«Убийства чести» - неисламский кошмар исламского мира

Трагические убийства двух молодых британских мусульманок вновь привлекли внимание СМИ и общественности к теме «убийств чести». Мы, Мусульманский совет Британии, получили очень много запросов от СМИ касательно позиции Ислама по этому явлению. Мы очень четко разъяснили журналистам, что «убийства чести» никаким образом и ни в какой форме не одобряются Исламом. Напротив, Ислам категорически осуждает самосуд, призывает к милосердию, справедливости и уважению закона.

Почему же такие трагические события происходят? Давайте рассмотрим пример мусульманина, который получил пожизненное заключение за то, что перерезал горло собственной дочери из-за ее отношений с христианином. Это трагическая история непримиримых культурных разногласий между отцом, получившим традиционное «мусульманское» воспитание, и дочери, принявшей неисламский образ жизни. Но мусульманин, который правильно понимает свою религию, никогда не заберет жизнь другого человека. Чувство стыда отца за действия своей дочери заставили его убить ее в ошибочном убеждении, что этот поступок восстановит доброе имя семьи. Стоит отметить, что концепция чести (иззат) является очень сильным фактором мотивации среди многих народов вне зависимости от их религиозных взглядов. Происхождение этого связано с племенными, клановыми и сельскими обычаями. Это резкое противоречие учениям нашей религии Ислам, которая говорит, что каждый человек лично отвечает за собственные действия.

Практика «убийств чести» - вид расправы по самосуду, противоречащий Исламу. Священный Коран утверждает, что убийство одного невинного человека подобно убийству всего человечества (5:32, 6:151, 17:33). Проблема «убийств чести» не связана с моралью или с сохранением целомудренности женщин, скорее, это проблема доминирования, власти и женоненавистничества – в таких семьях женщин считают слугами, физически и символически. «Убийства чести» происходят в случаях, когда имеет место изнасилование, супружеская измена, флирт или что-то подобное, позорящее честь семьи в глазах общества. Многих женщин убивают на основании простых подозрений кого-то из членов семьи и не дают им шанса защитить свою честь. «Убийства чести» наиболее часто происходят в Бангладеш, Бразилии, Эквадоре, Египте, Индии, Израиле, Иордании, Марокко, Пакистане, Швеции, Турции, Уганде и Великобритании. Из-за того, что эти преступления зачастую остаются сокрытыми от правоохранительных органов, точно определить реальное количество жертв «убийств чести» затруднительно. По данным ООН, каждый год от этого погибает около 5000 женщин.

В Исламе совершенно четко запрещаются половые отношения вне брака. Этот запрет одинаков для мужчин и женщин, но все же в ряде стран за такие нарушения карают только женщин, даже в случае изнасилования, а сами насильники могут и вовсе остаться без наказания. Для того, чтобы придти в суд с таким делом, нужно соблюсти несколько критериев. Самый важный заключается в том, что любое обвинение в незаконных половых связях должны быть подтверждены 4 свидетелями, и они должны увидеть своими глазами сам половой акт. Другие формы интимной близости не являются зина, и поэтому по ним не может наступить никаких правовых последствий, даже несмотря на их явную греховность.

К несчастью, правовые гарантии, которые должны защищать женщин и мужчин от дискриминации и незаконного принуждения к соблюдению якобы исламских предписаний, были забыты. Правовая система и правоохранительные органы, включая полицейских и охрану тюрем, тоже замешаны в усугублении этой проблемы, своей осознанной снисходительностью по отношению к мужчинам, совершившим преступление во имя «чести».

Пакистан (там «убийства чести» известны под названием «каро-кари»), является одной из стран, где такие зверства наиболее распространены. Оценка масштаба этого феномена затруднена не только сложностями со сбором данных в сельской местности, но и с тем, что члены общин и власти прикрывают эти преступления. По словам Ясмин Хассан, автора работы «Рай становится адом: исследование домашнего насилия в Пакистане», «концепция женщин как имущества и чести так глубоко укоренилась в социальной, политической и экономической материи Пакистана, что правительство по большей части игнорирует ежедневные убийства и изувечение женщин их же семьями». Очень часто в документах указывают, что женщины, убитые «за честь», покончили с собой или погибли в результате несчастного случая.

Одно из очень нашумевших «убийств чести» произошло в апреле 1999 г. Молодая замужняя женщина Самия Имран была «застрелена в офисе адвоката, который помогал ей получить развод». По словам Сюзан Голденберг, 28-летняя Самия пришла в офис Хины Джилани и Асмы Джахангир в Лахоре 6 апреля. За несколько дней до этого она связалась с Джилани и объяснила, что хочет получить развод от своего агрессивного мужа. Спустя 5 минут после прихода Самии в офис вошла ее мать Султана в сопровождении мужчины. Самия привстала в знак приветствия. Мужчина схватил Самию и приставил к ее голове пистолет. Первая пуля вошла Самии в голову около глаза, и она упала. Убийца встал над телом Самии и выстрелил еще раз. Джилани потянулась к кнопке вызова полиции, пока убийца и Султана выходили из офиса. – «Она даже не посмотрела, мертва ли девушка».

Исход убийства был не менее шокирующим: «Члены верхней палаты парламента Пакистана потребовали наказания для двух женщин-адвокатов, и никто из политических лидеров Пакистана не осудил нападение. Духовенство Пешавара даже потребовало смертной казни адвокатов», пытавшихся помочь Самии (Сюзан Голденберг, The Guardian, май 1999 г.).

По словам Голденберг, «те, кто убивает во имя чести, почти никогда не бывают наказаны. В редких случаях, когда такие дела доходят до суда, убийц приговаривают лишь к 2 или 3 годам. Хина Джилани собрала 150 примеров, и из них лишь в 8 случаях судья отверг аргумент об убийстве женщины ради спасения чести. Всех остальных оправдали или засчитали это как смягчающее обстоятельство».

Неизвестно, сколько еще женщин остались искалеченными и изувеченными на всю жизнь в тех случаях, когда убийство не удавалось довести до конца. Один из таких случаев описывает Памела Констебл: «Голова Захиды Первин закутана в белую хлопковую шаль, которую она без конца поправляет. Но когда она наклоняется к своей маленькой дочке, шаль спадает с нее и открывает лицо одного из страшнейших социальных недугов Пакистана. Глава Первин – это пустые невидящие глазницы, мочки ее ушей отрезаны, ее нос – зияющий выступ кости. 16 месяцев назад муж в приступе ярости по поводу ее предположительной связи с деверем связал ее руки и изрезал лезвием и ножом. Тогда она была на третьем месяце беременности».

«Он пришел домой из мечети и обвинил меня в дурном нраве», - проговорила хрупкая 32-летняя женщина перед судебным слушанием. – «Я сказала ему, что это неправда, но он не поверил».

Мы должны бороться с вопиющим неуважением к человеческой жизни разными способами. Мы должны изменить культурное и социальное восприятие роли и ценности женщин в нашем обществе и привести ее в соответствие с исламской системой ценностей. Практика «убийств чести» должна подвергаться осуждению, необходимо следовать истинному учению Ислама.

Перевела Зарина Саидова специально для Ансар.Ru



комментариев