Поражаюсь, как "конецсветская" истерия охватывает людей. О предстоящем, по мнению некоторых, 21 декабря с.г. Конце света высказывается даже премьер Дмитрий Медведев, на этот счет выступают главы регионов, не говоря уже о телевидении и текстовых изданиях.
Вообще объявлять и ждать Конца света, а затем объяснять, почему он в очередной раз отложен по техническим причинам, стало у нас народной забавой. Всерьез тревожным сообщениям особо никто не верит.
Однако предстоящая дата 21 декабря заинтриговала почему-то многих. То ли магическим образом действует на умы упоминание далеких и таинственных майя, то ли информация о том, что Конец света на этот раз будет концом света в буквальном смысле слова, т.е. на долгое время исчезнет куда-то электричество, то ли еще чего-то.
Меня всегда поражало, как люди, вроде как причисляющие себя к той или иной авраамической традиции, могут всерьез воспринимать всю эту желто-коммерческую белиберду, которая вбрасывается кем-то в рекламно-скандальных целях. А попадаются на удочку далеко не только "этнические православные", но и такие же "этнические мусульмане".
Причем большинство из них воспринимает Конец света, Судный день, Страшный суд не в религиозном смысле, не так, как он описан, что в Библии, что в Коране, а в сугубо, скажем так, магическо-атеистическом ключе, как всеобщую природно-техногенный катаклизм, в результате которого все будет плохо и все погибнут.
Атеисты вроде как в это не верят, но часто добавляют или в глубине души подумывают: "Ну, а вдруг?" Все мы смертны, и только одна мысль о смерти, напоминание о ее неизбежности, даже в таком абсурдном ключе, многих, хоть на мгновение, но выбивает из привычной колеи.
Когда одного из уже бывших глав мусульманского региона России журналисты в шутку спросили, что он будет делать, если вдруг узнает о наступлении завтра Судного дня, тот неожиданно, что называется, покраснел, побелел и позеленел. Вопрос не был согласован с пресс-службой во время подготовки интервью, корреспонденты его задали на свой страх и риск.
Как они рассказывали, было видно, что этот действительно крупный политик и выдающийся хозяйственник к постановке вопроса в таком ключе явно не был готов. Мысль о Судном дне, о смерти, о всеобщей катастрофе и приходе вечности с ее непредсказуемыми последствиями, вроде божественного Суда, его просто, так сказать, дестабилизировала.
Повисла пауза. Глава региона подумал и пробормотал: "Я думаю, что нас это не коснется". Конечно, ответ не попал в опубликованный текст того интервью.
Мы, мусульмане, когда заходит речь о Конце света, когда нас, как верующих, спрашивают о глобально-эсхатологических перспективах человечества, начинаем объяснять, что он, в смысле Судный день, обязательно будет. Когда точно, знает только Аллах. Это Его сокровенное знание, и претендовать на него – значит богохульствовать и претендовать на божественные прерогативы.
Многие также добавляют, что, хотя дата Судного дня доподлинно ведома лишь Господу миров, скорее всего, будет он не в самое ближайшее время. Да, многие мелкие признаки приближения Воскресения уже на лицо, но большие, основные, пока не пришли. Для того, чтобы они реализовались, требуется определенное время. Человек, далекий от веры, делает из этого простой вывод: все не так страшно, живем!
Насчет Судного дня, его наступления и не наступления, мне кажется, лучше сказал Ходжа Насреддин в одной из притч о нем. В городе, где он жил, однажды тоже жителей охватила тревога относительно приближения Конца света. Тогда мудрец вышел на центральную площадь и многократно во всеуслышание объявил, что он знает совершенно точно, когда тот наступит.
Люди были шокированы. Горячие головы стали грозить Ходже последствиями за то, что он делает столь громкие заявления. Ему напомнили, что он посягает на сокровенное, и потребовали не кощунствовать.
Успокаивая толпу, Насреддин попросил всех не спешить, не делать скоропалительных выводов и вновь собраться на следующий день. На завтра он пообещал назвать всем желающим дату Конца света.
Утром Ходжа вновь взобрался на трибуну и подтвердил, что знает, когда придет Судный день. Толпа разгорячилась и была готова наброситься на отчаянного смельчака. Тогда он вдруг пояснил, что на самом деле есть два Судных дня.
Один – тот, который подразумевают люди, и знание о котором только у Аллаха, на что Насреддин, естественно, не посягает. Собравшиеся потребовали у Ходжи тогда назвать, что же за второй Конец света и когда он будет. Люди недоумевали. Обстановка накалялась "А другой случится, когда я умру", - сказал мудрец.
Действительно, для каждого из нас Судный день начинается с момента нашей смерти. Спрос за деяния в этой жизни последует уже в могиле. А если быть еще точнее, то Всевышний нас видит и сейчас, и ответ мы должны держать каждую секунду.
В принципе, не важно, будет ли Судный день завтра или через миллион лет. Для нас от этого ничего не меняется. То, что мы обязаны делать, мы обязаны в любом случае, то, что запрещено, остается таковым при любых обстоятельствах. Даже если наступает Конец света. В известном хадисе Пророк (мир ему) говорит, что если вы увидите солнце восходящим на Западе, в тот момент, когда заняты посадкой дерева, постарайтесь закончить начатое дело.