М.Бибарсов: “Только благодаря Исламу татарский народ смог сохранить себя"

С 15 по 18 сентября Казани проходил Форум татарских религиозных деятелей «Национальная самобытность и религия», в котором приняла участие делегация из Саратовской области во главе с муфтием Мукаддас-хазратом Бибарсовым. 38 человек, вошедшие в состав делегации от нашего региона, являются имамами мечетей, их помощниками и мухтасибами районов губернии.

Участниками Форума были около 700 татарских религиозных деятелей, которые приехали практически со всех концов Российской Федерации. Стоит отметить, что мероприятие такого масштаба, организаторами которого стали Исполком Всемирного конгресса татар, Управление по делам религий при Кабинете Министров Республики Татарстан, Центральное духовное управление мусульман и Совет муфтиев России, проходит впервые.

Первый день Форума проходил в Академическом театре им. Г.Камала, где с приветственным словом к участникам обратился президент Татарстана Рустам Минниханов. Он отметил важность этого мероприятия и обозначил цель, с которой собрались татарские религиозные деятели России. Он подчеркнул в своем выступлении, что в преддверии Всероссийской переписи населения, которая начнется в октябре 2010 года, необходимо сделать все возможное, чтобы данные о численности татарского населения не фальсифицировались, не искажались, а также не допустить того, чтобы татар приписывали к другим народностям.

Председатель Совета муфтиев России Равиль-хазрат Гайнутдин напомнил участникам Форума о том, что между татарской нацией и исламом должна быть неразрывная связь. Он подчеркнул, что «сегодня помимо строительства религиозных сооружений показателем развития ислама в России является также непосредственное участие чиновников высшего уровня в коллективных молитвах, их хождение в мечети и поднятие рук во время дуа (молитвы)».

Главный советник Управления Администрации Президента РФ по вопросам внутренней политики Алексей Гришин упрекнул участников Форума в пассивности в сфере образования на местах. Большинство исламских СМИ (печатные и электронные), как отмечает чиновник, «не всегда предоставляют информацию, способную противостоять распространению идей религиозного экстремизма и терроризма, а отражают в основном внутреннюю деятельность духовных управлений». Гришин в то же время заверил участников Форума в поддержке со стороны государства в развитии исламского медиа пространства, которое должно занимать активную позицию в противодействии распространения радикальных идей среди мусульманского населения.

Второй день Форума татарских религиозных деятелей «Национальная самобытность и религия» начался с выступления министра культуры Татарстана Зили Валеевой, которая предложила вниманию участников презентацию проекта возрождения культурно-архитектурного и религиозно-духовного центра татар, древнего города Булгары. Она рассказала о реализованных проектах и о том, что планируется построить и восстановить в ближайшем будущем на историческом центре татарского народа.

По завершении презентации возрождения города Булгар с различными предложениями и идеями, как сохранить национальную самобытность, язык, культуру и традиции татарского народа выступили представители национальной интеллигенции, ученые, поэты и писатели. Подведением итогов, мнений и идей в данном вопросе стало выступление муфтия Саратовской области, которое запомнилось участникам Форума остротой понимания поставленной проблемы. Он напомнил всем, что «в первую очередь мы – мусульмане, рабы Аллаха, а затем лишь представители того или иного народа. Если Всевышний не даст нам бараката, то, какие бы не были у нас ресурсы и возможности, вопросы сохранения языка, культуры и традиций татарского народа никогда не будут решены». Сопредседатель Совета муфтиев России также подчеркнул, что «за 20 лет мы практически не сдвинулись с места. Большинство проблем, озвученных на Форуме, были подняты еще в конце 80-х годов прошлого столетия».

Лидер саратовских мусульман особо отметил роль Ислама в сохранении татар как народа. «Только лишь благодаря Исламу татарский народ смог сохранить себя, свою культуру язык и традиции в самые сложные моменты своей истории». Говоря о путях вывода из кризиса татар, Мукаддас-хазрат обозначил необходимость в должном исламском воспитании подрастающего поколения, которое начинается в семье и продолжается в детсадах и школе. «Без формирования и наличия этих важных институтов общества нельзя говорить о сохранении языка и традиций своего народа», - подчеркнул сопредседатель Совета муфтиев России в своей речи.

В ходе своего выступления муфтий Саратовской области обратился к представителям власти, также присутствовавшим на мероприятии. «Вы должны понимать, что мы – религиозные деятели – идем за вами, и нам было бы радостно видеть вас посещающих мечеть, участвующих в коллективных молитвах и поднимающих руки во время дуа, в общем, открыто заявляющих о своей принадлежности к Исламу», - сказал Мукаддас-хазрат Бибарсов в своем выступлении.

Действие Форума приостановилось на время Джума-намаза, который проходил в мечети Кул Шариф Казанского Кремля. Стоит отметить, что впервые в своей истории на пятничной проповеди в этой мечети собралось около 700 религиозных деятелей, муфтиев, имамов и мухтасибов, приехавших практически со всех концов нашей необъятной Родины.

По завершении работы Форума была выработана резолюция, которая призывает всех его участников довести до мусульман-татар, проживающих в различных регионах России, важность самостоятельного заполнения анкет во время Всероссийской переписи населения, а также необходимости внесения в графу национальной принадлежности слово «татарин». Также в ней предлагается обратиться к опыту просвещения татарского народа эпохи джадидов в конце XIX – начале XX вв. в вопросах развития исламского образования в России.

Немаловажным в итоговом документе является и то, что проблемы, с которыми сегодня столкнулся татарский народ, необходимо решать при совместном участии государственных структур, в том числе и на общероссийском уровне.



2 комментариев


  1. Марат Насыров
    (15.01.2011 02:23) #
    0

    “Только благодаря Исламу татарский народ смог сохранить себя". Можно согласиться, что это один из факторов сохранения нации в условиях Российской империи, СССР (дабы не уподобиться другим поволжским народам принявшим православие,а как следствие имеющие культуру,имена, фамилии как у русских и т. д., что в свою очередь привело к деградации их собственного родного языка, а язык основа нации!). Интересно М. Бибарсов, а что ты скажешь про Ататюрка и его отношение к исламу?))))

  2. МБ
    (15.01.2011 15:48) #
    0

    Марату Насырову.
    АТАТЮРК (Мустафа Кемаль Паша)
    (1881 - 1938) Отец-основатель современного турецкого государства. Видный общественный
    и политический деятель. До самой смерти был членом итальянской ложи «Macedonia resorta
    et veritas» (Восставшая Македония и Истина)..