Ислам в Северной Осетии имеет многовековые корни. О его глубоком проникновении в кавказскую республику говорят как археологические раскопки, древние памятники и мечети, так и употребляемая в осетинском языке мусульманская лексика.
Как сегодня живет мусульманская община региона, на что ее руководители делают акцент? Об этом в интервью Ансар.Ru рассказал сопредседатель Совета муфтиев России, муфтий Северной Осетии Хаджимурат-хаджи Гацалов.
- Расскажите про историю Ислама в Осетии.
История Ислама в Осетии очень глубокая. Она начинается от времени сахабов (сподвижники пророка Мухаммада (мир ему) – прим.Ред.), которые дошли до Дербента. Встретив сопротивление, арабские воины обошли Кавказский хребет с юга и вошли в Осетию через Дарьяльское ущелье. Само название ущелья переводится с арабского как «аланские ворота». Это также говорит о том, что осетины познакомились с Исламом очень давно. На территории республики в ходе археологических раскопок обнаружено много захоронений, в которых люди погребены по мусульманским обрядам.
Если говорить об истории последних двух-трех веков, то она также насыщена Исламом. Артефактов в горах предостаточно - на камнях и стелах имеются надписи (шахада) на арабском языке. Во время Российской империи первые десять генералов осетин были магометанами, как тогда было принято говорить. Знать, в основном, также исповедовала ислам.
До наших дней сохранились различные исторические памятники Ислама и развалины древних мечетей. Многим ныне существующим культовым заведениям более ста лет. Во Владикавказе проходит реставрация мечети, которой уже 110 лет. Это уникальный памятник архитектуры федерального значения.
В осетинском языке большой пласт арабских, иранских и тюркских слов, непосредственно связанных с исламом (рай – «дзаннет» и др.). Говоря на осетинском языке о религии, человек употребляет именно исламские термины и понятия. Это указывает на глубочайшее проникновение ислама в жизнь осетинского народа, на его многовековую практику.
После присоединения к Российской Империи большая часть осетин стали православными, часть придерживается национальных религиозных традиций. Годы советской власти, время агрессивного атеизма также оказали свое влияние на духовное состояние народа. Сейчас духовность возрождается – люди обретают религию, идентифицируют себя мусульманами, понимая, что это их истоки. Более 20% процентов населения республики идентифицируют себя с исламом. В Осетии 27 действующих мечетей и несколько молельных домов.
- Расскажите про деятельность Духовного управления мусульман республики, ее основные направления.
Деятельность муфтията Северной Осетии, как и многих других в стране, многогранна. Трудно выделить что-то отдельное. Мы занимаемся и образованием, и восстановлением старых мечетей – того, что нам оставили предки. Надо вернуться к традициям – традициям воспитания, религии, отношения друг к другу. Мы потеряли все это за годы советской власти.
Для меня главным в деятельности ДУМ РСО-А является воспитание в народе, особенно в молодежи, благого нрава. Научить их уважать друг друга, научить милосердию.
Сегодня народ потерял религиозную культуру – и исламскую, и православную. Хотелось бы, чтобы мы поспособствовали возвращению религии и ее культуры. Если человек называет себя культурным, но не имеет религиозного пласта в своей культуре, то он не может считаться таковым. Я считаю, что стержнем культуры является религия. Законы Божьи, нравственный догмат – именно оттуда исходит посыл людям любить и уважать друг друга. Ответственность, которая должна быть у человека, – тоже исходит оттуда. Кавказские адаты, национальные традиции народов сложились на основе закона Божьего.
Мне бы хотелось, чтобы подрастающая молодежь понимала – культура религии должна присутствовать в нашей жизни, она облегчает ее и улучшает, сплачивает семью, народы, дает импульс воспитанию. Я считаю это направление главным.
- То есть основная цель работы вашего муфтията – воспитание нравственного поколения?
Совершенно верно. Миссия и предназначение пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) в том, чтобы поднять уровень нрава людей. Вот наша задача.
- Что вы делаете на данном направлении?
Мы очень большой упор делали на образование. Мусульманин должен быть образованным в исламских дисциплинах и других науках. Мы составили программу – цикл лекций об исламе, которая вобрала в себя минимум знаний, необходимых мусульманину. Эта программа включена в образовательный процесс всех общин республики. Мы столкнулись с неприятным фактом – если есть проблемы с нравом, с воспитанием, то религиозная наука «садится» не так как надо. Человек, следуя за своими страстями, воспринимает ее по своему желанию.
Считаю, что на первоначальном этапе образовательного процесса должно идти воспитание человека. Если дополнительно не было воспитательного процесса, то до определенного момента происходил рост в познании наук, а затем он останавливался. Мы решили придать особый акцент воспитанию молодежи, формированию благого нрава.
Помимо образования, мы уделяем внимание социальной работе. Наши ребята регулярно посещают Дом социального проживания «Забота», помогая в благоустройстве территории, ее уборке. Участвовали в организации досуга проживающих в Доме и даже показывали театрализованные сценки. С детской театральной студией «Радуга детства» выступали в домах-интернатах и детских домах. Наша женская группа ведет патронаж над несколькими престарелыми людьми, у которых нет близких родственников. Проведение субботников по-своему воспитывает верующих – получаешь вознаграждение за работу, несешь ответственность за свою землю. Организация и проведение субботников, приведение в порядок старых мусульманских кладбищ по районам республики, парков, скверов, площадок отдыха детей превратились в системные мероприятия для общин республики. Просвещение людей о вреде алкоголизма и наркомании – серьезная точка приложения сил мусульманского актива. Изучили эту тему от и до, доносим до людей знания не только о физическом вреде алкоголя и наркотических веществ, но, в первую очередь, о разрушении морали, о духовной деградации и о полной утере человеческого достоинства. О том, что он не может после этого являться носителем своей культуры. Многих взгляд с духовной позиции заставляет задумываться.
Владикавказская община очень энергичная и активная. Проводит много мероприятий республиканского значения – познавательные викторины, встречи с преподавателями местных вузов, с известными спортсменами и просто с интересными состоявшимися людьми. Недавно в Эльхотово прошел фестиваль «Мир Кавказу. Мы вместе», он собрал тысячу гостей. Фестиваль проходил в формате «Эстафеты мира и братства», который инициировало Духовное управление и ежегодно ее реализует. В программе Эстафеты – тематические семинары, познавательные викторины, конкурсы азана. После открытия мероприятия – показательные выступления детских творческих коллективов, и завершают мероприятие спортивные состязания. В этом году в Эльхотово, кроме всего перечисленного, приглашенные увидели прекрасное зрелище – скачки.
Нельзя сказать, что восстановление старых мечетей и строительство новых идет по определенной программе, но то, что общины республики ежегодно открывают хоть одно культовое сооружение – это факт. Недавно открыли мечеть в старинном селе Хазнидон. Завершаются многолетние работы по восстановлению самой большой в недавнем прошлом мечети на Северном Кавказе – в селении Эльхотово. Проводятся масштабные реставрационные работы в Соборной мечети г.Владикавказа.
- Как выстраиваются отношения с обществом и властью?
Отношения Духовного управления с обществом и властью выстроены в динамическом русле. Мы неотделимы от происходящего в Осетии. Стараемся быть в курсе всех дел, по мере возможностей принимаем участие во всех мероприятиях, которые проводят общественные организации и государственные структуры.
В Осетии в целом царит дружественная, братская атмосфера. Мы не делим друг друга по национальностям, по вероисповеданию. На свои мероприятия приглашаем всех жителей Осетии вне зависимости от возраста и вероисповедования. И самое главное, общественность республики активно откликается на наши приглашения. Мы рады всем, был бы благой нрав и желание творить добро и участвовать в совместной работе.
Во время месяца Рамадан в общинах республики проводились коллективные ифтары, на которые также приходили все желающие без ограничения.
- Вы говорили про большую работу по воспитанию в людях благого нрава. А как найти подход к молодежи?
Молодежь чувствует лицемерие, видит формализм. Искренность и добрый разговор – самый верный подход и ключ к ответной реакции. Если до нее донести задумку мероприятия, она быстро включается в процесс работы. Мотивация и откровенность в отношениях с молодежью – прекрасная перспектива для плодотворного созидания.
Часть молодежи также невежественна и не имеет цели. Проблема еще и в том, что многие ребята плохо воспитаны. Это не их вина, а вина общества, в котором они живут. Но чем труднее работать, тем больше вознаграждение, и тем интереснее самому общаться с ними. Ты участник удивительного действа – вчера к тебе пришел далекий от религии человек, а сегодня происходит если не перерождение, то становление нового человека, его духовное очищение.
В работе с молодежью считаю главным доверие, и, конечно, не опускать руки, никогда не отчаиваться. Надо трудиться и надеяться, что все получится, по воле Аллаха.
- На кого сегодня ориентируется молодежь? Кто оказывает на нее большое влияние?
Однозначно имамы. Знания всегда привлекают человека, он ищет знающих и тянется к ним. Поэтому на имамах лежит большая ответственность. Многие не понимают, что каждое их слово или действие отзывается в душах молодых людей или благом, или неприятием. Имам должен почувствовать это неприятие и сделать все, чтобы молодой человек обрел истину.
- Среди соблюдающих мусульман нередко возникают проблемы, в том числе в идеологическом плане. В своих книгах вы писали про проблемы радикализации. Как избежать крайних идей среди молодежи?
Надо понимать, что СССР был оторван от религии. Когда я говорил про отсутствие религиозной культуры, то это как раз пережитки того времени. Отсутствие религиозной культуры говорит о многом.
Люди, которые сегодня пришли в религию, пришли в нее уже сложившимися. Со своими недостатками, незнанием, пробелами в воспитании. Но со своим желанием познать религию. А религия по-разному доходит до человека.
Мне недавно понравилось одно выражение «Происходит не радикализация Ислама, а происходит исламизация радикальных людей». Считаю это основополагающим мнением в вопросах решения проблем радикализации. Человек, следующий в радикальном направлении, изначально на это заряжен. Даже когда он обучается, то ищет именно то, что ему по душе, слышит то, что ему хочется. Как с этим человеком работать? Здесь нужен серьезный индивидуальный подход. Я видел таких людей, многие не хотят ничего слушать. Если он молчит, это не значит, что он с тобой согласился. Лучше, когда он говорит и спорит с тобой, в этот момент он открыт для диалога, есть возможность убедить его, пояснить ему. Если он молчит, и ты не понял, что он не согласен с тобой, то завтра он уже может не прийти в мечеть и исчезнет с поля зрения. В этом проблема.
Если человек остается в мечети, каким бы он не был – он не согласен с тобой, с имамом мечети – сама атмосфера мечети, общество, уроки и работа имама нивелируют те проблемы, которые у него имеются. Это проблемы духовные, проблемы воспитания, а не знаний. Сколько бы человек не прочитал книг, если эти знания на него не влияют, то он остается невежественным.
Потенциал у молодежи очень большой. Она настроена работать и хочет увидеть себя в другой ипостаси. Необходимо дать ей возможности реализовать себя. Если она не раскроется сегодня, то завтра мы получим поколение людей, которые не смогут воспитать следующее поколение. В этом тоже проблема - мы теряем преемственность. Об этом мало кто говорит.
Мы потеряли наши устои – национальные, общественные, они обрушились, и их пока ничем не заменили. Завтра дети нашего времени будут воспитывать следующее поколение. Надо сегодня подготовить основу для преемственности в благом.
- Откуда Вы черпаете энергию? На что ориентируетесь и как набираетесь жизненных сил?
Религия учит нас советоваться. Порой нужен не сам совет, а процесс обсуждения идеи. Это дает дополнительный импульс и уверенность. Есть люди, пообщавшись с которыми, ты чувствуешь себя спокойствие. Не обязательно это должны быть старше тебя люди. У нас есть Совет ДУМ РСО-А – прекрасные ребята, после беседы с которыми чувствую воодушевление.
Хочешь, чтобы молодежь тебя слушала – научись ее слушать. Я очень много черпаю из разговоров с ними и в некоторых вопросах вижу их правоту.
- Когда опускаются руки... Что делаете в этот момент, что заряжает идти дальше?
Ответственность перед Господом. Она дает силу и настроение. Бывает, общаешься с человеком или группой людей, стараешься объяснить что-то и не встречаешь их понимания. Руки не опускаются, но приходит ощущение бесполезности разговора.
Но понимаешь, что на тебе лежит ответственность, и ты не случайно здесь находишься. Это очередное испытание, и как ты справишься с ним – вот степень твоей ответственности перед Господом. Уровень проблемы, которая может вывести из себя – это уровень твоей личности. Осознавая это, стараешься быть сдержанным, не гневаться.
- Расскажите о ближайших планах?
Будем продолжать ту же работу, что и ведем. Конечно, без шаблона и трафарета, в целом придерживаясь годового плана работы, а он весьма объемен. Иногда кто-то со стороны подскажет новую идею, где-то в Интернете увидишь интересное. Каждый день учишься, смотришь, что делают другие, перенимаешь их опыт. Нужно быть всегда в поиске, а Всевышний дает результат.
Кроме этого, надеемся, что в следующем году завершится реставрация Соборной мечети Владикавказа. Первый этап уже пройден – интерьер был отреставрирован, заменили потолок. В ходе работ вскрылись еще проблемы – купол требует срочного ремонта. Сейчас ведутся проектные работы. Готовим проектно-сметную документацию Министерству культуры РФ для включения нашего объекта в план реставрации. Надеемся к концу года провести открытие эльхотовской мечети.
Биографическая справка:
Гацалов Хаджимурат Харумович - председатель Духовного управления мусульман Республики Северная Осетия-Алания, муфтий.
Родился в 1954 году в селе Чикола Ирафского района Северной Осетии в мусульманской семье. В 1977 году окончил факультет механизации Горского сельскохозяйственного института. Работал на производстве и на различных руководящих должностях в органах государственной власти республики, где курировал вопросы строительства и транспорта. Являлся членом Совета Духовного управления мусульман РСО-А. В мае 2009 года избран заместителем муфтия республики Северная Осетия-Алания.
С июня 2010 года по март 2011 года был исполняющим обязанности председателя Духовного управления. 17 марта 2011 года избран муфтием республики. В 2012 году избран сопредседателем Совета муфтиев России.
Член Общественной Палаты РСО-А. Член Группы Стратегического Видения «Россия-Исламский мир».
16 марта 2016 года единогласно переизбран муфтием Северной Осетии на второй срок.