Висам Бардвил и Ахмад ибн Фадлан. Арабские проповедники в Карелии

Сегодня журналисты и обыватели очень удивляются, когда слышат, что муфтием такого северного российского региона как Карелия является араб. Однако Висам Бардвил, с которым пойдет беседа ниже, является не первым арабом в этих краях. Мало кто помнит, что еще 10 веков назад эти земли посетил посол багдадского халифа Ахмад ибн Фадлан, оставивший первое в истории описание народа, населяющего Карелию и сегодня. О том, каким образом арабский студент стал муфтием российского региона, каким был путь становления карельской общины и как складывалась семейная жизнь столь колоритного муфтия, - наша сегодняшняя беседа с главой ДУМ Карелии Висамом Бардвилем.
Духовное управление мусульман Карелии готовится к своему юбилею. Скоро мусульманская община отметит десятилетие. Создатель и бессменный глава общины Висам Али Бардвил вспоминает, как все когда-то начиналось:
- Я приехал в Россию на учебу. Поступил на медицинский факультет Петрозаводского государственного университета. В то время я был одним из немногих мусульман, соблюдающих предписания религии. Был активистом среди студентов, которые жили в общежитии.
Позже познакомился с несколькими местными мусульманами. Мы вместе собирались, изучали религию Аллаха, обсуждали проблемы мусульман. Так у нас появилась первая в Петрозаводске община мусульман. Я был инициатором создания мечетей, мусульманских общин. В тот же год поступил на исламский факультет Европейского гуманитарного института во Франции.

После появления мусульманской общины в Петрозаводске, Висам Али Бардвил призвал верующих из других городов тоже создавать общины. И когда они появились в трех населенных пунктах - Кондопоге, Олонце и Костомукше - в 2001 году мусульмане объединились в общую организацию, председателем которой выбрали Бардвила. В этом году заканчивается второй срок, как он возглавляет Духовное управление мусульман Карелии.
- Мы пытаемся распространять верную информацию об исламе, пытаемся призвать мусульман играть важную роль в жизни нашего общества. Показать, что они – мусульмане, и они – россияне, и в этом нет противоречия.
- Даст Аллах, мы планируем в этом году разные мероприятия. Мечети новые будем открывать. И несколько праздничных мероприятий организуем: конференции, семинары. В сентябре планируем созывать съезд мусульман Карелии. Хотел бы, чтобы он был максимально расширенным, с большим количеством делегатов.
Недавно в жизни карельского муфтия произошло еще одно важное событие. Он встретился с Шейхом Карадави, который, несмотря на высокую занятость, выделил время для беседы, живо интересовался общей ситуацией в нашей стране, состоянием дел в области просвещения и воспитания молодёжи, охотно отвечал на вопросы по насущным проблемам российской уммы.
- С Юсуфом Карадави я встречался несколько раз. Последняя встреча впервые была официальной. Для нас это большая честь. Я считаю, что он первый мусульманский алим (ученый). Шейх Карадави достаточно хорошо осведомлен о ситуации в России. В последнее время он часто дает фетвы по этому поводу.
- Для многих он авторитетное лицо. Он с пониманием относится к проблемам мусульман. Я очень надеюсь на наше дальнейшее сотрудничество.
Во время встречи муфтий Карелии пригласил шейха Юсуфа Карадави посетить Россию, встретиться с молодежью. Знаменитый богослов принял приглашение и выразил желание посетить Россию при первой же возможности.
-Конечно, мне раньше было обидно, что мусульмане России забыты. О них мало говорят. Но в последние годы уже многие ученые начали приезжать сюда. Ситуация меняется. И это очень радует. Даже если и есть определенные нападки на мусульман России, наши мусульмане могут сыграть роль на мировой арене. На мой взгляд, у мусульман России есть хорошие перспективы.

О своей личной жизни муфтий Карелии рассказывает с неохотой. Понять его можно. Ведь Интернет полон нелестных статей о нем с тех пор, как он развелся с первой женой - русской немкой Викторией Вебер.
-Учась в России, вдали от Родины, я постоянно испытывал тоску по близким. Нуждался в семье, в поддержке. И эту поддержку я нашел в Виктории Вебер. Возможно, мы не совсем тогда подходили друг другу. Она была старше меня на десять лет.
Более того, была уже разведенной женщиной с двумя детьми на руках. Но мое на тот момент еще неокрепшее сердце отозвалось на ее беду. Я решил жениться на ней, дать кров ей и ее дочерям. Это был союз взаимопомощи.
Супружеская чета развернула активную мусульманскую деятельность в Карелии. Казалось, Вебер стала для Бардвила не только верной супругой, но и надежной соратницей в жизни.
Втрой раз он женился на одинокой разведенной женщине с ребенком Фатиме, которая тоже оказалась старше Бардвила на десять лет
Кроме своих троих детей, муфтий воспитывал и троих приемных. «Жизнь была тяжелой,- признается он. – И, к сожалению, я не смог оказать материальной помощи в той мере, что намеревался». Однако, спустя годы, все изменилось.
- Конечно, то, что у нашего брака с Викторией нет будущего, было понятно сразу. Вебер рассчитывала, что я иностранец, который со временем заберет ее в свою страну. Когда поняла, что я тянусь к холодной Карелии, а она к жарким арабским странам – у нас начались конфликты.
Тем не менее, я терпел и собирался жить. Но Виктория мне сказала, что она русская женщина и не боится развода. Когда только один супруг поддерживает семью, брак долго не может сохраниться. Ведь «одна рука не может хлопать».
Не выноси сор из избы - гласит народная мудрость. В случае Бардвила и Вебер все получилось наоборот. Сразу после развода сеть заполнилась нелестными подробностями семейной жизни супругов. Более того, Виктория решила отсудить себе половину имущества, нажитого якобы во время совместной семейной жизни. Хотя на самом деле все принадлежит мусульманской общине.
- Вебер все затеяла, чтоб внести раскол в общину. И, на мой взгляд, ее враждебная попытка закрыть мечети - позор перед Всевышним.
После развода с Викторией Вебер Висам Али Бардвил женился в третий раз. На марокканке Хаджибе, которую, по словам муфтия, он взял в жены потому, что она образованна и интересна. Из Марокко девушка переехала в Карелию беспрекословно. Правда сейчас, говорит, скучает.
- Переехать-то сюда легко. А вот научиться жить здесь не просто. Конечно, это был спланированный брак с марокканкой ради Аллаха. А в молодости браки были по зову сердца. Тем более, что я жил один. Не было рядом родителей.
В молодости женитьба на женщине старше себя казалась ему следованием примеру Пророка Мухаммада (мир ему и благословение). Когда-то Висам Али Бардвил снимал квартиру. Потом материальное положение несколько ухудшилось, и они с семьей переехали в мечеть. О богатой жизни карельского муфтия недоброжелатели слагают легенды.
«Когда я попала в помещение с полуремонтом и постоянно отключающимся электричеством, то была несколько ошарашена. Жить в холоде муфтий привык: когда нет электроэнергии, большая печь в центре мечети мало помогает. Можно сказать, что семья Али Бардвила закалена не только религиозно, но и по-карельски», - пишет журналистка Евгения Валункова, погостившая у муфтия в Петрозаводске.
-Удобств для проживания с семьей в мечети нет, конечно. Тесным семейным кругом жить невозможно. В мечети всегда прихожане. Особенно много народу в пятницу и в выходные, когда проходят уроки по изучению арабского языка. Но для меня удобства не так важны. Хвала Всевышнему, жена с пониманием относятся к тому, чем я занимаюсь.
-Я не такой хороший муж. Часто в командировках. Хвала Всевышнему, жена меня пока терпит (смеется). Может, со временем вернусь к своей основной профессии- профессии врача. Буду лечить не только души, но и тела верующих!

На фото: Висам Али Бардвил и шейх Юсуф Аль-Кардави



комментариев