В феврале 2009 года по личной инициативе Президента Республики Казахстан законодательный орган страны дополнил Закон РК о банках и банковской деятельности в Республике Казахстан главой 4-1 «Особенности создания и деятельности исламских банков». Это изменение в банковском законодательстве открыло путь для создания в Казахстане исламского банка.
17 марта 2010 года Агентством финансового надзора - Казахским Регулятором финансового рынка была выдана первая в истории современного Казахстана лицензия на «проведение банковских операций исламского банка» Акционерному Обществу «Исламский Банк «Al Hilal», являющемуся 100% дочерним банком Al Hilal Bank, Abu Dhabi, UAE. С этого момента можно считать, что в Казахстане существуют и действуют две модели коммерческих банков:
1. Банки, работающие по классическому «западному» стандарту, базовыми принципами которого являются следующие определения: деньги это товар и стоимость денегзависит отсрока их использования, т.е. деньги имеют временную стоимость.
2. Банк, работающий с соблюдением принципов Шариата, согласно которым деньги являются не товаром, а средством инвестирования, и стоимость денег может быть выражена только через конечную прибыль, полученную в результате инвестирования этих денег, что отрицает временную стоимость денег.
Для ответа на вопрос какова цель появления исламского банкинга в Казахстане –как эксперимент в казахстанском банковском бизнесеили созданиевостребованной финансовой структуры, предоставляющей специфический сервис, необходимо сначала рассмотреть современное состояние исламского банкинга в мире.Несмотря на то, что на сегодняшний день доля активов исламских финансовых институтов составляет по разным оценкам сравнительно скромную цифру менее 1% от активов мировой банковской индустрии, они, как отмечают специалисты, занимают заметную нишу в мировой финансовой банковской индустрии.(См.: www.arabianmoney.net/islamic-finance/, www.wallstreetrant.com).
Исламский банкинг в современном мире
Количество исламских банков в мире по разным данным превышает 400.Трудностью с точным подсчетом этого показателя является то, что например, в европейских странах, и даже в Турции, банковское законодательство не делает различий между традиционными и исламскими банками. Поэтому в таких странах статистика официально не может выделить какие-либо банки как исламские, так как все банки имеют одинаковый вид банковской лицензии. В этом случае банки, имеющие стандартную банковскую лицензию, но позиционирующие себя как исламское финансовое учреждение, просто официально декларируют, что они оказывают финансовые услуги в соответствии с предписаниями Шариата.
Согласно данным последнего отчета Ernst&Young«WorldIslamicBanking» за 2012год суммарные активы исламских банков в мире в 2011 году достигли $ 1,3 триллионов, а прогноз на следующие три года показывает, что ничто не должно помешать этому показателю достичь планки в $ 2 триллиона к концу 2014 года. Ежегодный средний темп роста общих активов исламских банков за четыре последних года составил 19%, а в 2011 активы сектора выросли в среднем на 24%. Для сравнения в развитых странах этот показатель по традиционным банкам составил в среднем менее 3%, а в развивающихся странах достиг 14%.
Необходимо отметить, что 55% от суммарных активов исламских банков приходятся на исламские страны Персидского залива, Малайзии и Турции. В Саудовской Аравиидоля активов исламских банков превысила 50% от общих банковских активов страны на конец 2011года, в ОАЕ и Малайзии эта цифра составила около 20%. Пример либерального финансового рынка ОАЕ очень показателен. Правительство и регулирующие органы Объединенных Эмиратов не создают преференций и льгот для исламских банков, а наоборот стараются поддерживать открытую высококонкурентную среду на рынке банковских услуг, предоставляя традиционным «западным» банкам право открывать свои филиалы в стране. По показателю роста активовмы можем видеть, что исламские банки Эмиратов смогли за 20 лет развития достичь значительного результатав завоевании доли внутреннего рынка в условиях острой конкурентной борьбы с крупнейшими коммерческими банками мира.
Лондон, Сингапур и Дубай впереди планеты всей
О все возрастающей популярности исламского банкинга в мире можно судить и по тому, что одни из крупнейших мировых финансовых центров- Лондон со всей серьезностью занимается развитием исламских финансов.Официальная политика правительства Соединенного Королевства направлена на создание «Западного» исламского финансового центра, способного успешно конкурировать с такими региональными исламскими финансовыми центрами как Малайзия и Бахрейн. Будучи в свое время Министром финансов Гордон Браун заявил, что он желает видеть Лондон мировым центром исламского банкинга.
По данным, предоставленным в отчете The UK Islamic Finance Secretariat (UKIFS) за март 2012 года, 22 банка в Британии предоставляют как традиционный банковский сервис, так и финансовые услуги согласно принципам Шариата и 5 из них полностью соответствуют стандартам Шариата. Общий объем активов этих банков составляет больше $ 19 млрд. По этому показателю Британия является лидером среди западных государств. Около 25 британских юридических фирм оказывают сервис по исламским финансам. Четыре профессиональных института, как минимум 10 университетов и бизнес-школ, а также около 40 колледжей Британии предлагают получить высшее образование по исламским финансам – как нигде более в мире. Университет Оксфорда стал одной из основных мировых научных площадок, на которой известные ученые Ислама обсуждают самые современные вопросы Шариата, касающиеся исламских финансов и банкинга.
Все эти усилия по развитию исламского банкинга в Британии местное правительство предпринимает исключительно исходя из понимания многообещающих долгосрочных перспектив развития этой ниши мировых финансов и нежелания Лондонского финансового центра терять растущие финансовые потоки исламских финансовых институтов.
Лондон не одинок в своем стремлении развивать рынок исламских финансов. Так Сингапур – азиатский региональный финансовый центр со всей решительностью хочет конкурироватьза долю на рынке исламских финансов со своим ближайшим соседом Малайзией, чей рынок исламских финансов с размером общих активов в $ 106 млрд является вторым после Саудовской Аравии имеющей $ 207 млрд (Отчет Ernst & Young «World Islamic Banking» за 2012).Финансовый центр Сингапура с высокоразвитой деловой инфраструктурой и большим предложением квалифицированных кадров является рабочей площадкой для более 600 различный финансовых институтов, представляющих полный спектр финансовых, банковских, брокерских и консалтинговых услуг.Но этот спектр услуг на сегодня уже не является полным без ниши услуг по исламским финансам.
Поэтому и понятно стремление Центрального Банка Сингапура – TheMonetaryAuthorityofSingapore (MAS) использовать свой развитый финансовый рынок и стратегическое месторасположение в Азии для создания всех необходимых законодательных, лицензионных и налоговых условий, способствующих привлечению крупных игроков рынка исламских финансов. С этой целью MAS уже разработало и утвердило местные «банковские инструкции для исламского банкинга». MAS активно сотрудничает с Министерством финансов Сингапура и Inland Revenue Authority of Singapore по разработке равного с традиционными финансовыми услугами налогового регулирования для финансовых продуктов и услуг, созданных по принципам Шариата.
Недавно еще один менее крупный, но не менее амбициозный региональный финансовый центр Дубай сделал громкое заявление. Как сообщает интернет-портал Gulfnews.com, 9 января 2013 года его Высочество Шейх Мохаммад Бин Рашид Аль Мактум, Вице Президент и Премьер министр ОАЭ и Правитель эмирата Дубай объявил свое виденье и инициативу создать интегрированную платформу для «Исламской Экономики» в Дубай. Официальное название новой инициативы руководства Эмитара - «Дубай: Столица Исламской Экономики».Новая стратегия будет направлена на создание логистической инфраструктуры, правил и стандартов для продуктов и услуг, направленных на зарождение Исламской экономики эмирата, которая сможет развиваться параллельно существующей развитой экономики Дубая.Заявленная платформа будет предлагать полный спектр исламских финансовых инструментов, исламское страхование, исламский арбитражный суд, индустрию исламских пищевых продуктов и торговых стандартов (Халал), а также исламские стандарты по управлению качеством.
Рынок исламских финансов и так достаточно развит в целом в ОАЭ и вДубае, в частности. В ОАЭ функционируют 8 местных исламских банков с общей суммой активов в $ 75 млрд из $ 450 активов всей банковской системы страны и различное количество «окон» западных банков, предлагающих финансовые продукты по стандартам Шариата. А именно в Дубае функционирует один из крупнейших коммерческих исламских банков DubaiIslamicbank с общим объемом активов в $ 25,5 млрд на сентябрь 2012 года. Банкбыл основан по решению Правительства в 1975 году и является первым в мире исламским банком, начавшим предоставлять полный спектр банковских услуг по стандартам Шариата.Несмотря на наличиеотносительно хорошо развитого рынка исламских финансов, Правительство Эмирата Дубай ставит перед собой задачу по дальнейшему развитию всех составных частей инфраструктуры этого рынка с целью занятия лидирующей позиции в мире в данной нише финансовых услуг и усилениястатуса Дубай как международного бизнес хаба, способного предоставлять любые востребованные финансовые услуги.
Перспективы развития
Из перечисленных выше трех примеров одного мирового и двух региональных финансовых центров мы видим, чтопрофессионалы финансового рынка твердо верят в привлекательную и многообещающую перспективу роста бизнеса исламских финансов.Они инвестируют значительные ресурсы в развитие и расширение деловой инфраструктуры своих центров, без чего в ближайшем будущем они не будут способны удовлетворять потребности растущих объемов и оборотов операций по исламским финансам.
Эта ставка на рост ниши исламских финансов в мировой финансовой индустрии не основана на эмоциях следования модному тренду или на желании поддержать развитие бизнеса исходя из религиозных убеждений, пренебрегая расчетами и рыночными исследованиями. Особенно трудно в последнем упрекнуть британских политиков и бизнесменов. Наоборот, решение по этим инвестициям основано на положительных результатах маркетинговых исследований и прогнозах разных авторитетных аудиторских и консалтинговых компаний.Основными доводами позитивных прогнозов по развитию исламских финансов являются:
1.наличие 1,6 млрд мусульманского населения земного шара, подавляющая часть которого не покрыта услугами исламского банкинга. Даже в странах входящих в Совет по сотрудничеству стран Персидского залива (GCC) процент проникновения исламского банкинга в общую долю рынка банковских услуг в среднем не превышает 30%.
2.возросшее количество и разнообразие продуктов современных исламских банков в
отличие от их уровня начала 90х позволяет исламским банкам удовлетворять сложные комплексные запросы современных корпораций и частных лиц.
3. Растет количество мусульман - менеджеров среднего и высшего звена, которые предпочитают работать с исламскими банками.
4.Растет осведомленность и понимание «западными» менеджерами структуры продуктов исламского банкинга и иного стандарта деловых взаимоотношений исламского банка со своими клиентами, основанного на морально-этических принципах.
Есть еще одна причина, из-за которой регуляторы финансовых рынков западных стран изучают методологию исламского банкинга и ограничения на совершение различных операций исламским банком.Это огромные обороты традиционных банков по спекулятивной торговли финансовымидеривативами: опционами, фьючерсами, различного рода свопами и форвардами.Крупные традиционные банки являются ведущими игроками и маркет-мейкерами на мировом рынке деривативов. Пол Вилмот (PaulWilmott)общепризнанный ведущий эксперт по математическому моделированию и деривативам оценивал годовой номинальный объем мирового рынка деривативов в 2009 году в $ 1.2 квадриллиона.
Согласноданным Bankofinternationalsettlement и theCommitteeontheGlobalFinancialSystem (CGFS), полученным от 13 ведущих развитых стран мира на конец июня 2012 года общая номинальная стоимость открытых контрактов по всем видам деривативов составила $ 638,9 триллиона. Для сравнения сумма валовых внутренних продуктов всех стран мира по оценке МВФ на конец 2012 года ожидается в районе $ 71 триллиона, хотя эти цифры трудно сравнивать. Такие объемы «открытых» рисковых позиций несут в себе постоянную угрозу огромных убытков для крупных банков, да и для всей финансовой системы в случае резких ценовых колебаний на рынке. Размеры операции банков по деривативам ничем не ограничены, и банки ведут учет таких за балансом, что позволяет им манипулировать данными и «прятать» фактические «плохие» цифры при необходимости. Но не всегда это им удается. Мы можем вспомнить неожиданный убыток от торговли фьючерсами на акцииSocieteGenerale в € 5млрд и недавний случай с UBSBank, понесшим убытки в $ 2,3 млрд.
В исламском банкинге проблемы с рисковыми спекулятивными операциями практически не существует, т.к. Шариат категорически запрещаетзаключение такого рода сделок. Шариат устанавливает строгий запрет на следующие виды сделок:торговлю товаром, которого нет в наличии у продавца и которым он не владеет;торговые сделки, условием которых является обмен деньгами и товаром в будущем по цене, установленной на дату заключениясделки;торговые сделки, условия которых содержат элементы неопределенности или повышенный риск (Гарар);также, сделки спекулятивного и азартного характера (Майсир).
Итак, подытоживая сказанное выше о текущем состоянии исламских финансов в мире можно выделить две основные объективные причины, побуждающие западных политиков и банкиров стимулировать развитие исламских финансов.
- Наличие в мире большого числа мусульман - потенциальных клиентов исламских банков, еще не покрытых банковским сервисом, основанным на стандартах Шариата. Причем мусульмане могут быть и частными клиентами исламского банка и менеджерами компаний, желающими иметь дело с финансовым учреждением, не использующим в своих продуктах обычный «западный» ссудный процент – Риба.
- Базовые принципы деятельности исламского банка, основанные на предписаниях Шариата. Вследствие запрета Шариатом проведениярискованных спекулятивны операций и финансирования сделок, связанных с финансовыми операциями,стратегия исламских банков направлена на сотрудничество с компаниямиреально сектора экономики.Это позволяет компаниям, занятым в производстве, торговле и сфере услуг, найти в лице исламского банка долгосрочного инвестора. Для регуляторных органов западных стран бизнес-модель исламского банка является реальным доказательствомвозможности ведения банком успешной деятельности без принятия повышенных спекулятивных рисков.
Исламский банкинг для Казахстана
Теперь давайте посмотрим, являются ли эти две причины актуальными для современного рынка финансовых услуг Казахстана. Согласно итоговых данных Национальной переписи населения 2009 года от Агентства по статистике приверженцев ислама в нашей стране 11 237,9 тыс. человек, или 70,2% от общей численности населения.По данным турецкого информационного портала HaberVaktim на конец 2011 года численность мусульман составляла 7 131 346 человек или 47% населения Казахстана. Цифры разнятся, но, тем не менее, мне приятно то, что многие казахстанцы считают себя мусульманами. Говоря о численности мусульман в стране, необходимо уточнить следующее. Существует неформальная градация мусульман на три основных типа по силе веры:
- Самая многочисленная. В нее входят люди, имеющие весьма общее представление об исламе, не соблюдающие строго канонов, но считающие себя мусульманами, хвала Аллаху.
- Мусульмане, осведомленные и разделяющие основные постулаты ислама, как правило, совершающие пятничную молитву в мечети.
- Мусульмане, хорошо знающие Коран и хадисы нашего Пророка, да благословит его Аллах, да приветствует, строго придерживающиеся всех предписаний ислама и совершающие ежедневно пятикратную молитву.
Именно мусульмане последней группы являются преданными клиентами исламского банка. Они сами стремятся иметь дело только с исламскими банками, т.к. точно знают, что такое Риба и почему она является запретной для мусульман. Мусульмане же двух других групп являются потенциальными клиентами для исламского банка. Поскольку в этом случае требуется время для того, чтобы укрепилась вера в сердце мусульманина, и он стал понимать предписания Шариата и следовать им, в том числе предписания, касающихся деловых денежных отношений. Но из этого не следует, что исламский банк является неким закрытым учреждением, обслуживающим только мусульман.
Совсем наоборот, исламский банк не делает никаких различий между своими клиентами по религиозной принадлежности. Будучи коммерческой организацией банк стремиться оказывать свои услуги как можно большему количеству различных клиентов. Просто обычный клиент рассматривает исламский банк как банк, не придавая значения слову «исламский», и сравнивает стоимость и качество его услуг с традиционными банками, определяясь с выбором банка. А клиент – мусульманин из последней группы при выборе банка, в котором он хотел бы обслуживаться, будет делать выбор только между разными исламскими банками, полностью исключая традиционные банки как вариант.
Число таких мусульман, строго соблюдающих предписания Шариата и серьезно изучающих Ислам, в Казахстане неуклонно растет. Этому свидетельствуют все возрастающий интерес нашей молодежи к исламскому образованию. На сегодняшний день в Институте по повышению квалификации имамов при Духовном управлении мусульман Казахстана (ДУМК) ежегоднопроходят переподготовку около тысячи имамов. ДУМК также открыл8 медресе, в том числе алматинское Медресе Абу Ханифа. Плюс к этому в стране работает более 40 детских пансионатов, созданных некоммерческой ассоциацией исламских культурных центров, где около 2 000 школьников и студентов получают нравственное воспитание на основе норм Ислама.В Алматеуспешно функционирует Казахско-египетский исламский университет "Нур". Ежегодно в нем обучается до 600 студентов.Около 400 казахстанских студентов обучаются в зарубежных медресе и исламских ВУЗа, в том числе в таких какпрестижный университет "Аль-Азхар" и Международный исламский университет Исламабада.
По данным Агентства по делам религии на октябрь 2012 года в Республике после перерегистрации действуют 2 228 мечети. Придя на пятничную молитву в любую из казахстанских мечетей можно увидеть что и мечеть и прилегающая к ней территория переполнена мусульманами. Очень отрадно то, что подавляющее большинство из них молодежь. А ведь уже завтра эти молодые казахстанцы станутхорошо зарабатывающими работниками и специалистами,менеджерами среднего и высшего звена в различных компаниях, и они как частные клиенты банка и как руководители предприятий будут стремиться избегать сотрудничества с традиционными банками.
Как минимум для удовлетворения потребностей мусульманской части населения страны в банковском сервисе и финансировании мы объективно должны развивать исламский банкинг в Казахстане.
Во-вторых, исламский банк по природе своей деятельности является прекрасный образцом успешного консервативного финансового учреждения для наших традиционных казахских банков. Банком, который может динамично развиваться и генерировать достаточную прибыль без занятия спекулятивной торговлей на финансовых рынках, использования многократного финансового левериджа и принятия неоправданно больших рисков.Учитывая создание Россией, Казахстаном и Белоруссией единого экономического пространства со свободным обращением капиталов, товаров, услуг и рабочей силы казахским банкам было бы очень полезно изучить и освоить методологию и финансовые продукты исламского банка для того, чтобы создавать первые исламские банки на перспективном российском рынке финансовых услуг.
Я должен отметить,что в Казахстане уже немало сделано нашим Регулятором финансового рынка Национальным Банком и законодателями для развития законодательной инфраструктуры по исламскому банкингу. Внесены изменения в Закон о банках и банковской деятельности, в Закон о рынке ценных бумаг, о страховой деятельности, готовятся соответствующие изменения в Законе о лизинге.Но ещё очень много изменений предстоит сделать в области налогообложения, также необходимо внести изменения в гражданский кодекс, в связи с накопленным практическим опытом применения исламских инструментовпервым казахстанским исламским банком уже назрела необходимость вносить новые дополнения и изменения в банковское законодательство и т.д.
В заключении я хочу отметить, что развитие исламского банкинга и исламских финансов вообще является полезным для казахского финансового рынка, т.к.:
1. это предоставляет нашим потребителям банковских услуг более разнообразный альтернативный выбор обслуживающего и финансирующего банка;
2. усиливает открытую конкуренцию среди финансовых институтов, что дает клиентам дополнительный выигрыш в снижении цены сервиса и росте качества обслуживания;
3. развитая законодательная инфраструктура по исламским финансам привлечет на наш рынок крупные долгосрочные инвестиции с Ближнего Востока.
Для успешного воплощения этих планов я хочу пожелать нашим политикам и профессионалам финансового рынка обрести туже уверенность в позитивном перспективном будущем исламских финансов, какая есть у их Британских коллег, и тогда процесс развития ниши исламского банкинга в Казахстане пойдет намного быстрее.
Адлет Алиев (Казахстан)