Первый мусульманский банк открылся под занавес года в столице Башкортостана. Подразделение, принципы работы и финансовые продукты которого полностью отвечают требованиям шариата, действует на базе одного из самых обычных коммерческих банков. В тестовом режиме этот операционный офис работает уже месяц, и, как утверждают его сотрудники, за это время удалось убедиться в том, что интерес к исламскому банкингу в республике сегодня довольно высокий.
Основное отличие мусульманского банкинга от привычной нам модели кредитования — отказ от ссудного процента. Дело в том, что Коран запрещает брать плату за использование денег — чем, собственно, и зарабатывают традиционные кредитные организации. Действующие по законам шариата банки тоже выдают клиентам собственные средства, но на других условиях. Они не зарабатывают на процентах, а оформляют каждую сделку как инвестицию, в результате чего имеют свою долю в будущих прибылях клиента. Причем в мусульманских банках не оказывают поддержку игорному бизнесу, представителям алкогольной и табачной индустрии, а также аграриям, которые занимаются производством и переработкой свинины.
Появление в Уфе такого подразделения представители банковского сообщества региона называют событием знаковым и вместе с тем весьма предсказуемым. Как отметил заместитель председателя Национального Банка РБ Марат Кашапов, очевидно и логично, что исламский банк открылся именно в Башкортостане, где примерно половина жителей являются носителями мусульманской веры.
И республика здесь не первая: подобные банки уже существуют в ряде других «мусульманских» регионов России — например, в Дагестане и Татарстане. Кроме того, такой офис работает в Нижнем Новгороде. Однако о широком распространении подобных финансовых учреждений говорить пока сложно. По словам исполнительного директора Ассоциации кредитных организаций РБ Асхата Хуснутдинова, на сегодняшний день в российском законодательстве нет нормативной базы, которая определяла бы специфические требования к их работе. Еще одна проблема заключается в том, что многие граждане не понимают сути исламского банкинга. В «народном просвещении» всестороннюю поддержку банкирам оказывают представители мусульманского духовенства. Как заверил первый заместитель председателя Духовного управления мусульман РБ Аюб-хазрат Бибарсов, со своей стороны они сделают все возможное, чтобы люди прониклись важностью строгого следования религиозным принципам не только в быту, но и в своих финансовых делах.
При этом стоит отметить, что в России есть немало противников появления в стране мусульманских банков. По их мнению, в исламском банкинге присутствуют элементы рейдерского захвата, к тому же эти специфические финансовые продукты значительно сложнее традиционных. Сторонники же говорят о большей надежности активов мусульманских банков, ведь здесь за каждой сделкой стоит материальная основа.