Представители общественного совета при Минобрнауки РФ считают, что учебники по основам религиозных культур и светской этики слишком сложны для детей.
"Общий недостаток - учебники по всем шести модулям курса усложнены. Там специфическая терминология. Они были бы хороши для детей 8-9 класса. Я не мог разобраться, что такое этика - так там это было написано. Я не уверен, что каждый академик в этом разберется, не то, что ребенок", - сказал на заседании совета директор Института всеобщей истории РАН Александр Чубарьян.
Существенным недостатком учебников, по его словам, является то, что в каждом пособии - по светской этике, мировым религиозным культурам, православной, исламской, буддийской и иудейской культурам - содержится информация только в рамках данного предмета.
"Люди должны обладать синтетическим восприятием. В учебнике по истории религии тем более должны быть основы светской этики. В доступной форме я бы детям это дал", - подчеркнул Чубарьян. Также, по его мнению, преподавать этот предмет должен не историк, а "популяризатор", человек, который может доступно объяснить детям, что это такое, и заинтересовать их. Чубарьян считает, что это мог бы быть "кто-то вроде Корнея Чуковского".
"Надо объяснить, что есть разные религии, но Бог-то один. Надо дать детям понять, что при разных религиях речь идет о более высоких вещах", - сказал также Чубарьян. По его словам, пособие по предмету также должно быть не учебником, а книгой для чтения.
В свою очередь, министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко заявил, что министерство поддерживает позицию общественного совета в том, что пока вводить данный предмет во всех субъектах РФ рано. "Учитывая сложность курса, мы считаем, что пока рано двигаться вперед", - сказал Фурсенко.
Между тем многие представители общественного совета усомнились в "объективности" представленного на заседании социального исследования среди обучающихся основам религиозных культур, заказчиком которого выступало министерство.
Согласно данным опроса, более 80% опрошенных детей интересен курс, и они желают продолжить его изучение в дальнейшем. Опрошены были 4700 человек из более чем 240 тыс. изучающих предмет школьников. Общественный совет при министерстве также отметил в своих рекомендациях, что во всех регионах у учителей выявлено отсутствие базовых знаний, необходимых для преподавания курса, набор учебников по предмету нуждается, как минимум, в доработке, а книга для учителя "содержит малопригодную информацию и не позволяет педагогам качественно готовиться к урокам".
Также, по мнению совета, предмет имеет смысл оставить обязательным только в 19 регионах, где эксперимент уже идет, поскольку достаточной базы для вывода его из экспериментального режима нет.