На вопросы "Портал-Credo.Ru" ответил шеф-редактор издательского дома "Акчарлак", член Союза писателей Татарстана, лидер мусульманской молодежи ИСКАНДЕР СИРАДЖИ.
"Портал-Credo.Ru": Как Вы можете прокомментировать отставку многолетнего главы Духовного управления мусульман Татарстана Гусамана Исхакова?
Искандер Сираджи: Я никогда не был ярым сторонником Гусмана-хазрата Исхакова, но и врагом тоже. Поэтому к уходу его с поста председателя ДУМ РТ отношусь взвешенно. Не думаю, что на Гусмана Исхакова было оказано давление. Он правил 13 лет, все это время при нем наблюдались тишь да гладь. Когда нужно было во имя Аллаха кричать "что вы делаете, негодяи?!" - он молчал.
Гусман-хазрат был не политиком, а хозяйственником: в годы его руководства Духовным управлением мусульман в Татарстане строились мечети, медресе. В политику он предпочитал не вмешиваться, хотя православие уже давно в политике. А ислам почему-то вне политики, что на сегодня недопустимо. Ислам - жизнеутверждающая религия, не отрекающаяся от мирского. А православное священничество, наоборот, исповедует монашеское служение в изоляции от общества. Тем не менее, представители православного духовенства активно лезут в политику, по всем параметрам, при этом не в нашу пользу - используя шовинистические, неприемлемые для светского государства методы. Почему ислам не может быть в политике, в цивилизованных формах, естественно?
- Но часто бывает, что "мусульманская политика" модифицируется в экстремизм и даже терроризм?
- Политика бывает разная; политика терроризма тоже политика. Террор возникает там, где к тому подготовлена почва; террорист - человек, у которого нет другого выхода для улучшения своей жизни, он знает, что поступает нехорошо, но сам себя приговаривает к смерти. Этому способствует и православное священничество своим молчанием и своим давлением.
Терроризм во многом придумывается специально. Должна быть "большая бука" для запугивания населения, чтобы Путин мог высказать брутальное мнение: "Мы вам сделаем обрезание, замочим в сортире". Одним словом, если бы не было терроризма, его стоило бы выдумать.
- Это было всегда так, что религиозными лидерами мусульман Татарстана становились, прежде всего, администраторы и хозяйственники?
- До Гусмана Исхакова мусульман Республики возглавлял Габдулла-хазрат Галиуллин. Он как раз не был дипломатом, больше политиком. В 80-90-е годы просил то, что правоверным положено, а если не давали, брал силой. Так верующим возвращались отнятые большевиками медресе и мечети. Собирал людей на митинг, заходил с ними в культовое строение и начинал молиться, закрывшись изнутри. В принципе довольно мирная форма диалога с властью.
Габдулла Галиуллин был лидером и мог за собой вести. А Гусман Исхаков, когда надо было кричать, не кричал. Например, когда уроки православия пытались ввести в школах, когда запретили фактически татарское обучение - национальный компонент в обучении вообще, по всей стране. Когда ни в чем неповинных людей обвиняли в терроризме, не имея на то весомых доказательств, - арестовывали просто за то, что ходят в мечеть. Даже если подобное происходило не на территории Татарстана, муфтий должен был кричать, выражать солидарность с сибирским муфтием, или какого-то другого региона. Нужно было кричать, когда объявлялись вне закона безобидные книги и религиозные течения. Или хотя бы доходчиво объяснить, что такого опасного в нурсистах или в том же придуманном Хизб-ут-Тахрире.
Итак, Гусман-хазрат правил спокойно 13 лет, слишком спокойно. Храбрости ему, в отличие от Габдуллы-хазрата, не хватало.
Меня на данный момент больше занимает вопрос: каким будет следующий муфтий? Думаю, меньше священником, больше политиком, как Кирилл, который по сути своей политик, а не священник. Сегодня российская умма должна противопоставить ему кого-то. Для преемника Гусмана Исхакова создана база: много медресе, учебных заведений, мечетей. Остается лишь, будучи политиком, заполнить их верующими.
- Каковы, на Ваш взгляд, потенциальные кандидаты на пост республиканского муфтия?
- Ильдус Файзов, имам-хатыб казанской мечети "Булгар", бывший первый заместитель председателя ДУМ РТ, а ныне исполняющий обязанности, в прошлом актер (я и сам по первой профессии актер татарского театра, мы одни роли с ним играли). Тем не менее, он несколько раз показал по мелочам, что не политик. В последний раз я видел его выступление в связи с событиями в Нурлатском районе, где произошла перестрелка между омоновцами и левыми мальчишками с автоматами. Ильдус-хазрат высказывался о событии так, будто его заставили это сделать. В результате у меня сложилось о нем впечатление как о человеке, который предал религию. Не считаю, что он устойчивый, следовательно, и устойчивую политику не сможет проводить. Красиво говорить - это еще не политика. Твердость духа нужна, которой ему не хватает. По этой причине Ильдус станет непопулярным в короткое время. От него захотят, чтобы он сделал больше, чем предшественник. Аллах, не дав Гусману Исхакову политической воли, дал возможность компенсировать этот недостаток бурной хозяйственной деятельностью. Сегодня потенциал такого маневра исчерпан - мусульманское хозяйство создано, находится в прекрасном состоянии. Новый муфтий должен заполнить существующую сеть медресе и мечетей квалифицированными кадрами, создать гордость за свою религию и дать надежду на ее существование в будущем.
Умный, достаточно светский, хорошо знающий языки Фарид Салман, но он в народе непопулярен.
Рамиль-хазрат Юнусов, имам-хатыб главной казанской мечети Кул Шариф, - самый популярный на сегодня. В нем есть актерство, искусство дипломатии (он умеет находить общий язык с правительством), есть свои убеждения. Умеренный человек: в меру светский, в меру религиозно отрешенный от мира - все в нем в меру. Однако Рамиль-хазрат тоже слишком много молчит.
Ничто не вечно под луной. Когда Минтимер Шаймиев оставил пост президента РТ, казалось, небо низвергнется на землю, Волга потечет вспять. И что? Даже наша падающая башня Сююмбике не рухнула. Гусман Исхаков отошел от дел - ни один полумесяц с мечети Кул-Шариф не упал. Не вечно же ему в кресле председателя ДУМ сидеть, должны приходить новые люди. Человек решил, что так ему выгодно, хотя мог бы еще три года заправлять делами.
Когда Гусман объявлял о своем решении, он не выглядел удрученным, достойно держался. Реализоваться ему есть где - прекрасный Центр изучения Корана "Фарида" он явно делал под себя, находил финансирование, строил.
Кресло муфтия - неблагодарное место. Приходится отвечать при жизни за многое перед многими: перед правительством, ФСБ, МВД - перед всеми силовиками. Нужно быть политиком и выжить в условиях шовинистической России и антиисламских настроений. Да еще и на том свете Аллах спросит: "Что же ты сидел, сложа руки? Почему не воевал с неверными?"
Беседовала Сара Галева,
для "Портала-Credo.Ru"