В рамках II Международного межрелигиозного молодежного форума в Дагестан впервые прибыла делегация Республики Белоруссия, куда вошли татары-мусульмане.
В состав делегации во главе с муфтием мусульманского религиозного объедения Республики Беларусь Абу-Бекиром Шабановичем, вошли молодые мусульмане Алексей Смольский, Дмитрий Радкевич и Бекир Шабанович.
Мы попросили нашего коллегу корреспондента газеты "Ошмянский вестник" Дмитрия Радкевича рассказать про историю и культуру белорусских татар.
По его словам, огромное влияние на то, что сегодня белорусские татары состоялись как этноконфессиональная группа, оказала религия, а конкретно — ислам.
Это хорошо видно по истории ислама в Белоруссии. «Именно эта религия сделала татар народом. Была пестрая группа: ногайцы, киргизы, черкесы, чагатайцы, изначально всех называли татары. И благодаря исламу татары в Белоруссии стали тем кто они есть. Если бы мусульмане не собирались, ничего бы не было», - считает Дмитрий Радкевич.
Белорусские татары - этноконфессиональная группа, они расселены по территории Литвы, Белоруссии и Польши. Считается, что предки белорусских татар во главе с ханом Тохтамышем пришли в эти земли во времена правления князь Витовта и расширения Великого княжества Литовского. Так создался уникальный исторический прецедент - впервые мусульмане добровольно, мирным путем пришли жить в не мусульманское государство. «Белорусские татары, к сожалению свой язык потеряли, и потеряли очень давно. В рукописях 16 века мы не находим тюркских слов, сами мусульмане пишут кириллицей и арабскими буквами на старобелорусском языке. Эти рукописи и книги получили название «Китабы». Они создавались с XVI века татарами, поселившимися в Белоруссии и Литве в XIV—XV веках и постепенно сменившими язык. Считается, что китабы начали создаваться не позже ХVІ века, но самые древние из известных датируются серединой ХVІІ века. Содержание китабов — тексты, поясняющие Коран, описания мусульманских ритуалов и основных мусульманских обязанностей, цитаты из Корана и высказывания пророка Мухаммеда (хадисы), восточные сказки, приключенческие повести. Часто встречаются религиозные легенды и рассказы, например, о смерти Марьям — матери Иисуса, восточная легенда Мирадж — рассказ про ночное путешествие Мухаммеда в Иерусалим, а позже к Божьему трону, морально-этические поучения для молодёжи (о почитании родителей, гостей, бедных, сирот, соседей), гадание по буквам Корана, разгадка снов. Кроме китабов выделяют написанные арабицей тафсиры, таджвиды, хамаилы. Китабы написаны и читаются справа налево, текст начинается там, где в славянских книгах заканчивается. В библиотеках Вильнюса и Минска хранятся китабы объёмом от 70 до 1000 страниц. Интересно, что в белорусских подстрочниках слов «Аллах» заменено на «пан Бог».
Как рассказал Радкевич, сегодня, согласно последней переписи, в Белоруссии насчитывается 7,5 тысяч мусульман. В до советский период, а конкретно до 1939 года на территории Белоруссии, Литвы и Польши насчитывалось 40 мечетей. Мечети строились в основном в местах компактного проживания татар, образуя своеобразный треугольник: Вильнюса — Белосток — Минск. В советское время сохранилась одна мечеть в поселке городского типа Ивье. Примечательно, что ее отстояли сами жители. Сегодня Ивье называют «Маленький Иерусалим» - там восстановили костел, синагогу, православную церковь и мечеть. Интересно тот факт, что мечеть, датированную 1882 годом, проектировал поляк-католик, пожертвования на строительство вносили католики, а минарет в 20-е годы ХХ века помогли перестроить американские татары из Нью-Йорка.
Как рассказал Дмитрий Радкевич на сегодняшний день в Белоруссии действует приблизительно 8 мечетей и молитвенных домов. Не так давно восстановили мечеть в городах Смиловичах и Новогрудок, в этом году планируют официально открыть соборную мечеть в Минске. Ее строительство было очень долгим и мусульмане Минска ждут открытия мечети с огромным нетерпением.
На вопрос, развития ислама в Белоруссии, Дмитрий отметил, что определенное движение началось. Среди населения республики постепенно появляется интерес к исламу, ряд белорусов и белорусок принимают ислам. В больших городах эти процессы активнее. Конечно, еще пока сильны стереотипы, и на девушек в платках реагируют по разному, но в целом, можно сказать, что в обществе отношение в исламу нейтральное.