Подкомитет по иностранным делам и Азии палаты представителей Конгресса США в сентябре провел слушание, целью которого была оценка сложившейся обстановки в Бирме (Мьянме) и нарастающих нарушений прав человека по отношению к этническим меньшинствам. Среди приглашенных спикеров слушания был профессор Вакар Уддин из Союза рохинья Аракана, Том Эндрюс из организации «Прекратим геноцид» и Дженнифер Куигли из Кампании США за Бирму. Я всем сердцем приветствую эту инициативу и хотел бы привести свои ответы на вопросы, поставленные подкомитетом.
1) Каким образом изменилась политическая ситуация в Бирме за последние 2 года? Как это повлияло на жителей Бирмы?
Ответ: По моему мнению, изменения в государстве Мьянма за последние пару лет носили преимущественно косметический характер. С одной стороны, сотни политзаключенных (почти все буддисты) были освобождены из тюрем, где они гнили долгие годы. С другой стороны, они были выпущены условно, под угрозой повторного заключения.
Жители страны, особенно этнические и религиозные меньшинства, подвергаются дискриминации на всех уровнях. Положение мусульманского меньшинства ухудшилось донельзя. Меньшинство рохинья по-прежнему лишено базовых прав на гражданство даже несмотря на то, что оно является коренным населением штата Аракан, пограничного с Бангладеш. Тысячи рохинья и мусульман других национальностей пребывают в тюрьмах, будучи узниками совести.
Более того, в результате зачисток после погромов мая прошлого года арестованы были преимущественно мусульмане, хотя именно мусульмане и были жертвами этих погромов. Были арестованы мусульмане в возрасте от 8 до 60 с лишним лет, которые были приговорены к тюремным срокам от 7 лет и выше.
Правительство Мьянмы продолжает политику содействия депортации мусульман рохинья, по крайней мере, тех из них, кого невозможно устранить внутри страны. Совсем недавно три деревни мусульман народности каман в Тхандве были сожжены радикальными буддистами-ракхайнцами. К сожалению, не прозвучало ни одного осмысленного буддистского голоса против этой агрессии, пожалуй, осудил этнические чистки против мусульман только монах У Гамбира.
2) Поспешила ли администрация Обамы с облегчением санкций против Бирмы и усилением взаимодействия с этой страной за в последние годы?
Любой эксперт скажет, что такие режимы как режим Тейна Сейна только и мечтают о подобной возможности укрепить свою шаткую легитимность. Визиты госсекретаря США Хиллари Клинтон и президента Барака Обамы в Мьянму были именно тем, в чем нуждалось новое правительство для улучшения своего имиджа.
Пока правительство Тейна Сейна предпринимало нацистские меры по отношению к мусульманам рохинья в июле 2012 г., администрация Обамы сняла финансовые и инвестиционные санкции с Мьянмы. В ноябре Обама снял запрет на импорт из Мьянмы.
Теперь, когда почти все санкции сняты, ничто не мешает американским компаниям иметь дела с этим правительством, которое управляет государством апартеида.
Снятие санкций нанесло значительный ущерб ситуации с правами человека, поскольку оно по сути поощрило бесчеловечные действия правительства. Поэтому мы наблюдаем эволюцию геноцида мусульман в Мьянме, который уже не ограничивается штатом Ракхайн, а распространился по всей Мьянме.
В этом году в городе Меикила (центральная Мьянма), как задокументировала организация Врачи-терапевты за права человека, 32 студента-мусульманина были убиты буддийскими боевиками и полицией, которые гнались за ними посреди ночи. После этого тела студентов были захоронены в заранее вырытой могиле, что свидетельствует о спланированном характере преступления.
3) Пожалуйста, охарактеризуйте конфликты между буддийским большинством и мусульманским меньшинством. Каковы последствия этих конфликтов, и как следовало бы Соединенным Штатам отреагировать на растущие нарушения прав человека?
За последние 17 месяцев мы наблюдали жутчайшее насилие против мусульманского меньшинства не только в штате Аракан, но и по всей Бирме. В мае прошлого года около дюжины ни в чем не повинных мусульман было вытащено из автобуса, направлявшегося в Янгон, и подвергнуто линчеванию до смерти. Спустя считанные дни были сожжены мусульманские деревни и города, причем все это было произведено в такой организованной манере, при активном участии местных буддийских сил безопасности, полиции, политиков и монахов, которые подстрекали боевиков-ракхайнцев уничтожать все мусульманское и исламское. В этом принимали участие даже правительство и силы безопасности.
По данным правозащитных организаций, около 140 000 мусульман находятся в статусе внутренних беженцев в одном только штате Ракхайн (Аракан). Многие из этих мусульман ютятся в жалких лачугах в лагерях беженцев. Их лишают доступа в соседнюю Бангладеш, в Таиланде их сажают в тюрьмы или отправляют обратно в Мьянму, а что еще хуже – тайские рыбаки сдают их в рабство.
Резюме
Для успеха общенационального примирения я предлагаю немедленно наделить правом на гражданство рохинья и другие мусульманские меньшинства, а также индуистов, сикхов, иудеев и христиан, которые родились и живут в Мьянме. Должна быть введена система квот, которая позволит этим уязвимым меньшинствам быть представленными не только в парламенте, но и во всех секторах государства.
Что касается беженцев, вынужденных жить в лагерях или трудиться в качестве временных рабочих за границей, для них должны быть приняты меры по расселению на территории Мьянмы под надзором ООН. Правительство должно компенсировать ущерб за утерянное имущество каждой жертве.