Греческий йогурт сделал турка миллиардером в США

Турок Хамди Улукайя доказал, что в США можно заработать на греческом йогурте. Менее чем за шесть лет он превратил фабрику по производству молочных продуктов в бизнес, приносящий более 1 млрд долл. выручки в год. Предприниматель 2013 года по версии Ernst & Young в свое время бросил учебу в престижном американском вузе, чтобы приучить американцев завтракать его йогуртами Chobani.

Улукайя родился в семье фермера на востоке Турции. «Моя мама готовила отличный йогурт. Я ел его днем и ночью», — рассказал он в интервью Bloomberg. В 1994 году Улукайя переехал в Нью-Йорк, чтобы выучить английский и получить образование в сфере бизнеса. Однако после того, как его отец раскритиковал качество продаваемого сыра в США, Улукайя бросил обучение в Нью-Йоркском университете в Олбани, чтобы заняться производством сыра фета. Он основал небольшую компанию Euphrates, которая занималась изготовлением феты для ресторанов.

В 2004 году Улукайя попалось на глаза объявление о том, что продается завод Kraft Foods по производству йогурта. Он выкинул объявление в мусорный бак, однако затем достал его и перечитал внимательнее. На следующий день он поехал осмотреть фабрику. Зданию было уже 84 года, стены посерели от времени, крыша протекала, а все оборудование устарело. Друзья отговаривали его от покупки, однако Улукайя зажегся идеей. В августе 2005 года он купил завод, заняв 1 млн долл.

Он взял на работу четырех работников с завода Kraft Foods. Кроме того, он пригласил известного в Турции производителя йогурта Мустафу Догана. Вместе они решили делать так называемый греческий йогурт. Он отличается от обычного тем, что на производство одной его чашки уходит 3—4 чашки молока (вместо одной чашки). Йогурт фильтруется, чтобы устранить сыворотку. В результате получается масса с довольно плотной консистенцией, но почти без жиров. «На протяжении десятилетий американцы ели ужасный йогурт — слишком жидкий, сладкий, искусственный», — считает Улукайя. В это время доля греческого йогурта на рынке была менее 2%, большую часть которого контролировала греческая Fage.

В Висконсине Улукайя купил подержанный сепаратор за 50 тыс. долл. и придумал название для своего продукта — Chobani (овца по-турецки). После этого он с Доганом приступил к экспериментам с рецептурой. Им хотелось, чтобы йогурт можно было хранить до шести недель и при этом не использовать консервантов. Чтобы сводить концы с концами, они производили небольшими партиями обычный йогурт. Через 18 месяцев экспериментов с молочными бактериями и температурами они нашли верный рецепт.

Так как у предпринимателя не было денег на рекламу, он решил сделать яркую упаковку в европейском стиле — круглая коробочка размером больше стандартного. Американские упаковочные компании предлагали ему сделать формочки за 250 тыс. долл., но Улукайя нашел более дешевый вариант у колумбийского производителя. В 2006 году Улукайя нанял своего первого менеджера по продажам Кайла О’Брайана, который, узнав о затее турка, сказал, что Chobani перевернет местный рынок йогуртов. Вместе они решили, что за 36 месяцев компания должна выйти на уровень продаж в 20 тыс. ящиков Chobani в неделю.

В октябре 2007 года первая партия Chobani из 300 ящиков персикового и клубничного йогурта появилась на прилавках супермаркета в Лонг-Айленде. Через неделю Улукайя позвонил туда, и оказалось, что партия уже распродана. К середине 2009 года Chobani продавал уже 200 тыс. ящиков в неделю. Когда встал вопрос о расширении производства, Улукайя задумался: «Я ступил на опасную территорию. Если вы стартап, то необходимо оставаться небольшой компанией, чтобы вы не стали целью крупных игроков Yoplait и Danone. Надо принять верное решение, иначе рискуешь все потерять». Изначально планировалось удвоить производство, однако в итоге Улукайя решил играть по-крупному, увеличив продажи до 1 млн ящиков в неделю.

О’Брайан оказался прав: их продукт перевернул рынок. Наблюдая за успехами Chobani, молочные гиганты также поспешили выпустить аналоги. Сейчас доля греческого йогурта составляет 36% американского рынка, который оценивается в 6,5 млрд долл., по подсчетам AllianceBernstein. За Chobani остается 40% рынка греческих йогуртов, тогда как Danone удерживает 26%, Fage — 14%, Yoplait Greek — 9%.

Улукайя нацелен на расширение производст­ва. Chobani уже продается в Австралии и Великобритании. В будущем он планирует выйти на рынок Азии. Улукайя уверен, что главное при этом — не забывать о качестве продукта.



0 комментариев