У нас любят говорить о том, как важно все привести в соответствие с Шариатом, Кораном и Сунной. Причем в большинстве случаев за этим не стоит практически ничего конкретного. Все как-то больше демагогии и пустых деклараций. А что это значит – по Корану и Сунне, по Шариату? Как это может быть в России, в нынешних условиях и в самых разных сферах жизни? – Об этом мало кто может внятно сказать. Такое впечатление, что тот, кто бросается патетическими лозунгами, сам серьезно не понимает, чего говорит.
Мы размениваем свой Ислам на бессмысленную ругань и разборки, на демагогию и ложный пафос. Мы не применяем и не исповедуем его так, как подобает. Это самый настоящий исраф Ислама, расточительство, запрещенное Кораном и Сунной. А исраф, как известно, - это шайтанское свойство.
Что значит – по Корану и Сунне, по Шариату? Прежде всего, это благоустраивать свою жизнь, своей семьи, своих близких, своей страны. Это создавать наиболее благоприятные условия для реализации человеком себя в обоих мирах, для достижения Его милости и довольства.
Каковы цели Шариата, закрепленные канонически? Шариат преследует 5 основных целей, которые касаются не только мусульман, но и всех остальных людей: защита жизни, религии, имущества, чести и достоинства, разума.
Если проанализировать универсальные цели Шариата в нынешнем контексте, то на выходе мы получаем достаточно четкую и понятную картину того, чего, собственно, и добивается Ислам в социальном, политическом и культурном плане, во имя чего следует работать мусульманам. Говоря современным языком, шариатский порядок – это обеспечение безопасности людей; законности и нормального морально-нравственного климата в обществе; создание конкурентно способной экономики, обеспечивающей достойный уровень жизни граждан; бесплатное и качественное здравоохранение и образование; ликвидация неграмотности; защита всех видов законной собственности, искоренение коррупции, клановости и кумовства; поддержка и развитие науки и культуры и т. д.
Это единогласно разделяется всеми учеными-богословами Ислама. Считается, что правление, соответствующее этим универсальным целям Шариата, которые были сформулированы много веков назад выдающимися улемами, «желательно», «правильно», «угодно» с точки зрения мусульманского права.
Или, к слову, есть достоверный хадис о том, что счастье в этом мире – это праведная жена, просторный дом и хорошее транспортное средство. Что это значит для государства, для политика, для любого активного мусульманина, желающего принести пользу братьям по вере и людям вообще, помочь им обрести счастье в его бытовом обычном смысле? А то, что необходима мощная социальная политика поддержки семьи, материнства и детства; жилищная политика, способствующая приобретению каждым качественного жилья; транспортная политика – строительство дорог, помощь в приобретении автомобилей, развитие общественного транспорта и т.д. и т.п.
Вот за это мы, как мусульмане, должны бороться. Это и есть – по Корану и Сунне, по Шариату. А не пустая демагогия о "всемирном халифате", "имарате" и проч. утопии. Это исраф, который порой оборачивается кровью, разрушениями и горем. Надо думать о реальных проблемах, которые волнуют мусульман здесь и сейчас, а не тонуть в мировых революциях, разменивая, растрачивая Ислам на пустые, глупые, шариковские вопросы.
Разве, когда на наших улицах люди умирают от голода и болезней, когда невозможно получить достойной и доступной медицинской помощи, - это по Шариату? Когда детей заражают гепатитом и ВИЧ – это по Шариату? Когда бандиты (как в погонах, так и без) могут сделать с человеком все что им заблагорассудиться – это по Шариату? Когда взяточничество запредельно, когда огромная часть населения мусульманских стран неграмотно (не умеют читать и писать) – это по Шариату?
Разве не во имя устранения всего этого мусульмане, радеющие за Шариат и за то, чтобы все было по Корану и Сунне, должны усердствовать? И разве нам что-то мешает делать это, если мы действительно хотим бороться с бедностью, неграмотностью, беспорядком, хамством?
Не пытаемся ли мы разговорами о Халифате, Шариате, джихаде, о глобальных и столь же утопических вещах прикрыть собственную лень и неспособность что-то реально созидать, просто элементарно изо дня в день работать на пути Всевышнего, достойно обеспечивать свою семью, заботиться о родителях, быть добрым соседом, хорошим гражданином?
Сегодня мусульмане в России – самая отсталая, необразованная, не адаптированная к современному укладу жизни часть населения. Может быть, буддисты и народы Крайнего Севера только от нас отстают, но они и не претендуют на то, что они "лучшая из общин, явленная в мир как пример для окружающих".
Разве не стремится к тому, чтобы стать по-настоящему примером для немусульманам в благом, - значит жить и действовать по Шариату, во имя реализации Корана и Сунны? А для этого надо учиться, работать, зарабатывать и тратить. Российское мусульманское сообщество должно быть образованным, развитым, состоятельным, высокоморальным, привлекательным и, соответственно, влиятельным – если это не по Шариату, то, что тогда Шариат?
Не какие-то же левацко-шариковские подростковые мечтания о "всемирном халифате", где все само собой, как в сказке, наладится. На практике это реализуется в утопии войны всех со всеми за все хорошее против всего плохого. Разве это Ислам, разве это Шариат?
И то, что мы не работаем над собой, - разве этим самым мы не нарушаем Закон Аллаха? Разве наше бездействие, пустые скандалы, увлечение глобальными бредовыми теориями – разве это не настоящий исраф Ислама? Разве утопизм имеет отношения к Исламу, Шариату, Сунне, джихаду и халифату?
Мы растрачиваем Ислам на то, что не нужно (проблема усов и трусов, как говорил, еще Ахмад-Кады Ахтаев, да будет милостив к нему Аллах). Вместо работы над собой и над благоустройством окружающего мира, мы разбазариваем истину.
Джихад – это усердие на пути Аллаха, улучшение жизни окружающих, созидание и конструктив. Халифат – это реализация божественного наместничества на Земле, реализация 5 целей Шариата. Это не пустые разговоры и лозунги, попахивающие юношеским максимализмом и отсутствием подлинного жизненного опыта.
Вообще, то, что в российском мусульманском сообществе возобладал местами подростковый дискурс, - крайне вредно. Шариковщина плюс юношеская неопытность, отсутствие глубины понимания происходящего в мире, горячность, безапелляционность, непризнание всех и всяческих авторитетов – вредная взрывоопасная смесь.
То, что многие из наших молодых братьев и сестер делают, – это, как складывается впечатление, не джихад, не усердие во имя Корана и Сунны, а стремление доказать себе и окружающим собственную значимость. Такие комплексы характерны для подростков, которые стремятся проявить себя и показать всем свое "я".
Те, кто сам еще не получил образование, не овладел профессией, не способен взять полную ответственность не то, что за семью, но даже за самого себя, не должны диктовать никому, как жить. Конечно, все имеют право на позицию, но приоритет за теми, у кого жизненный опыт, кто доказал делом свои способности и нажил авторитет.
Получить качественное образование, овладеть профессией, зарабатывать, проявляя при всем при этом религиозную активность и будучи примером достойным для подражания для окружающих – куда сложнее, чем строить из себя вечно недовольного всем и всеми "кухонным радикалом". Ведь требуется ежедневно трудиться, порой ломать себя, свой нафс, свою гордыню, комплексы.
Задача мусульман России найти свой путь между подворотней и официозом. Нельзя, чтобы доминировали шариковы в чалмах и в коротких штанах. Вся наша активность должна идти не в пустые утопии, а на каждодневное созидание, на обеспечение семьи, на близких, на страну, на интеллектуальный рост.
Сегодня мусульманам России (да и не только) нужны не утопии и позерство, а свое (не съемное) жилье, профессия, достойная высокооплачиваемая работа, детсады, школы, эффективные гражданские организации.
Нужны:
1. Образование. Но не набор знаний как таковых, а умение их применять, использовать, извлекать из них пользу для себя и окружающих, конвертировать знания в реальные материальные, социальные, культурные, политические достижения.
2. Культура поведения, прежде всего, бытовая. Мы должны вести себя и выглядеть так, чтобы вызывать симпатии у окружающих, а не отторжение.
3. Благосостояние. Без укрепления материального положения, создания стабильно функционирующей благодаря собственным независимым источникам финансирования исламской инфраструктуры, пронизывающей все сферы деятельности и потребности уммы, серьезно о российских мусульманам говорить не приходится.
В первую очередь, нужны воспитательно-образовательные и социальные институты, которые бы охватывали всех - от детей до стариков. Хотя бы на уровне как есть сегодня у иудеев и армян в России.
4. Здоровая крепкая семья. Каждый должен по максимум выкладываться, чтобы создать в своей семье устойчивую привлекательную модель исламского образа жизни, а также наладить хорошие отношения с соседями, коллегами, со всеми, кто его окружает. Собственный пример - самый лучший способ продвижения Ислама, самый сложный и эффективный джихад.
5. Современная община. Мы должны быть современной продвинутой общиной, которая уважается и ценится окружающими из-за того, что она полезна людям и вносит важнейший вклад в процветание всего общества.
Все эти вещи взаимосвязаны, без одного не будет другого. Без образования не будет благосостояния и культуры. Без этих трех не создать нормальной семьи. А в итоге без всего этого не будет нашей уммы.
Короче говоря, задача максимум: мусульмане в России должны восприниматься окружающими не оборванными недалекими гастарбайтерами, безумными террористами или жуликоватыми и пошловатыми торгашами с рынка, а надежными состоятельными людьми с высокой моралью, практичными как в отношении этого мира, так и религии, способными дать привлекательный пример того, как можно в условиях рыночной экономики сохранять религиозный здоровый образ жизни, пример того, как можно быть счастливыми и благополучными в своей религии.
Это задача колоссальной сложности. Достичь поставленной цели – значит, совершить джихад невероятного масштаба. Прорыв возможен, если нам удастся направить всю энергию исламской молодежи в эту сторону.
Именно такой джихад (усердие) созидания надо вести. Тот, кто против этого, осознанно или неосознанно, способствует исрафу Ислама, разбазариванию богатства божественных истин на ложные задачи. Аллах обязательно спросит с нас за то, как мы распорядились Его религией, куда и как ее применяли, на что использовали Его истины, как берегли и как ими распоряжались.
Мы, мусульмане обладаем 100 % истины, лучшим из лучшего – самыми высокими и качественными интеллектуальными и духовными технологиями (тем, что в западной науке называют Height Hume – аналог Height Tech только в сфере совершенствования человеческого потенциала). Не говоря уже о божественной истине, которая нам известна в полной мере. Но проблема в том, что мы не можем использовать то, что нам дано по умолчанию, как полагается. Это и есть исраф Ислама.
Проблема не только в России, она шире. Если судить по недавним исследованиям профессора Университета Джорджа Вашингтона Хусейна Аскари, в топе рейтинга стран, реализующих принципы исламской экономики на практике, стоит… Западная Европа. Первая из мусульманских стран (мусульманских по принципу членства в Организации исламского сотрудничества) в этом списке – Малайзия, которая занимает 33-ю позицию. На 42-м месте находится Кувейт, на 54–55-м – Казахстан и Бруней, Тунис – на 72-м месте, а Египет – только на 129-м; Ливия – на 174-м, Йемен – на 180-м. Из европейских стран, находящихся во главе списка наиболее полно проводящих в жизнь исламские принципы (прежде всего в экономике), – Ирландия, Дания, Люксембург, Швеция, Великобритания и т. д.
Или взять, к примеру, протестантов или иудеев, имеющих разветвленную и эффективную современную социально-религиозную инфраструктуру. Они, обладая какой-то небольшой частью истины (скажем условно, по 20%), используют и выжимают из нее для себя по максимуму. Посмотрите, что и как у них организованно, это стоит того.
Они из имеющихся в их распоряжении 20 % выжимают 100 % возможного для себя. Мы же из наших 100 % не можем выжать и 5-10% от их уровня. Что это, если не исраф Ислама, братья и сестры!?
Тут вспоминается один примечательный пример из жизни. В Москве одна богатая женщина увлеклась Исламом. Она присматривалась, посещала исламский центр, тянулась к мусульманам, даже одевалась по Шариату. Она явно близко подошла к принятию религии Аллаха. Главное, что сдерживало, - муж, который грозил ей разводом.
Я не знаю, чем закончилась эта история, и закончилась ли. Но мне точно известно другое: у нас нет сегодня реальных возможностей помогать таким людям. У нас нет работающей системы религиозной жизни и деятельности. Мы заняты сворами и «мировыми революциями», а не реальной работой с теми, кто в нас нуждается.
Причины всех наших проблем в ужасающе низком уровне образования и культуры, крайне ограниченном кругозоре и понимании мира. Отсюда вытекает наша бедность, слабость, неорганизованность.
В Исламе, Шариате есть все необходимое для построения нормальной комфортной современной жизни, для создания условия обретения милости Аллаха в обоих мирах. Надо только работать. В нашей религии действительно есть ответы на все, есть решения (если точно, методология извлечения решений) любых сложностей. Однако мусульмане сегодня, в России в том числе, не способны должным образом использовать и применять свой Ислам.
Этот мир – творение Всевышнего. Нам следует его беречь и облагораживать, согласно Шариату, а не растрачивать религию, себя и свою жизнь впустую.
Сегодня мы должны заложить добротную основу Ислама в России. Тогда нашим детям будет проще, будет от чего отталкиваться. Они будут сильнее, а наши нынешние проблемы станут для них историей. В противном случае потомки вспомнят нас только как исрафщиков своей религии и будут ставить в пример того, как не надо исповедовать Ислам.