С нас будет спрошено... ...как мы зарабатывали и тратили

Мы встретились с интересным человеком и поговорили о проблемах, возникающих сегодня у российских мусульман. Джабиев Адалет Нуриевич – доктор технических наук, выпускник факультета международных экономических отношений Дипломатической академии МИД РФ, был председателем правления единственного в России исламского банка МКБ «Бадр-Форте Банк» (1994–2006 гг.), специалист по исламской экономике.

Обладая опытом реализации механизмов исламской экономической системы, Адалет Нуриевич видит эту сферу перспективным вектором развития мусульман России.

– Какие проблемы стоят сегодня перед мусульманской общиной в России?

– Одной из главных проблем мусульман России является неспособность к консолидации: мы так и не научились создавать эффективные консолидирующие платформы. В результате мусульмане России как общность так и не стали консолидированным субъектом, играющим ключевую роль в формировании экономической и общественно-политической реальности в стране.

В частности, за 2012 год объём ВВП России составил около 62 триллионов рублей, и хотелось бы понять, какова консолидированная лепта мусульманской общины России в создании этого продукта. Ведь субъект, создающий значительную часть ВВП страны, являющийся крупным налогоплательщиком, способен формировать комфортную среду обитания, учитывающую его религиозную идентичность. Такой субъект сможет влиять на формирование законодательства, правового поля и сделать их позволяющими реализовать в России мусульманскую идентичность.

Очевидно, что реализация мусульманской идентичности диктует необходимость наличия в стране достаточного количества мечетей, полноценных исламских банков, финансовых институтов, экономических структур и, естественно, экономического порядка, учитывающего исламские экономические принципы, определённые нормы исламского права.

Как-то на встрече в ФСБ РФ с участием тогдашнего полпреда Президента РФ в ДВО их представитель «со знанием дела» сказал ему: «Россия вам не Англия!». Могу сказать, что в Великобритании принятие решения об открытии исламских банков прежде всего исходило из необходимости создания условий для полноценной реализации мусульманами-гражданами страны своей религиозной идентичности.

Также одной из проблем мусульман России сегодня является низкий уровень образованности, незнание иностранных языков. Наш образовательный уровень на самом деле очень низок, мы сегодня серьёзно проигрываем в конкуренции другим общинам как на интеллектуальном, так и на организационном поле. Нам не хватает образованных мусульман, которые могут представлять общину в различных сферах деятельности. Поэтому одной из приоритетных задач для мусульман России я считаю формирование эффективной образовательной и кадровой политики.

Как это сделать в реальности? Какие для этого есть механизмы?

– Мне кажется, необходимо как можно скорее инициировать создание фонда – образовательного вакфа1, который бы занимался организацией финансирования обучения перспективных молодых мусульман в лидирующих вузах мира. На мой взгляд, целесообразней было бы отправлять на обучение мусульман, которые уже получили высшее образование. Так как человек уже понимает, в чём он себя видит, и желает расти в этой отрасли.

Также было бы целесообразным создание единой базы мусульман-специалистов по различным областям, чтобы мы могли подключать к работе своих специалистов. Необходимость такого рода базы кадрового резерва уммы созрела уже давно, но почему-то никто до сих пор не взялся за её реализацию в масштабах страны.

– В каких формах или форматах вы видите возможность консолидации мусульман в России?

– Наша религия регулирует все сферы жизнедеятельности мусульманина, в том числе и хозяйственную. Мы имеем свою модель хозяйствования, и она является неотъемлемой частью нашей религии. Нам исключительно важно, как мы зарабатываем себе на хлеб. Сегодня, на мой взгляд, мусульманам остро необходимо самоидентифицироваться в рамках исламской модели хозяйствования, исламской экономической модели.

Если я мусульманин, то мой бизнес, моё хозяйственное поведение, взаимоотношения с финансовыми и иными институтами должны соответствовать требованиям ислама. Но как этого достичь, когда не позволяет закон? Обязывает, вынуждает меня иметь дело с ростовщическими банками и не даёт возможности создавать свои финансовые учреждения, соответствующие требованиям нашей религии. Для решения этой проблемы мусульманам следует консолидироваться, и необходимость организации хозяйственной и финансовой деятельности сообразно исламской идентичности может стать для этого устойчивой многомерной платформой.

– Вы хотите сказать, что мусульмане должны консолидироваться для лоббирования своих интересов на федеральном уровне?

– А как иначе? Кстати, не только СВОИХ интересов…

Для внесения соответствующих изменений в законодательство необходима политическая воля всего руководства страны.

– А какой может быть реакция этого руководства на подобные инициативы?

– Думаю, лучше не предсказывать, а действовать и самим увидеть эту реакцию. Нас при этом, как мне кажется, поддержат истинные патриоты российской интеллектуальной элиты, которых очень волнует беспомощная зависимость российской и не только финансовой экономической системы от ФРС США.

Мы наблюдаем крах мировой финансовой системы, она себя исчерпала и агонизирует, требуя для своего выживания всё больше жертв. Эта, можно сказать, чёрная дыра, созданная ФРС и другими монетарными властями, втягивает всё больше государств и регионов. Поэтому пора предпринимать меры по её замене – косметический ремонт слишком затянулся.

Мусульмане сегодня предлагают миру новую модель экономики, ключевой особенностью которой является запрет на ростовщичество и наличие только такой финансовой системы, которая обслуживает производящую, реальную экономику и не отрывается от неё, обретая самостоятельную роль, функции и цели. Мы, мусульмане России, могли бы системно подойти к задаче изменения экономического порядка в стране и регионе и предложить новую концепцию, в том числе исходя и из нашей ответственности за настоящее и будущее страны – «Евразийскую Исламскую Экономическую Инициативу».

Если российское руководство беспокоится за будущее своей страны, то должно адекватно реагировать на вызовы времени и требования, выдвигаемые её гражданами, о создании справедливой и предсказуемой экономики.

– Расскажите немного об опыте работы в «Бадр-Форте Банке».

– Где-то в середине 90-х я начал задумываться о соблюдении исламских принципов деятельности банка. В период с 1997 по 2000 годы изучал накопленный к тому времени международный опыт, ездил по миру, знакомился с широкими кругами исламского финансового сообщества. Мы разрабатывали и внедряли банковские продукты, соответствующие требованиям шариатских норм, формировали подходящие бизнес-процессы.

В 2000 году приняли декларацию акционеров о том, что мы прекращаем реализацию определённых видов деятельности, предусмотренных лицензией банка. То есть владельцы банка поставили перед советом директоров задачу отказаться от услуг, сделок, операций, транзакций и т. д., связанных с запрещёнными исламом отраслями, имеющими ростовщическую природу, допускающими запрещённую шариатом неопределённость в отношениях сторон, нарушениями шариатских принципов партнёрства.

Дальше я стал формировать шариатский комитет, являющийся одним из самых важных отличий исламских финансовых организаций от неисламских. Его полномочия огромны: вся деятельность банка, все продукты и услуги должны быть одобрены шариатским комитетом.

Мы не привлекали физических лиц как вкладчиков, в основном работали с юридическими лицами.

Наш банк стал членом Генерального совета исламских банков, членом Ассоциации исламских институтов, мы были наблюдателями в годовых собраниях IBR (Исламский Банк Развития), членами AAOIFI (Организация бухгалтерского учёта и аудита исламских финансовых учреждений).

– Что послужило причиной закрытия банка?

– Формально подвели якобы к многократному нарушению ФЗ №115. Вместе с тем есть заключение юристов Ассоциации российских банков и одной крупной российской аудиторской организации об отсутствии основания для отзыва лицензии.

Если по существу, то основная причина в том, что я оказался значительно слабее в противостоянии с определёнными кругами некоторой части российской номенклатуры, недоброжелателями, злонамеренными людьми из банковского, делового сообщества, включая предателей.

– Могут ли мусульмане России в деле экономической активности рассчитывать на международное сотрудничество?

– Убеждён, что при необходимости мы вполне можем рассчитывать на поддержку международного исламского экономического, финансового, научного экспертного сообщества. Россия же в целом, в свою очередь, может рассчитывать на поддержку международного исламского финансового и инвестиционного сообщества.

И, согласитесь, наш главный союзник – это Всевышний, поэтому, если наши намерения будут богоугодными, а цели – благородными, то эту дорогу мы осилим.


1Вакф – институт добровольного вывода имущества из гражданского оборота в религиозных или благотворительных целях, которое не может быть предметом частной собственности.



комментариев