Театр абсурда в татарстанской мечети

ОСНОВНЫЕ ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:

Мухтасиб Елабужского района – 70-летний пенсионер, в зеленой тюбетейке, с вечно-озабоченным лицом и неутолимой жаждой власти.

Имам Соборной мечети г. Елабуги – личность для елабужан загадочная, прибывшая из Челнов.

Имам челнинской Ак мечети – крупный мужчина с черной густой бородой. Пытается распространить свое влияние на весь Закамский регион Татарстана и Елабугу.

ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:

Аксакалы – уважаемые в мечети люди, чье мнение игнорируют основные действующие лица.

Прихожане мечети – люди, у которых в мечети нет никаких прав, но есть одна важная обязанность – давать садака на содержание мечети.

В тексте также упоминается муфтий ДУМ РТ, но он не принимает участие в данной трагикомедии, однако все чувствуют его незримое присутствие. Действия происходят на территории Соборной мечети г. Елабуги.

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДЫДУЩИХ ДЕЙСТВИЙ

20 лет назад в маленьком городке была запроектирована мечеть со зданием дженезахана для омовения покойников по мусульманскому обряду и совершения дженаза-намаза. 10 лет назад мечеть была открыта, но из-за нехватки учебных классов дженазахана использовалась не по назначению. В прошлом году, было построено здание медресе и проблема с помещениями была решена. Прихожане на свои деньги начали реконструкцию дженазахана, но неожиданно сменился мухтасиб района, а затем и имам мечети. Новые религиозные деятели начали всеми правдами и неправдами мешать открытию этого социально значимого для мусульман объекта.

Ничего не поделаешь, мечети Татарстана все больше напоминают театр абсурда. При этом прихожанам отведена роль безмолвных зрителей, которым нужно молча созерцать действие актеров и исправно носить садака. Иногда в провинциальные города приезжают именитые гости и за сравнительно умеренный гонорар, в размере 10000 рублей, устраивают свои представления. Хит этого сезона – трагикомедия «Маразм крепчал или хана дженазахане», ниже приведем краткий пересказ пьесы со своими комментариями и замечаниями.

ДЖЕНАЗЕ ХАНА

Мухтасиб района оправдывает свои действия законами шариата. Он утверждает, что мечетью является все культовое здание вместе с вестибюлем, подвалами, туалетами и т.д., а мечеть – это «не морг и нечего сюда возить покойников». Таким образом, по мнению мухтасиба, в мечети какать можно, а вот покойников мыть нельзя. Как только не пытались объяснить 70-летнему пенсионеру, что в мечети нельзя делать ни то, ни другое - ничего не вышло. Не хочет он верить, что согласно шариата, мечетью является только молельный зал. И если раньше он свои «аргументы» подкреплял мнением муфтия, то этот «козырь» был в последнее время забыт, что насторожило прихожан, которые в каждой реплике «мусульманского лидера» ищут подвох. Так и получилось, «козырную карту» - заменили!

Недавно Елабугу посетили бородатые гости из Набережных Челнов во главе с имамом Ак мечети. Кстати, по «случайному» стечению обстоятельств, наш неугомонный мухтасиб является выпускником медресе при этой мечети, а новый имам Соборной мечети г. Елабуги - бывшим его преподавателем. Вскоре стала понятна цель визита – это объезд новой территории своего влияния. Челнинский гость по-хозяйски обошел территорию елабужской мечети. Видимо, он порадовался, что тут без шума и пыли удалось посадить своих людей. Ранее его другой птенчик с большим скандалом и вопреки воли народа занял пост мухтасиба Альметьевского района. Прогресс на лицо. Поговаривают, что сам имам Ак мечети метит в Нижнекамск. Видимо кому-то не дает покоя тишина и спокойствие в этом городе, а Альметьевск и Елабуга – это репетиция очередного захвата власти.

Во время своего визита гость высказался в том духе, что джензахана не противоречит шариату, и что подобные сооружения есть во всех мечетях мира, но вот в Елабуге она как будто бы и не нужна. Аргумент местных аксакалов, что данное сооружение может принести дополнительный денежный поток в нищую елабужскую мечеть, на гостя не повлиял. Далее, каким-то образом всплыла тема, что Ак мечеть испытывает финансовые затруднения и елабужане должны передать им из своего садака 10000 рублей. Вскоре делегация покинула Елабугу, оставив в полном недоумении местных жителей.

Может сложиться ложное ощущение, что Ак мечеть претендует в Закамском регионе на роль своеобразного иезуитского ордена. Однако это не так – уровень не тот. Их действия больше похожи на спектакль. Кстати, челнинская мечеть находится в аккурат между проспектами Московский и Мира. Ближайшие остановки на обеих проспектах когда-то назывались одинаково – Управление кадров КАМАЗа. По иронии судьбы, не так давно одна из них была переименована в Ак мечеть, а другая - в Театр кукол. Да уж, театр при мечети, да и только!

БИТВА ЗА ДЕНЕЖНЫЕ ПОТОКИ

В Татарстане ежегодно умирает не менее 12000 татар. Похороны - дело хлопотное и затратное. Мусульмане, занимающиеся похоронным обрядом, получают от родственников усопшего примерно:

- за копку могилы – 6000 рублей,

- за помывку покойника – 1500 рублей,

- садака от 500 до 5000 рублей.

Таким образом, ежегодный оборот денег вокруг похоронного обряда в Татарстане составляет более 100 миллионов рублей. Большая часть этих денег уходит непосредственно в карманы исполнителей. Мечетям достаются крохи. В Елабуге, в свое время, было принято решение повернуть денежный ручеек в сторону мечети. Но при этом решили не ущемлять интересы людей, которые занимаются тяжелым и ответственным трудом. Мечеть должна была предоставить населению Елабуги дополнительную услугу – аренду дженазахана. Вся прибыль от этих и сопутствующих услуг должна была пойти на содержание вечно нуждающейся в финансах Соборной мечети г. Елабуги.

Однако новая мусульманская «элита» города предпочитает клянчить деньги и не имеет представления, о том, как их можно заработать. Они не хотят привести похоронный обряд в цивилизованное русло, от которого должны выиграть и родственники умерших мусульман, и люди, занимающиеся похоронным обрядом, и что самое важное - мечеть.

О том, насколько нуждается в средствах Соборная мечеть, даже говорить не приходится. Например, в настоящее время ведется реконструкция местной котельной. Вначале мухтасиб района пообещал частично профинансировать этот объект и выделить на это средства в размере 180000 рублей. Деньги должны были поступить из Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования. Подрядная организация получила 59000 рублей и уже приступила к работам. Но тут поползли слухи, что мухтасиб изменил свое решение, сказав, что оставшиеся средства пойдут на строительство мечети, где он является имамом. Таким образом, он просто решил кинуть подрядчика, что как-то не вяжется с мусульманской этикой. Что самое интересное – деньги этого фонда нельзя тратить на возведение новых мечетей, поэтому не ясно, как он собирается отчитываться перед фондом – надеемся, что не путем подделки документов.

ДЕНЕГ НЕТ И В МУФТИЯТЕ

Салон ритуальных услуг при мечети - вполне разумный и халяльный источник дохода. Но наше духовенство начинает превращаться в иждивенца, который не хочет брать даже те деньги, которые сами текут ему в карман. Зато научилось клянчить деньги на зарплату имамов у Президента республики. А тут недавно всплыл очередной скандал - выяснилось, что ДУМ РТ отказывается вернуть венгерскому банку кредит в размере полмиллиона рублей. Но голь на выдумку хитра…

Не секрет, что квота на количество паломников от Татарстана составляет в последние годы – 2000 человек. Ходят слухи, что новый муфтий продал часть квоты на хадж, предназначенной для жителей Татарстана дагестанским салафитам. Якобы на сторону ушло 500 мест и проданы они были по 300 долларов каждое. Если это правда, то, видимо, на такой шаг в ущерб татарстанским мусульманам, ДУМ РТ пошло от острой нехватки средств, заработав на банальной спекуляции порядка 4 миллионов рублей.

ПСЕВДОСАЛАФИТЫ И ПСЕВДОХАНАФИТЫ

Вся эта возня в Елабуге началась после смены мухтасиба в Елабужском районе весной этого года. Но если с Альметьевском было все ясно – ханафиты там пытаются вытеснить безмасхабников (их еще называют псевдосалафитоми), то с Елабугой не все так просто. Здесь и без челнинцев ханафиты полностью контролировали мечеть. Кто-то явно дезинформировал власти о реальной ситуации в елабужской мечети, и это позволило захватить власть в мечети и начать работу по вытеснению оппозиционных, но самых что ни на есть традиционных мусульман. В результате два уважаемых хазрата были вынуждены покинуть Елабугу, а на остальных был вылит не один ушан дерьма. Хочется надеяться, что безмасхабники, которые также присутствуют в Елабуге, смотря на то, как бьются между собой ханафиты, не укрепятся во мнении, что мазхабы – это бидгат, а молодые мусульмане не разочаруются в традиционном исламе, решив, что для него характерны склоки, подковерные войны и поливание грязью друг друга.

Впрочем, недавно выяснилось, почему челнинцы так агрессивно настроены против елабужских ханафитов, – оказывается, они считают их псевдоханафитами, поскольку те не хотят признавать нового мухтасиба, навязанного ДУМ РТ, ладно еще вероотступниками не назвали!

Чтобы отсечь бунтарей и сделать мечеть управляемой, было изобретено ноу-хау. Теперь прихожанами мечети являются не 350 мусульман, приходящих на пятничный намаз, а только те, кто прошел регистрацию. Вначале их было – 7 бабаев. Они-то тайком и избрали нового имама, что со временем может вызвать вопрос о его легитимности, теперь же список прихожан увеличили до 20 с лишним человек. Для прохождения регистрации надо написать заявление на имя имама и приложить ксерокопию паспорта со страницей о прописке, но это еще не дает гарантии «приема в партию». Таким образом, более 300 прихожан оказались вне закона, впрочем, обязанность платить садака для них никто не отменял.

Линур Мифтахов,

чудом зарегистрированный

прихожанин Соборной мечети г. Елабуги



комментариев