Рамадан

В Северной Осетии ужесточили порядок проведения никяха

Совет Духовного управления мусульман Северной Осетии принял регламент, устанавливающий правила проведения исламского бракосочетания, никяха, на территории республики. Как рассказал Ансар.Ru муфтий региона Хаджимурат Гацалов, теперь вступить в брак верующие смогут исключительно после регистрации в ЗАГСе.

Муфтий пояснил, что Совет ДУМ Северной Осетии решился на данную меру после того, как прокуратура республики вынесла в адрес муфтията представление в связи с тем, что порядок мусульманского бракосочетания не был отрегулирован.

Новые правила коснутся в первую очередь тех девушек и женщин, у которых по тем или иным причинам нет опекуна. Однако регламент будет действовать и в отношении других новобрачных. Исключение может быть сделано лишь для верующих, желающих вступить в брак в зрелом возрасте.

Как сообщил Ансар.Ru заместитель муфтия Ибрагим Дзагуров, "главная цель регламента - защитить женщину". Он отметил, что сегодня среди мусульман встречаются случаи несерьезного отношения к такому важному событию в жизни как создание семьи, что приводит к скорому разводу, и женщина (зачастую с ребенком) остается одна, без какой-либо помощи со стороны бывшего мужа. При этом если брак не был зарегистрирован в ЗАГСе, у религиозных деятелей "нет рычагов воздействия" на таких недобросовестных людей.

Помимо этого, в новом регламенте также предусмотрен и минимальный размер махра, свадебный дар невесте должен составлять не менее 30 тысяч рублей, что станет, как уточнил Ибрагим Дзагуров, социальной гарантией для женщины в случае развода. При этом он добавил, что в некоторых населенных пунктах существуют практика, когда сами имамы просят невест назначать махры гораздо большего размера. Так, есть возможность выяснить, действительно ли серьезные намерения у жениха.

Внесенные изменения в порядок проведения никяхов помогут избежать легкомыслия при вступлении в брак со стороны жениха и невесты, снизить число "тайных" браков и, как следствие, сократить число разводов.



34 комментариев


  1. (10.04.2016 13:29) #
    2

    Хорошая инициатива. Сколько случаев, когда весь такой «крутой муслим», «презирающий кяфирские законы», заключает брак с девушкой. Потом рождается ребенок, а папаша попросту сваливает.
    Как-то пыталась помочь в двух подобных случаях. Папаша не захотел признавать ребёнка, рожденного в браке, зарегистрированном только в мечети. Муфтий тоже не смог на него повлиять – он послал его не скажу куда, потому что у уважаемого муфтия «акыда неправильная» )) Сказала – помогу признать отцовство через суд. В той ситуации это было элементарно. Но потом девушка сама отказалась, поскольку «папаша» (человек не бедный), не показывает официальную зарплату, и девушка согласилась на статус матери-одиночке, поскольку там выплаты больше, чем алименты. Девушка – соблюдающая мусульманка, татарка из бедной семьи, к сожалению, забывшей нормы ислама.
    Второй случай - женщина чуть постарше, с двумя детьми. К счастью, зарабатывает сама. Тоже – папаша просто ушёл из семьи и не захотел признавать второго ребенка. Тоже сначала предложила ей помочь с признанием отцовства и алиментами, но она послала его куда подальше. Сказала: «Без него проживем». Дело в том, что эти «папаши», которые выплачивают детям копейки с минимальной зарплаты, не показывая реальный доход, не участвуя в жизни ребенка, имеют потом мощные инструменты для шантажа – без него женщина не может выехать с ребенком за границу, не может распорядиться имуществом ребенка до его совершеннолетия.
    Мужчину, в случае чего, за хвост не поймаешь. А женщине достаются все тяготы заботы о детях. Поэтому именно женщин и детей надо защищать.
    Я неоднократно встречала позицию, когда муфтии в светском государстве отказываются читать никях без регистрации брака. Поддерживаю их полностью.
    Шариатские нормы из разряда тех, которые регулируют гражданско-правовые отношения между людьми, без механизма их обеспечения, часто не работают. Здесь не бывает обязанностей без прав и без механизма реализации этих прав. (Речь не о нормах ибадат, разумеется)

    • (10.04.2016 17:28) #
      1

      Ассаляму алейкум, сестра Ирина! Жизнь под кяфирским законом, вообще, - тяжелая и крайне неудобная штука. Причём, даже регистрация в кяфирском загсе немногим эффективнее признания отцовства постфактум, т.к. практически все минусы остаются в наличии, - и размер "официальной" зарплаты, и "согласие родителя", причём избавиться от него будет в этом случае почти невозможно, - только лишением прав через кяфирский суд. А в плюсе будет только половина "совместно нажитого", - что в наших реалиях несильно отличается от нуля, и легко минимизируется прямо пропорционально "уму" и "успешности" "добытчика". Возможно, хорошим выходом был бы "отсроченный махр", хотя и тут возможны злоупотребления, теперь со стороны жены, но он заставил бы потенциальных супругов тщательно взвешивать и изучать друг друга, и взаимно итерировать свои запросы.

      • (10.04.2016 18:26) #
        1

        Ва алейкум ас-салям ва рахматуллах, брат Allahu Akbar!.
        Дело не всегда в материальной выгоде. Далеко не всех женщин устраивает унизительный статус матери-одиночки. Особенно если это совсем молодая девушка.
        Есть разница - вписать имя мужа как отца ребенка в свидетельство о рождении "автоматом", или потом бегать по судам, особенно если "муж" уехал, а брак был весьма непродолжительным. Признать отцовство иногда бывает практически невозможно.
        Помимо того, что надо бы принять за основу гос. регистрацию брака, в мечетях необходимо проводить юридические консультации для тех, кто вступает в брак.
        Надо разъяснять шариатские нормы - относительно возможного развода (Талак), возможности или невозможности возобновления никяха. Не хочу никого осуждать, но иногда такое бывает - мама не горюй.
        Также необходимо разъяснение юридических аспектов относительно отцовства и имущественных правоотношений, в том числе, алиментных.
        Неплохо было бы заключать брачный договор - хотя бы относительно материально обеспечения детей.
        Думаю, если не лениться, этот вопрос можно решить на уровне Духовных управлений, муфтиятов. Это - вполне реальные и выполнимые вещи.
        Тогда будет меньше трагедий.

        • (10.04.2016 19:49) #
          0

          Сестра, Вы просто привели примеры, и в обоих случаях женщины сами отказались от установления отцовства, причём Ваш комментарий как раз таки подчеркнул момент НЕЖЕЛАТЕЛЬНОСТИ официального признания отцовства. Так что, тут, - или-или. Потом, "моральный" статус, - он между человеком и Аллахом. Если всё соблюдено, в т.ч. есть свидетели по Корану и Сунне, то "морально" ВЕРУЮЩАЯ женщина "лишнего" страдать не будет, ни в браке, ни в разводе, ни даже будучи брошенной.

          Величайшая проблема, конечно, состоит как раз в том, что большинство молодых девушек (и ребят) имеют крайне приблизительные шариатские представления о правах и обязанностях. Это и есть корень зла. Но обращением к услугам кяфирского закона эта проблема не решается, а выводится, шаг за шагом увлекая и самих "субъектов", под юрисдикцию врагов Аллаха.

          Ситуация сложнейшая, но, с другой стороны, Аллах не возлагает невозможного на душу. Остаётся лишь надеяться, что муфтияты отдают себе отчёт об своей ответственности перед Аллахом.

          • (10.04.2016 20:07) #
            2

            Я также указала, что статус матери -одиночки далеко не всех устраивает. В суде не всегда возможно доказать отцовство.
            В первом случае девушка была буквально на грани нищеты. Повторю - бедная семья и она с новорожденным ребёнком на руках. Это - вынужденная мера, поскольку на счету кажда копейка. Ей мечеть помогала.
            Во втором случае женщина посчитала для себя унизительным хождение по судам.
            Обе они знают свою правоту перед Аллахом. Но речь также о будущем детей.
            Речь о создании механизмов защиты женщины.
            А заботиться надо не только о душе. Но и о теле - еде для ребёнка и социальной защите женщины. Здесь нет противоречия шариату.
            Никто из вас, братья, не может защитить таких женщин. Когда сможете что-то предложить, тогда можно будет говорить.

            • (10.04.2016 20:44) #
              2

              Пост резкий получился. Для этого не было оснований. Не принимайте, пожалуйста, на свой счёт.

              • (10.04.2016 20:53) #
                1

                Да чего уж... Тем более, пришлось оборваться, - позвонили издалека. И сейчас ещё раз позвонят. Так что, это я, - извиняюсь.

                • (12.04.2016 10:56) #
                  1

                  Да ... я не закончил мысль, приходится возвращаться. Если Гацалов имеет в виду антишариатскую природу рф-ских законов, и автоматически предлагает каждой паре униформный пакет "поправок", блокирующий ее (в виде, как Вы упомянули, "брачного контракта"), - то нет вопросов. Но в статье ни словом об этом не упомянуто. А если нет, то получается, что шариатский орган даже не просто "благословляет", а даже принуждает мусульман к жизни по закону тагута, а не Аллаха. Чего стоит только один пункт о "совместно нажитом" имуществе, подталкивающий людей к лицемерию и подсознательный уровень перманентного противостояния Аллаху.

                  Так что, шариатский брачный договор, - это первоочередное, и "встроенное" условие, коль скоро предпринимается такой радикальный шаг на уровне (причем, единственного) муфтията.

                  • (14.04.2016 22:10) #
                    1

                    Allahu Akbar! , идея хорошая, но "шариатский брачный договор " не может действовать в отрыве от других норм. Вы не хуже меня знаете, что речь о целой социальной системе ислама.
                    Не могу с телефона подробнее.
                    Да и невозможно человека обязать заключить подобный договор.
                    Поэтому, если хоть в чем-то инициатива защитит женщин и детей, её, в отсутствии альтернативы, стоит приветствовать.
                    Человек использует костыли, когда не может ходить своими ногами. Мы же не предлагаем всем костыли вместо ног. Это о "законах тагута " ))

                    • (15.04.2016 01:00) #
                      1

                      Ирина, ), я так понял из статьи, что костыли как раз таки вменяются к использованию практически КАЖДЫМ, - см.: "Исключение МОЖЕТ быть сделано лишь для верующих, желающих вступить в брак в зрелом возрасте."

                      Костыли нужно подбирать под свои особенности, иначе рискуешь лишь усилить группу своей инвалидности. Кстати, риторический вопрос, - как быть в этих условиях со второй женой?

                      Давайте, хоть в том, что допускается "законом рф", идти "до упора", - прописывать в договоре Шариат по максимуму, пусть даже и без упоминания оного явно.

                      • (15.04.2016 02:28) #
                        1

                        Я просто предлагаю вместо финта ушами "системе" сделать бросок через пупок. Никаких дополнительных вложений, - инструктаж тот же самый, только он еще продублирован на бумаге от муфтията, и скреплён подписями сторон. Смешно посмотреть на человека, которому только что разъяснили его права и обязанности, он сказал "Амин", и в следующую секунду отказывается поставить под этим свою подпись. Пусть идёт в детский сад тогда, а не жениться.

                        • (15.04.2016 06:56) #
                          2

                          Брат Allahu Akbar! , дело в том, что договор, не заверенный нотариусом, не будет иметь никакой юридической силы. Поэтому, к сожалению,  мы этим ничего не решим.
                          Сегодня моральные нормы, основанные на шариате,  со многими просто не работают.
                          Если маленький населенный пункт, что-то сделать можно - все как на ладони, однородная социокультурная среда и очень крепки родовые связи. Одиночка просто не выживет. Поэтому там ещё иногда можно навести порядок.
                          Другое дело - большие города. Там творят, что хотят.
                          Человек, о котором я писала в начале, просто переехал в другой регион.
                          Даже если он останется, повлиять на него возможно разве что морально. Некоторым на это наплевать.
                          Никто от него не отвернется, если он бросит жену с ребёнком. С ним будут продолжать вести бизнес, работать, общаться. На джума будет в другую мечеть ходить  (если будет ).
                          В крайнем случае, что-то скажут для спокойствия своей души. Но никто никак ничем реально не сможет  помочь женщине и ребёнку.
                          Все сугубо шариатские решения данного вопроса подходят лишь для мусульман, которые чётко следуют всем шариатским нормам. В них вообще нет проблемы. Никто из них никогда не откажется от ребёнка или помощи ему. Он последний кусок хлеба отдаст.
                          Речь о скользких типах, которые способны на такие поступки. Uzer о них тоже писал. Они есть. Они среди нас. И что вы с ними сделаете?
                          К сожалению, мы не можем заглянуть в душу каждого. Поэтому, в отсутствии реальных рычагов влияния мы используем эти костыли, чтобы в случае чего ему этим костылем можно было дать промеж глаз для просветления ума ))

                          • (15.04.2016 19:14) #
                            1

                            Пошлина 500 руб.)

                          • (16.04.2016 09:30) #
                            1

                            Ирина, есть еще третья сила в этом вопросе - адат, он действует там, где по закону человека не привести к ответственности, а по шариату, он вроде как невиновен.

                            • (16.04.2016 09:44) #
                              1

                              Согласна. Только повторю - вне своей социокультурной среды, в больших городах, адаты зачастую не работают. Там рвутся многие семейные, социальные связи.
                              Человек себе спокойно живёт, занимается бизнесом или работает на предприятии и не зависит от своей семьи.
                              Он и социально адаптирован, и зарабатывает деньги.
                              Так не у всех, разумеется.
                              Но мы же обсуждаем не норму, а что делать с патологией ))

                              • (16.04.2016 10:19) #
                                1

                                Слушал как-то лекцию одного переводчика, который работал в Йемене, он рассказывал, что ему знакомый из этой страны, задал такой вопрос, у тебя большое племя? на что тот ответил, "какое племя, я сам по себе", а другой ему, "как так, а если тебя кто-то обидит?" первый ему: "так у нас милиция есть, защитит" на что йеменец ответил, "так у нас тоже есть, а что с нее толку", "у меня есть племя, если что со мной случится, племя меня защитит, а ты вот слабый, у тебя никого нет, и с тобой могут сделать все что угодно и никто за тебя не постоит". Это к тому, что адат работает везде, и на Земле и на Марсе, проблема в том, что если человек один, то его легко обмануть, и никакие законы не защитят его...

                                • (16.04.2016 11:26) #
                                  1

                                  Да, правильно. Только иногда, когда человек молод и полон сил, когда он успешен, он об этом не задумывается. Ни о необходимости крепких связей со своим родом, ни о своей душе.
                                  У блаженного Августина есть отличная вещь: «А юношей я был очень жалок, и особенно жалок на пороге юности; я даже просил у Тебя (Господи) целомудрия и говорил: «Дай мне целомудрие и воздержание, только не сейчас».
                                  Актуально для всех времен ))

                                  • (16.04.2016 13:11) #
                                    0

                                    есть и старики, которые пол жизни плюют на семью, а когда жена пинком под зад даст, то сразу вспоминают о родственниках, тут от пола не зависит, палка о двух концах.

                                • (16.04.2016 14:34) #
                                  2

                                  Есть хадис, кстати, в смысле: "арабы считаются по племенам, а аджамы, - по городам".

                                  • (16.04.2016 15:03) #
                                    2

                                    Родоплеменной строй до сих пор сохранился в арабском мире, несмотря на то, что пророк (мир ему) говорил, что "я от арабов, но арабы — не от меня".

                                    • (16.04.2016 15:23) #
                                      1

                                      Это свойство, присущее арабам, и сохранится до самого Часа.

                      • (15.04.2016 08:11) #
                        2

                        Как быть со второй женой? Мы не можем всё предусмотреть. Пусть женщина тоже немного включает мозг и думает - что будет. Нельзя за счёт мужчины пытаться решить все свои проблемы. Семья - это отношения партнерства, где роли распределены в соответствии с гендерной принадлежностью. Нельзя быть инфантильной. Совсем юный возраст не означает возможность безумного подхода. Здесь тоже крайне необходима помощь муфтиятов и ДУМов.
                        Вообще надо бы предусмотреть участие представителей религиозных общин в качестве свидетелей в судах. В делах о признании отцовства.
                        Надо быть последовательными до конца.
                        Я хочу сказать главное - это должна быть системная и последовательная работа. А не возмущения, когда что-то случается и какие-то точечные меры.
                        Это вполне возможно. Надо только за это браться, а не стенать : "Куда катится мир".
                        Если за это никто не берётся, тогда не надо осуждать тех, кто использует законы государства.

                        • (15.04.2016 08:12) #
                          1

                          И имела в виду - не означает возможность бездумного подхода. Телефон ))

  2. (10.04.2016 17:35) #
    2

    Поддерживаю! Буду рад, если по всей России будут действовать эти правила, т.к., к сожалению, сознательность и ответственность мужчин-мусульман в этом вопросе оставляет желать лучшего.

    • (10.04.2016 17:53) #
      1

      Ассаляму алейкум, брат User! Я думаю, тот, кто считает, что "у муфтия неправильная акыда", заведомо "плевал" и на его "фатву о загсе", тем более, что легитимность её, - лишь в головах "поверивших" в неё.

      • (10.04.2016 18:46) #
        1

        Ва алейкум ассалям! Брат, лично для меня, данный вопрос не лежит в плоскости "кяфирский загс", "направильная акыда муфтия", легитимность "фатвы" и т.д. На мой взгляд, существует реальная проблема в конкретном регионе (да и вообще в РФ) - безответственое отношение к браку и к женщине-мусульманке. У меня тоже есть дочь, и я тоже задумываюсь, как обезапасить в будущем свою дочь от таких "братьев", которые в любой момент готовы обосновывать свои чмошные и малодушные поступки далилями и фатвами, и мне абсолютно фиолетово, что они думают о моей и муфтия акыде. Потому что, когда доходит до дела, и мужчина-муслим сталкивается с серьезными жизненными трудностями, то ему проще поднять лапки вверх и сказать своей жене, что она ему больше не жена. Примеров сотни, лично знаю таких людей, и т.д. Лично для меня, ЗАГС - это вынужденное наличие некоторых официальных бумажек, которые мне будут облегчать жизнь в дальнейшем, а вот их отсутствие, как раз наоборот, очень сильно усложняет многие моменты нашей жизни, в немусульманской стране (примеров тоже множество). На мой взгляд, если данные правила будут способствовать защите мусульманки в нашем сложном обществе, то я не против их наличия и поддерживаю их распространение.

        • (12.04.2016 11:33) #
          0

          "Лично для меня, ЗАГС - это вынужденное наличие некоторых официальных бумажек, которые мне будут облегчать жизнь в дальнейшем..."

          Да, - если ты заранее учел все антишариатские условия, которые загс подсовывает тебе "по умолчанию" в едином бандле, и предпринял все шаги, чтобы их нейтрализовать, и заменить на шариатский. Это вполне осуществимо, и, главное, законно в рф. Так что, ссылки на "вынужденность" будут неправомерными.

  3. (10.04.2016 20:35) #
    1

    "...не менее 30 тысяч рублей, что станет, как уточнил Ибрагим Дзагуров, социальной гарантией для женщины в случае развода. При этом он добавил, что в некоторых населенных пунктах существуют практика, когда сами имамы просят невест назначать махры гораздо большего размера. Так, есть возможность выяснить, действительно ли серьезные намерения у жениха..." - сомневаюсь я в том, что чем больше махры тем больше будет ответственность. Повышение махры скорее приведет к безбрачию и к внебрачным отношениям (пойдут путем наименьшего сопротивления) что является харамом в Исламе.Тут скорее не финансами надо воздействовать, а призывать и создавать общество которое бы жило по законам Шариата. К, примеру я слышал что в Дагестане есть одно селение, где все живут по Шариату. Те кто там бывал рассказывают, что там все девушки, женщины носят хиджаб, нет не то что спиртного, а даже нет курящих. За детьми присматривают сообща.Разводов 0. Вот вам жизнь по Шариату и не надо придумывать, насаждать то - "кто на что горазд". Много умников - экспериментаторов, изобретателей велосипедов и т.д. и т.п. развелось.Много говорят, но мало делают.

    • (10.04.2016 22:12) #
      0

      Салам алейкум, брат! Ты прав о селении в Дагестане, где жители постарались максимально приблизить организацию своего общества к нормам шариата. Только лучше было бы говорить о селениях, ибо такой населённый пункт давно уже не в единственном числе. Не согласен с тобой в критике новшества Совета ДУМСО. Может быть у них в своём регионе получится избежать чрезмерность величины махра. А если не получится, так на то это и есть Совет ДУМСО, а не верховный совет какой-нить советской республики, чтобы оперативно реагировать на проблемы мусульман и найти в меру сил возможности их решения. Например, также очень быстро можно изменить правило и снизить размер махра до посильного размера. А если не принимается такое решение, так никто мусульманина не заставляет заключать исламский брак именно в ДУМСО. Хм, лично я бы в таком случае нашёл бы способ уговорить отца или иного представителя невесты у кого-нибудь из других знающих и авторитетных мусульман. На крайняк, Ингушетия, Чечня, Дагеестан, КБР, КЧР, Ставрополье - всё рядом, проблем никаких не вижу.

  4. (10.04.2016 22:05) #
    1

    есть муслимы, которые по четыре жены набирают, когда деньги есть, а когда нет, одну за другой бросают

  5. (16.04.2016 14:49) #
    0

    вот такой хадис посмотрите ! http://www.youtube.com/watch?v=4hGWGhIttHA

  6. (16.04.2016 17:11) #
    -1

    суботний хаддис ! https://www.youtube.com/watch?v=R5bilZAYgUY

  7. (16.04.2016 17:13) #
    -1

    просвящайтесь : https://www.youtube.com/watch?v=BeG31NkJCUA

  8. (16.04.2016 17:47) #
    -2

    кто минусет ? в чем проблема ? ану вылазь трус ! признавайся кто ты