Не все спокойно в шведском королевстве…

Массовые беспорядки в Швеции обсуждают до сих пор. Отголоски дискуссии слышны далеко за пределами страны. Волнения в мигрантских кварталах в мае этого года ставят неприятные вопросы не только о будущем Швеции как самой либеральной в Европе страны для приезжих, но и о будущем Европы в целом.

Ожидаемая неожиданность

Тревожные сигналы стали поступать в конце прошлого года, а прогнозы звучали еще раньше. «В Швеции самый высокий уровень безработицы среди мигрантов. Детей нелегалов ждут голодные рождественские каникулы, поскольку школы и детсады закрыты. И это стало большой-большой проблемой», – говорится в исследовании профессора социологии Стокгольмского университета и Научно-исследовательского института будущего Р. Залкина, обнародованном за полгода до погромов.

«Нелегалам вообще часто отказывают в социальной помощи из-за отсутствия необходимых документов», — било тревогу телевидение. Организация «Спасите детей», каждый год собирающая сведения о нуждающихся детях в Швеции, накануне нового года потребовала, чтобы правительство обязало муниципалитеты оказывать детям нелегалов социальную помощь, даже если их родители скрываются от полиции из-за отсутствия права пребывать в стране.

Тогда, в декабре, серьезно заниматься мигрантскими гетто не стали. И уже в мае полыхнуло. Волнения стали для большинства шведов абсолютной неожиданностью.

Все началось в пригороде Стокгольма Хюсбю. Потом беспорядки перекинулись на 13 городов по всей стране. Активисты одной из левацких организаций обвинили полицейских в убийстве 69-летнего иммигранта, угрожавшего патрулю ножом. Именно эти действия страж порядка, по мнению правозащитников, вызвали волну возмущения среди населения неблагополучных окраин, подавляющую часть которых составляют выходцы из Турции, Ирака, Сирии и Сомали.

Между тем, надо заметить, что среди шведских мигрантов – не только мусульмане. Есть много выходцев из Польши, Прибалтики, Африки, Югославии и даже соседней Финляндии. Поэтому лозунги у протестующих не религиозные и отнюдь не исламские, а, скорее, вульгарно-неомарксистские. И далеко не все мигранты участвовали в беспорядках. Многие сами, особенно те, кто имеют работу и небольшой достаток, пострадали от беспредела маргинальных молодежных банд.

Случившееся очень напомнило то, что происходило в кварталах мигрантов сначала во Франции, потом в Британии. Масштаб, конечно, меньше, но по характеру это явления одного порядка.

«Правые» и произральские круги винят во всем «исламистов». Однако значительная часть европейцев, кстати, восприняла произошедшее далеко не в алармистском ключе. «Восстание молодежи», «бунт иммигрантов», «классовая война», таким вот политкорректным образом большинство леволиберальных европейских СМИ описало данные события.

Крушение мифа о «сказочном королевстве»

Только за последние два года в Швецию прибыло 11 тыс. сирийских беженцев (это больше, чем в любом другой стране ЕС). Ранее туда же иммигрировало 100 тыс. иракцев (среди них, кстати, много ассирийцев-христиан) и 40 тыс. жителей Сомали, тысячи кавказцев.

Швеция принимает 100 тысяч беженцев в год. Страна считается лидером в этой области в ЕС. Доля мигрантов уже доходит до 15 % от всего населения.

В 2007 г. было проведено крупное социологическое исследование по проблемам миграции в Европе. Ученые заявили, что в Швеции иммигрантам помогают больше, чем где-либо. Она была названа страной, предоставляющей мигрантам большие возможности по долгосрочному поселению: здесь, по словам исследователей, создана справедливая, простая и прозрачная система получения вида на жительство.

Но есть и другая сторона медали. Да, для шведского общества слова «милосердие», «социальная защита» – уже много десятилетий не пустой звук, а тяжелая и эффективная работа. Но нулевые годы наступившего века стали неким шоком, особенно для старшего поколения. Основная причина – не в тяжелом мировом экономическом кризисе, а в наплыве мигрантов. Вследствие этого стал постепенно рушиться миф о «сказочном королевстве», начали меняться моральные устои внутри общества, постепенно разрушается уникальная система социальной защиты населения.

Даже те, кто получил законный вид на жительство, к концу нулевых чаще всего уже не могут достойно обустроить свою жизнь, получить работу и интегрироваться. Нередко в СМИ проскальзывают сообщения, что тысячи людей, получивших официальное убежище в Швеции, продолжают ютиться в переполненных государственных общежитиях. По закону беженцев должны распределять по муниципалитетам, а те, в свою очередь, обязаны обеспечить их постоянным жильем. Но у местных властей острая нехватка денежных средств для осуществления подобных планов.

Партия «Шведские демократы» — отнюдь не сторонники мультикультурной политики

На фоне этого растет популярность крайне правых партий. Они пользуются наибольшей популярностью среди тех шведов, которые проживают в районах с массовой долей мигрантов. Так, «Шведские демократы», требующие ужесточить антимигрантское законодательство, вплоть до тотальной депортации приезжих, получили в 2010 г. 20 мандатов в парламенте страны. Это стало шоком для традиционных партий, которые пытались мобилизовывать население под лозунгами недопущения расизма.

Как отмечает BBC, беспорядки ставят под сомнение успех усилий интегрировать в шведское общество родившихся за рубежом жителей. В стране разгорелись дебаты об иммиграции, безработице и социальном неравенстве.

Часть жителей пострадавших районов Стокгольма говорит, что главная причина выступлений молодежи – раздражение от невозможности найти работу, маргинализация и криминал на фоне богатых районов. Кто-то винит родителей, которые просто не могут обуздать распоясавшихся подростков. Причем подавляющее большинство уверено, что насилие никак не связано с исламом.

По данным ОЭСР, за последние 25 лет в Швеции увеличился разрыв между богатыми и бедными больше, чем в какой бы то ни было другой развитой стране. Как правило, иммигранты и их семьи селятся в беднейших кварталах, подобных Хюсбю, где около 11 тыс. человек, 80% жителей – иммигранты либо в первом, либо во втором поколении.

Миграцию по-прежнему приветствует большинство жителей, однако их число сокращается…

Чем бы не кончились нынешние волнения в Швеции, они уже стали важной составляющей предвыборной парламентской кампании 2014 года. По мнению ряда аналитиков на гребне волны, поднятой бунтами мигрантов, скорее всего, еще больше укрепится партия «Шведские демократы».

Брейвики рвутся к власти

В целом по Европе шведские беспорядки сыграли на руку т.н. «новым правым», которые делают на этом свой политический капитал. Их идеология – культурно-социальный расизм и вытекающая из него борьба с миграцией плюс так называемые традиционные ценности.

Что интересно, под последними все чаще понимаются не патриархальные, а европейские либерально-постмодернистские ценности, ставшие уже традиционными, причем ограниченные культурно-расовыми рамками. Наглядный пример этого причудливого сочетания — гомосексуалист П. Фортейн и сторонник легализации легких наркотиков, автор скандально-провокационного фильма Г. Вильдерс, оба радикальные исламофобы, оба сторонники стратегического союза Европы с Израилем. Последний они любят ставить в пример как образец правильной национальной политики.

Исламофобские и мигрантофобские идеи, высказываемые Вильдерсом и его единомышленниками, становятся все более популярными в Европе. Именно таких взглядов придерживается печально известный А. Брейвик и к ним же близки «Шведские демократы». Однако те, кто думает, что это идеи право-националистические, глубоко заблуждаются.

«Ле Пен и Хайдер не могут быть нашими союзниками, равно как и группировки сторонников Муссолини в Италии. Я чрезвычайно обеспокоен тем, что меня ошибочно причисляют к правым фашистским группировкам», – заявляет Вильдерс. И он не кривит душой. Действительно, идеологией его партии является крайне правый либерализм, заключающийся, по его мнению, в охране «иудео-христианских ценностей» европейской цивилизации.

Правда, как выясняется, ни к христианству, ни к иудаизму эти ценности отношения не имеют. Налицо смесь нацизма и либерализма – с либеральной демократией «для своих», для расы людей не определенного цвета кожи, а культурно-цивилизационного типа.

Задача мусульман Европы

Мусульманские организации Европы оказались сегодня в сложнейшем положении. Перед ними стоит задача колоссальной сложности, от решения которой, возможно, зависит будущее ислама на континенте. Требуется четко обозначить свою позицию. И это должна быть сбалансированная позиция в интересах всего общества, далекая от призывов «горячих голов».

Надо разделить сугубо богословские и миграционные проблемы, осудить всякое насилие и беззаконие и искать точки сближения с местным населением на почве общего блага. Как известно, Швеция добилась своего высокого статуса, в том числе своей отменной и продуктивной социальной политикой. А социальное служение в исламе считается одним из главнейших религиозных принципов. Именно посредством этого исламское вероучение завоевывало сердца и души в самых разных регионах Земного шара. Негоже мусульманам забывать о столь важных религиозных устоях, если они действительно желают следовать путем своих праведных предков.



комментариев