Христианство и христиане являются неотъемлемой составляющей исламской цивилизации. Сохранение их великого наследия, обеспечение межконфессионального диалога, защита равноправия не только жизненно важны для обеспечения внутренней политической стабильности мусульманских государств, но и являются религиозным долгом последователей Пророка Мухаммада (мир ему). Россия всегда была и останется союзником всех, кто строит свою жизнь на основе общечеловеческих традиционных ценностей, кто привержен принципам справедливости, устойчивого развития и взаимоуважения.
Исламская цивилизация с самого своего зарождения включала в себя значительный христианский компонент. В хадисах и жизнеописаниях Пророка (мир ему) встречается масса показательных примеров отношения к христианам.
Подробно описана встреча еще юного Мухаммада (мир ему) с христианским монахом Бахирой во время его поездки с дядей в Сирию. Согласно преданию, тот предсказал мальчику большое будущее и просил беречь его от недругов.
Изначально община-государство, основанное Мухаммадом (мир ему), включала в себя «людей Писания», как иудеев, так и христиан. За тысячу лет до британского Билля о правах в Медине были провозглашены принципы равноправия всех граждан перед законом, вне зависимости от по вероисповедания. Пророк Ислама (мир ему) предостерегал своих последователей от попрания прав «людей Писания», говоря, что тот, кто обидит христианина или иудея, будет лишен милости Господа и подвергнут суровому наказанию.
Известно, что Мухаммад (мир ему) принимал посланников одного из христианских племен даже в своей мечети в Медине, куда сегодня закрыт доступ иноверцам.
Когда на первых мусульман ополчились язычники, их укрыл от гонений христианин — император Эфиопии. А когда там возникла смута, мусульмане с оружием в руках защищали порядок в приютившей их христианской стране.
Христианам посвящены одни из самых проникновенных строк Корана: «Ты, несомненно, найдешь, что самые близкие по любви к мусульманам те, которые говорят: «Мы христиане!» Это потому, что среди них есть священники и монахи и что они не превозносятся» (5:85).
В послании к христианам Аравии Пророк Ислама (мир ему) писал: «Епископу племени аль-Харис и епископу Неджерана, и их священникам, и их последователям, и их монахам всех церквей и монастырей больших и малых. Если вы будете хранить мир и добросовестно выполнять принятые на себя обязательства, — ни один епископ не будет изгнан из своей епархии».
А христианских правителей Мухаммад (мир ему) заверял в близости их убеждений: «Свидетельствую, что Иса (Иисус) Сын Мариам (Девы Марии) есть Дух Бога и Его Слово». Все это хорошо знали и помнили мусульмане на протяжении многих веков и не видели оснований для того, чтобы относиться к христианам иначе, чем Пророк (мир ему).
Современник арабских завоеваний, несторианский патриарх-католикос Тимофей I восторженно писал: «Арабы, которым Бог дал власть над миром в эти дни, как вы знаете, не только не противодействуют Христианству, но хвалят священников и святых Господа нашего, помогают церквям и монастырям».
Христиане сыграли выдающуюся роль в Арабском халифате. Христианство исповедовал один из визирей левой руки (госсекретарь) и несколько казначеев (министров финансов) мусульманской империи. Особенно же славились христианские ученые.
Когда халиф Мамун основал «Дом мудрости» (Академию наук), то поставил во главе его христианина Абу Закария Юханна. В Гундигапуре (Хузистан) христианами была создана лучшая медицинская школа своего времени. Личными врачами самого халифа и видных вельмож обычно были христиане. Христианин Джурджус ибн Бахтишу открыто отказался принимать Ислам, но халиф все равно назначил его главой всех врачей Багдада.
Низибийская богословская (несторианская) школа под властью халифата преобразовалась в подобие университета, где изучалась не только религия, но и философия, история, география, естественные науки, — так что и мусульманская знать посылала туда своих детей на обучение. Знамениты были ученые-христиане Мерва; среди них — человек разносторонних дарований, знаток философии, медицины, математики, филологии Сахл Раббаи, прозванный «учителем мудрецов»; его сын Али ибн Сахл, философ и медик; ботаник и врач Ибн-Маса, трудами которого пользовался аль-Бируни.
Христиане трудились над переводами с греческого и латыни, делая сокровища античных знаний доступными Востоку. Так, труды Аристотеля переводил на арабский язык православный хорезмиец, Абул-хаир ибн Хуммар, а на сирийский — несторианский епископ Павел Дершехарский.
Многие востоковеды, среди которых классик Адам Мец, вполне обоснованно утверждают, что в VII-VIII веках процветание Месопотамии, Ближнего Востока, Персии и Центральной Азии было в значительной мере обеспечено крайне многочисленными христианскими общинами.
При дворе халифа часто проводились диспуты с участием исламских и христианских богословов — каждая из сторон неизменно оставалась при своем мнении, но такие встречи имели смысл как для взаимопонимания религий, так и в качестве демонстрации веротерпимости.
Симбиоз мусульман и христиан не смогли поколебать даже крестоносцы. На войну с пришлыми европейцами в армии Салахуддина Айюби вышли восточные христиане и иудеи.
«По религии — я христианин, а по родине — мусульманин», - любил повторять видный политический и государственный деятель Египта первой половины XX в., копт по вероисповедания, Макрам Убейд.
А многие мусульмане о своих согражданах-христианах, полушутя, говорят, что «это мусульмане, которые по воскресеньям ходят в церковь», и что «все мы, мусульмане и христиане, сыны единой истории».
Дело в том, что в быту, культуре и традициях арабские последователи Ислама и Христианства мало, чем отличаются друг от друга. Лишь совсем недавно мусульманские и христианские женщины на улицах больших городов Ближнего Востока стали немного отличаться, и то не всегда. Но если отъехать в глубинку, то там христианки порой еще более строги в одежде, чем мусульманки.
Арабы-христиане называют Бога теми же словами, что и мусульмане - «Рабб» (Господь), «илях» (божество) и даже Аллах (Единый и Единственный Бог). Как и мусульмане, они неизменно с надеждой о будущем говорят: «Ин ша Аллах» (да будет на то воля Бога).
Сегодня враги Ислама и Христианства, геополитические противники исламской цивилизации пытаются разжигать противоречия между представителями разных конфессий. Бытовые, социально-экономические и политические конфликты намеренно раздуваются и представляются как непреодолимые религиозные и цивилизационные противоречия. Натравливая мусульман на христиан, они пользуются невежеством людей относительно своей религии и истории.
Плохо знающим исламскую религию, в том числе тем мусульманам, которые попали в ловушку пагубных представлений, можно напомнить, что целью Ислама не является во что бы то ни стало сделать всех мусульманами, тем более силой, огнем и мечом. Основной обязанностью является донесение до окружающих смысла послания Корана и его разъяснение. Прежде всего, примером собственной праведности, образования, профессионализма и т.д.
Выбор веры – это уже решение самого человека, это область отношений между творением и Творцом, во что никто не имеет права вмешиваться.
Аллахом человеку дарована свобода выбора. На этой свободе выбора основан весь смысл воздаяния Всевышним человеку за выбранный им образ жизни и деяния. Лишение его возможности сделать свой собственный, свободный выбор полностью противоречит Божественному замыслу создания человека.
Мусульмане не имеют права выходить за рамки проповеди и претендовать на дальнейшее навязывание Ислама другим людям, поскольку это явно противоречит приказу Корана: «Нет принуждения в религии. Прямой путь уже отличился от заблуждения» (2:256) и «Призывай на путь Господа мудростью и добрым увещеванием и веди спор с ними наилучшим образом. Воистину, твой Господь лучше знает тех, кто сошел с Его пути, и лучше знает тех, кто следует прямым путем» (16:125).
Как и исламский мир, Россия, российская цивилизация, имеет две основы – Христианство (восточного обряда) и Ислам. Только в обратной пропорции. Если в мусульманском мире примерно десятая часть – христиане, то в России десятая часть – мусульмане. Последние, как и христиане Ближнего Востока, являются неотъемлемой частью российской истории, государства и общества.
Во времена Империи Россия считала своими эксклюзивными союзниками в арабо-мусульманском мире православных христиан и последователей некоторых других восточных церквей. Запад в то время в своей колониальной политике открыто опирался на католиков и прочих признающих власть Рима христиан. В советское время Москва активно помогала ориентировавшимся на идеи социализма арабским государствам. Чтобы развенчать стереотипы о себе в глазах мусульман как о сугубо христианской и бывшей коммунистической державе, в 2005 году Россия стала наблюдателем в Организации исламской солидарности.
Год назад в арабской прессе широко обсуждалось заявление Владимира Путина о притеснении христианских меньшинств на Ближнем Востоке и в Северной Африки. В ходе празднования 1025-летия крещения Русив Москве на встрече с предстоятелями поместных православных церквей президент России выразил обеспокоенность ситуацией и добавил, что Москва не оставит ее без внимания.
О положении христианских меньшинств на Ближнем Востоке говорят сегодня и многие исламские деятели. Решение их проблем также важно, как и забота обо всех других гражданах мусульманских стран. На самом деле выход исламского мира из того кризиса, в котором он сегодня оказался, - в обеспечении, в числе прочего, достойного места христиан, как это всегда было в истории.