Учитель на Кавказе – меньше, чем учитель

Кавказ до сих пор шокирован зверским убийством учительницы Фазины Ибрагимовой в селении Курах, произошедшем в середине марта. Все твердят о том, что это событие – диагноз всему обществу. Жажда наживы нивелирует любые ценности и подталкивает людей к совершению аморальных и циничных поступков и даже, как теперь выясняется, жутких преступлений.

Однако за всем этим шумом в стороне остается, может быть, один из ключевых аспектов происходящего. Убита – учительница. И не просто учительница, а учитель русского языка и литературы, с которыми на Северном Кавказе очень многое связано.

То, что такая ситуация сложилась, виновато все российское общество. Много говорят о радикализации. Но в кризисе находится традиционное кавказское общество как таковое. Этот процесс перехлестывает, и что с ним делать, ответа, кажется, нет ни у кого.

Учитель на Кавказе – человек особый. Знание имело всегда настолько уважаемый статус, что вокруг людей ученых и образованных формировался ореол непререкаемого авторитета, почета и даже таинственности. Достаточно было сослаться на мнение какого-то известного своими знаниями человека из такого-то селения, как это становилось решающим козырем в любом споре.

Учителей превозносили, идеализировали, порой даже мифологизировали. Их действиям и высказываниям придавали чуть ли не магический смысл.

Один пожилой кавказец рассказывал мне, что в детстве был очень удивлен, когда узнал, что учительница, как и все остальные, посещает на перемене туалет. Он смотрел на нее как на ангела, не обремененного телесными заботами.

Но так было до недавнего времени. Сегодня статус учителя стремительно девальвируется. Нынешние подростки и даже дети не видят в них недосягаемого авторитета. Часто учителей воспринимают как неудачников, за нищенскую зарплату и низкий социальный статус в обществе, охваченном криминалом и потребительством. Над их подвигом смеются.

А если какой учитель по слабости душевной или в силу тяжелых условий жизни оказывается вовлечен в мелкую школьную коррупцию, о чем в небольших коллективах знают все, даже дети, то их вообще начинают воспринимать как некую обслугу. Какой может быть почет и уважение тому, кому платят наши родители? Эти жалкие бабушки и тети – наша собственность, так рассуждают иные практичные современные горские мальчики и девочки.

Да, и с самими учителями происходит что-то неладное. Марьям Шарипова, одна из девушек, взорвавшаяся в московском метро 29 марта 2010 г., была педагогом. Работала заместителем директора школы в родном селе. Ее отец и мать – тоже учителя, русского-литературы и биологии, соответственно. Кстати, отец, тот самый, который учил детей стихам Пушкина, и брат Марьям – тоже радикальных убеждений.

На этот факт мало кто обратил серьезное внимание, если не считать таковым язвительные заголовки и комментарии в постмодернистском стиле в некоторых изданиях. А он весьма примечателен.

Шарипова (и ее отец) – уже не первый представитель горской интеллигенции, который оказывается, скажем так, в числе лиц с радикальными убеждениями. Фактически, мы имеем эрозию культурно-идеологического каркаса, созданного в советские годы. Тогда учитель, прежде всего литературы и русского языка, считался опорой и проводником цивилизации и современных (тогда советских) ценностей на Кавказе.

В Махачкале не зря есть памятник русской учительнице. С учителями, в том числе русскими, приехавшими на Кавказ совершать педагогический подвиг, многое связано в Дагестане. Это целый пласт истории и культуры.

Процесс то ли трансформации, то ли разложения, в целом, охватил всю национальную интеллигенцию. В свое время Зубаил Хиясов – бывший заместитель министра культуры Дагестана, режиссер Кумыкского национального театра Дагестана – погиб, отстреливаясь от силовиков.

Его дочери имели радикальные убеждения. Советский работник культуры вместе с зятем вел огонь по военным и милиционерам. А 80-летний дагестанский поэт, член союза писателей республики Абдулла Алиев (творческий псевдоним Адалло) известен всей России своими радикальными призывами даже больше, чем творчеством.

Фактор учителя перестает работать, как в советское время. Идет разложение структуры «педагог – форпост России на Кавказе». Школа и преподаватель сегодня на Северном Кавказе – не то, что это было еще 15 лет назад. На их место не только ничего не приходит, но и сами учителя оказываются дезориентированы.

А с введением подушевой оплаты труда преподавателей средних школ в республиках Северного Кавказа вообще закрываются сотни школ. По той же причине прекращают существование многие медицинские учреждения, в которых получало первую амбулаторную помощь значительное число людей. Особенно это касается отдаленных селений, высокогорных районов, каких-то особых мест, отдельно стоящих в силу определенной профессиональной деятельности тех, кто там живет.

Что касается убийцы курахской учительницы, то он так и не найден. Одним из подозреваемых является сосед Фазины, получивший образование в ее же школе. Его разыскивают. Ходят слухи, что он и его возможный сообщник бежали в Азербайджан.

Это преступление стало для всего Кавказа знаковым. И почему-то мне кажется, что убийцу так и не найдут. Все-таки учитель сегодня в Дагестане – меньше, чем бизнесмен, чиновник, боевик или даже учитель в советское время. Такие времена.

На фото: памятник русской учительнице в Махачкале



1 комментариев


  1. (05.04.2013 16:54) #
    0

    Каждый учитель. работая с учеником вкладывает в него основу нравственности, воспитания, этики. Но в современном обществе эти качества уже не востребованы. Идет пропаганда беспринципности, наглости, достижения удовольствий любыми способами, одним словом открытая деградация общества. Учитель как никто другой видит порочность этого общества, он по мере возможности пытается влиять на эту ситуацию. На него ставят клеймо радикала!