Приверженцев ислама в Лондоне с каждым годом все больше, и все больше предпринимателей готовы делать бизнес на вкусах и предпочтениях мусульман.
Саема Рангрез работает менеджером проекта в одной из больниц восточного Лондона. Каждый день она возвращается с работы домой и… начинает новый рабочий день. До двух часов ночи, пока вся семья спит, женщина печет на кухне свадебные торты, пироги на день рождения и огромные куличи высотой 30 см. Рангрез выпекает все эти вкусности не для своей семьи, а для клиентов, так как владеет небольшой кейтеринговой компанией Baking Tray.
Без кошенильной тли
В последние годы на фоне вновь вернувшейся моды на выпечку в Великобритании возникло множество небольших пекарен и кондитерских. Но Baking Tray стоит особняком. Компания делает сладости с соблюдением всех традиций и правил мусульманской кухни. Это так называемая выпечка «халяль», т. е. кулинарные изделия, изготовленные только из разрешенных в исламе продуктов. В пирогах, которые печет Рангрез, нет ингредиентов животного происхождения или алкоголя, и они приготовлены с соблюдением всех необходимых для халяльных продуктов санитарно-гигиенических норм. «Я ужасно дотошная. Всегда связываюсь с поставщиками, чтобы все перепроверить. Например, некоторые виды розовой обсыпки для кексов могут содержать пищевой краситель кармин, который получают из тел самки кошенильной тли», — рассказывает Рангрез.
Клиентам ее продукция нравится. «Мне уже предложили открыть магазин халяльной еды по соседству, но я не очень люблю рисковать», — говорит женщина. Она пока не готова оставить работу и полностью посвятить себя бизнесу. Хотя видит, что спрос на халяльную пищу растет. «Этот рынок, безусловно, будет развиваться», — констатирует она.
Потребитель укрепил позиции
Рынок продукции халяль уже существует, и люди с предпринимательской жилкой не могут этого не замечать. Приверженцев ислама в Лондоне стало не просто больше. В последние годы мусульманский средний класс укрепил свои позиции, заработал больше денег, стал получать хорошее образование. Соответственно, его потребительские аппетиты выросли, в том числе и в отношении хорошей, качественной еды.
Возможности этого зарождающегося рынка захотелось проверить еще одному предпринимателю, Имрану Каузару, который организовал трехдневный фестиваль халяльной еды в сентябре прошлого года в Лондоне. Посетителей здесь угощали горячей едой, напитками и десертами, сделанными в традициях халяль, на прилавках были выставлены кухонные ножи и блендеры, а в приготовлении пищи у всех на глазах участвовал известный французский повар Жан-Кристоф Новелли. «Это был эксперимент. Но мы потрясены популярностью нашего мероприятия», — говорит Каузар.
Посетители — среди них много молодых пар с детскими колясками — пробовали вафли, блины, бургеры, соленые карамельные кексы и пили безалкогольное вино. Каузар и его партнер по бизнесу Номан Хавайя даже придумали для участников фестиваля специальное название haloodie (слово, соединившее в себе foodie, что в переводе означает «гурман», и halal, т. е. «халяль»). Неологизм появился как хэштег в Twitter во время фестиваля и стал очень популярен. «Люди сами называли себя одержимыми haloodies», — говорит Каузар. В итоге слово haloodies стало названием бренда пищевых продуктов халяль, разработанного партнерами. Сейчас они планируют запустить этот бренд в продажу в интернет-магазине Ocado, а через месяц начнут продавать его в магазине Harrods Food Hall. «Наша ситуация уникальна. Мы получили возможность лично познакомиться с потребителями и поняли, что нужно клиентам. Мы также быстро смогли определить, каких продуктов на рынке пока не хватает. Это, например, еда для детей и деликатесы, приготовленные по правилам «халяль», — рассказывает Каузар.
Бренд Haloodies Каузар и Хавайя создали совместно с мясокомбинатами DB Foods в городе Пуле на южном побережье Англии. Ранее у DB Foods была служба интернет-доставки мясных продуктов халяль Hala to Door.
Ситуация в этой нише рынка и в самом деле выглядит многообещающей. «Наш диалог с Harrods Food Hall состоялся очень быстро. Ранее они такой продукции не предлагали и не могли извлекать из нее прибыль», — рассказывает Каузар. Под маркой Haloodies потребителю начнут продавать свежее мясо класса премиум. Это будет мясо птицы, ягненка и филе говядины.
Халяль по-французски
В лондонском районе Ноттинг-Хилл уже четыре года существует ресторан La Sophia, шеф-повар которого Муэйяд Али предлагает посетителям блюда, приготовленные исключительно по правилам халяль. Кухня ресторана сочетает в себе традиции французского Средиземноморья и Палестины, откуда сам Али родом. Он говорит, что в его блюдах много «трав, овощей и оливкового масла».
В La Sophia работает девять человек. «Моя жена Сузанна ведет бизнес вместе со мной. Она руководит работой и содержанием всех служебных помещений ресторана, бронирует столики для посетителей и контактирует с поставщиками», — рассказывает Али. Сам он работает в ресторане по 16 часов в день. «Но у нас хорошая прибыль. Мы ведь содержим троих детей и живем в Ноттинг-Хилле», — улыбается он.
Ресторан La Sophia привлекает разных клиентов. «У нас часто ужинают французы, англичане и выходцы из Азии, — объясняет Али. — Мы не используем в приготовлении пищи алкоголь или свинину. Например, делаем наши собственные сосиски без добавления красного вина. Я заменяю его натуральным красным виноградным соком».
В награду за труды он получил новых клиентов среди мусульман. «Люди, которые в еде соблюдают правила халяль, часто даже не знакомы с французской кухней. Они специально приезжают сюда, в Ноттинг-Хилл, чтобы попробовать мои блюда», — говорит он. Спрос так велик, что Али планирует расширять бизнес и открывать новые рестораны.