господствовать над многими народами, а они над тобою господствовать не будут» ― Библия, Ветхий завет, Второзаконие, 28:12. «Тогда сыновья иноземцев будут строить стены твои и цари их служить тебе; ибо во гневе Моём Я поражал тебя, но в благоволении Моём буду милостив к тебе. И будут всегда отверсты врата твои, не будут затворяться ни днём, ни ночью, чтобы приносимо было к тебе достояние народов и приводимы были цари их. Ибо народы и царства, которые не захотят служить тебе, – погибнут, и такие народы совершенно истребятся»[6] ― Библия, Ветхий завет, Книга пророка Исаии, 60:10-12.

Анализируя сказанное можно без конца проводить исторические параллели, примеров тому множество. Так, по словам Сергея Глазьева : «Военно-политическая гегемония США во многом держится за счет эмиссии доллара в качестве мировой резервной валюты и присвоения глобального сеньоража, размер которого составляет около полутриллиона долларов в год и позволяет им легко финансировать свои военные расходы за счёт остального мира.
для России величина такого налога составляет от 15 до 30 млрд.долл. в год»[7]

Становится очевидной назревшая необходимость пересмотра принципиальных положений всемирной экономической политики. В качестве альтернативы существующей модели можно предложить исламскую финансовую схему. Что она представляет из себя? - Обратимся к первоисточнику: «Те, которые пожирают лихву, восстанут, как восстает тот, кого сатана поверг своим прикосновением. Это - потому, что они говорили: "Воистину, торговля подобна лихоимству". Но Аллах дозволил торговлю и запретил лихоимство. Если кто-нибудь из них после того, как к нему явится предостережение от Аллаха, прекратит, то ему будет прощено то, что было прежде, и его дело будет в распоряжении Аллаха. А кто вернется к этому, те станут обитателями Огня, в котором они пребудут вечно. Аллах уничтожает лихву и приумножает пожертвования. Аллах не любит всяких неблагодарных (или неверующих) грешников. Воистину, тем, которые уверовали и вершили праведные деяния, совершали намаз и выплачивали закят (налог в пользу нуждающихся), уготована награда у их Господа. Они не познают страха и не будут опечалены. О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и не берите оставшуюся часть лихвы, если только вы являетесь верующими. Но если вы не сделаете этого, то знайте, что Аллах и Его Посланник объявляют вам войну. А если вы раскаятесь, то вам останется ваш первоначальный капитал. Вы не поступите несправедливо, и с вами не поступят несправедливо. Если должник находится в трудном положении, то дайте ему отсрочку, пока его положение не улучшится. Но дать милостыню будет лучше для вас, если бы вы только знали! Бойтесь того дня, когда вы будете возвращены к Аллаху. Тогда каждый человек сполна получит то, что приобрел, и с ними не поступят несправедливо»[8] Священный Коран, сура 2 «Корова» (Аль-Бакара), аяты 275-281.

Принцип запрета на ростовщичества подробно описан в Сунне (традиции) пророка Мухаммада (да благославит его Аллах и приветствует), вот лишь некоторые наиболее общие высказывания: «Абу Хурайра рассказывал, что Пророк говорил: "Избегайте семь разрушительных грехов. Они (люди) спросили: О, Посланник Аллаха! Что это за грехи? Он сказал: приравнивание Аллаху сотоварищей; занятие колдовством; убиение жизни, что Аллах запретил, за исключением по справедливости (согласно исламскому закону); вовлечение в Риба (ростовщичество), посягательство на собственность сироты; показать спину врагу и бегство с поля битвы во время сражения, и обвинение благочестивых женщин, которые никогда и не помышляли ни о чём, что может нарушить их благочестивость и являются хорошими верующими»[9]; Пророк подчёркивал чрезвычайную опасность вовлечения в Рибу самого себя, выражаясь очень жёстко с целью предостеречь человечество и мусульман. Абу Хурайра сказал, что Пророк Аллаха говорил: «Существует 70 видов (степеней) Рибы, и наименее серьёзное приравнивается следующему: когда мужчина женится на собственной матери (иными словами, вступает с ней в половую близость)»[10]; Хадис, переданный Джабиром: «Посланник Аллаха проклял тех, которые вовлечены в Риба: того, кто даёт (платит) Риба и того, кто прибегает к транзакции, а также двух свидетелей. Он сказал: Все они одинаково виновны»[11].

Из вышесказанного становится ясно, что хозяйство, построенное на подобных правилах нейтрализует возможность ростовщического ограбления и использования денег в качестве предмета биржевых спекуляций и прочих махинаций, в том числе глобального уровня, с необходимостью обуславливает безинфляционное развитие экономики. Финансовая организация, которая руководствуется в своей коммерческой деятельности данными принципами, сознательно отказавшись от кредитования под ссудный процент, будет стремиться с целью извлечения прибыли инвестировать реальный сектор экономики, ориентироваться на производство товаров, того самого простого продукта, о котором говорил великий русский поэт. Эпилогом к статье хочу так же привести нетленные строки Александра Сергеевича:

«Он Милосерд: он Магомету
Открыл сияющий Коран,
Да притечём и мы ко свету,
И да падет с очей туман.»[12]

Куашев Тимур. Исламский аналитический центр «Фикра»



[1] Алан Гринспен. Эпоха потрясений. Проблемы и перспективы мировой финансовой системы. Переводчики: Т. Гутман, Виктор Ионов, С. Сурин. Юнайтед Пресс. Серия: Сколково. 2010 г. 550 стр.

[2] И. Сталин, «Вопросы Ленинизма», дополнение к 9 изданию, Партийное издательство, 1933 г, 62 стр. С. 33.

[3] Пушкин А. С. Евгений Онегин. Издательский Дом Мещерякова. 2011 г., 184 стр.

[4] Олег Лядов. Самая реальная валюта будущего. Дилинговый Центр Forex DealingCity. 14.12.2009 г. http://www.dealingcity.ru/content/fundamentals/index.php?ELEMENT_ID=10782

[7] Сергей Глазьев. Что делать в условиях финансового кризиса. Журнал «Бюджет». 10.10.2008 г. http://bujet.ru/article/47184.php

[8] Коран: Перевод смыслов: Э. Кулиев / Пер. с ар. Э. Р. Кулиев. — 7-е изд., стереотип. — М. : УММА, 2010. — 816 с.

[9] Имам Мухаммад Аль-Бухари. Сахих Аль-Бухари (краткое изложение). Перевод: Владимир (Абдулла) Нирша. УММА. 2009 г. 522 стр.

[10] Ибн Мадж. Сахих ибн Маджа. УММА. 2003 г.

[11] Аль Имам Муслим. Сахих имама Муслима Краткое изложение, составленное имамом аль-Мунзири. Пер. с араб., прим., указ: А. Нирша.; УММА. 2003 г. 1220 стр.

[12] Пушкин А. С. Подражания Корану: Посвящено П. А. Осиповой // Пушкин А. С. Полное собрание сочинений: В 10 т. — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1977—1979. Т. 2. Стихотворения, 1820—1826. — 1977. — с. 188—193.



0 комментариев