В среду правительство Франции объявило об «исключительных мерах безопасности» с целью защитить свои посольства за рубежом в случае нападений, подобных тем, что на прошлой неделе случились в нескольких арабских столицах. Причиной стал выход в свет номера местного сатирического журнала Charlie Hebdo с новой порцией карикатур на пророка Мохаммеда.
Журнал имеет солидный тираж и длинную историю. В свое время он был основан группой карикатуристов и певцов сатирических куплетов с явными политическими симпатиями к идеям анархизма Бакунина и Кропоткина и с целью шокировать публику развязными шуточками на всех и вся — эдакая предтеча «гламурных подонков». Во времена президента де Голля, жестко контролировавшего прессу, журнал бывало и запрещали, что только способствовало его популярности.
С естественным процессом старения издатели и авторы стали менее идейными и более конформистскими: собачась уже между собой за должности и сам бренд, свели свою сатиру преимущественно к нижепоясной тематике. Был и перерыв в 10 лет из-за отсутствия читательского интереса.
А вот тема ислама стала им близка в 2006 г., когда Charlie Hebdo перепечатал печально известные карикатуры на Мохаммеда из датской газеты Jyllands-Posten (напомним, в 2005 г. это привело к серии нападений на посольства Дании в мусульманских странах, в беспорядках погибли около ста человек), прибавив к ним собственные. Тогдашний президент Жак Ширак осудил публикацию как подстрекательскую, а союзы мусульман подали судебные иски за оскорбление. Издатель Филипп Валь держал боевую стойку, рассказывая, что он и живота не пожалеет за свободу слова. Иски суд не удовлетворил.
«Каждый вечер в новостях — бесчинствующие толпы, штурмующие западные посольства в исламских странах и жгущие флаги. Обыватель напуган этой вакханалией насилия, он спрашивает себя: где грань между мирной религией и агрессивной идеологией, пытающейся навязать свои средневековые нормы поведения и представления всему миру?» — заламывает сейчас руки правительственная радиостанция Deutsche Welle («Немецкая волна»).
Ну так этому обывателю стоит напомнить, как в 2009 г. канцлер ФРГ Ангела Меркель вручила автору скандальных карикатур Курту Вестергаарду «Потсдамскую премию СМИ», заявив, что тем самым Германия подчеркивает его вклад в защиту свободы слова и прессы. «Речь идет о том, может ли он, живя в западном обществе, разделяя его ценности, обнародовать свои карикатуры на Мохаммеда? Да, может», — заявила тогда Меркель. Так что немцам не следует удивляться, чем они не угодили суданцам, штурмовавшим их посольство, — память крепкая.
А какие карикатуры нельзя обнародовать, сама же Меркель указала тремя годами ранее, когда осудила Иран за проведение конкурса карикатур на тему холокоста.
Чего нельзя «свободной прессе», на днях напомнил известный британский журналист Роберт Фиск в Independent: «Мы бьем себя в грудь за «свободную прессу». Редактор из Новой Зеландии с гордостью рассказал мне, как его газета перепечатала карикатуры на пророка с бомбой в тюрбане. Но когда я спросил его, опубликует ли карикатуру на раввина с бомбой на голове, когда Израиль опять вторгнется в Ливан, он поспешно согласился со мной, что это будет антисемитизмом».
Уже после скандала с карикатурами во французском журнале Charlie Hebdo 2006 г. «за антисемитизм» оттуда изгнали старейшего карикатуриста Синэ. Его вина заключалась в карикатуре и сопроводительном тексте о том, что сын президента Саркози Жак готовится обратиться в иудаизм, чтобы жениться на Джессике Себаун-Дарти, наследнице сети магазинов электроники. «Далеко пойдешь, парень!» — заключал свою заметку Синэ. Тут уже, уступая протестам тех, кто возопил об «антисемитских стереотипах евреев и денег», поборник свободы слова издатель Вал потребовал от Синэ письменно извиниться за «оскорбление чувств». На это старый хиппи ответил, что «скорее яйца себе отрежет», и после увольнения отсудил у Вала компенсацию в 40 тыс. евро за нанесение урона своей репутации.
Дразнить мусульман журнал взялся и в 2011 г., когда указал своим «главным редактором» все того же Мохаммеда (мир ему). И вот новая провокация, которая еще неизвестно чем обернется для французских граждан, может, и не ведающих вовсе о существовании журнала.
Случайно или нет, но накануне выхода в свет скандального номера в Париже состоялось (широко освещенное местными СМИ) «открытие тренировочного лагеря украинского движения Femen». Навешав «лапши» о якобы преследованиях на родине, девицы взялись за местную тематику и выставили свои недоразвитые железы именно в мусульманском квартале, снабдив их надписями типа «Мусульманин, давай разденемся!» Понятно, что девицы сами до этого не додумались, их опять кто-то употребляет в своих целях. Участие якобы «украинской организации» в антиисламских акциях втягивает нашу страну во взрывоопасный мировой конфликт.
Тем временем авторы и промоутеры скандального фильма «Невинность мусульман» (точнее, его 13-минутного ролика в интернете) в США ударились в бега. Официальные лица выразили свое «отвращение» и быстро отскорбели по поводу убийства посла США в Ливии Стивенса.
Но главная проблема для них — не сама исламофобия, а уже упомянутая свобода слова, ради торжества которой, мол, следует и потерпеть. Тезис, понятное дело, лицемерный. Да, в Америке не практикуют тюремного наказания по статье «речи ненависти», ибо неугодного можно просто маргинализовать путем очернения в медиа, лишив университетской кафедры или отказав в издании книги под любым благовидным предлогом. Для особо опасных уже проверен метод самой настоящей посадки по обвинению в уклонении от уплаты налогов.
Однако на исламофобов это не распространяется. Ведь когда-то сам Буш призывал бороться с «исламофашизмом» (позже, правда, Госдеп выпустил циркуляр с наставлением избегать этого термина в публичном дискурсе). А признанные гуру современной интеллектуальной исламофобии в США Роберт Спенсер и Памела Геллер возглавляют группу с красноречивым названием «Остановить исламизацию Америки». Это уважаемые эксперты, которых восхваляет сама «Нью-Йорк таймс», им дают деньги консервативные фонды, а прочитать лекции просит командование вооруженных сил, руководство ФБР и ЦРУ. Кстати, печально известный Брейвик называл Спенсера своим учителем.
Тут важно напомнить о том, какую антиисламскую волну подняли «мировые СМИ» в первые часы после терактов, совершенных Брейвиком. На блоги газет и телеканалы пришли «эксперты по терроризму», которые, выражая всем своим видом скорбь, утверждали, что сразу же разглядели почерк Аль-Каиды, поскольку Норвегия принимает участие в военных операциях в Афганистане, Ливии... Но вскоре пришлось давить на тормоза, ведь объявился белокурая и гомосексуальная бестия Брейвик со своим пресловутым антиисламским манифестом.
Помимо своего учителя Спенсера, на пьедестале почета у Брейвика был Гирт Вилдерс, лидер голландской Партии свободы, еще недавно третьей по количеству мест в парламенте и участника правительственной коалиции (на только что состоявшихся выборах Вилдерс потерял более трети мандатов).
Вилдерс никогда не следил за речью, когда говорил об исламе: «Если бы пророк Мохаммед жил сейчас, я бы его выгнал из страны», «Ислам — это не религия, а отсталая культура и источник терроризма».
Вилдерса пытались привлечь к суду за разжигание вражды, но даже прокуратура снимала с него обвинения. И «международное сообщество» не роптало. Почему? Потому что Вилдерс, в отличие от других, — «правильный ультраправый»: он поддерживает американские войны, а главное — большой друг Израиля. Поэтому не найти о Вилдерсе ни одного плохого слова в мейнстримовских медиа, его не клеймят «неонацистом» и так далее. Другой американский гуру исламофобии Дэниэл Пайпс называл его «будущим и самым перспективным премьером Голландии».
Но и Вилдерсу уже наступают на пятки. В Германии публичным показом скандального американского фильма озаботилась маргинальная партия «За Германию» (тысяча с хвостиком членов и более 1% голосов на выборах в горсовет Берлина). Понятно, что партия хочет добиться успеха, воспользовавшись страхом того самого обывателя у телевизора.
Как утверждал Брейвик, своим преступлением он стремился вдохновить других. Как видим, в инкубаторе брейвиков и продолжают работать его учителя, жаждущие прямого столкновения Запада и мусульманского мира.