О коррупции говорят много, с ней борются, принимают законы и акты, а она как была, так и есть. Коррупция – словно болезнь всего человечества, лечение от которой практически невозможно найти. Ведь трудно отказаться от материальных выгод, которые не требуют физических и умственных затрат.
Если мы посмотрим на карту уровня коррупции по странам мира, то самая печальная картина складывается в мусульманских странах, а самая благоприятная – в странах Европы, США и Канаде.
Как же такое могло произойти, ведь мусульмане хорошо знают, что Аллах сурово накажет всех, кто погряз в этом грехе? Неужели страны, где преобладает неверующее население, смогли победить этот порок? И, наконец, как относится Ислам к такому социальному злу, как коррупция?
Дающие и берущие
Коррупция встречается практически во всей системе государственных учреждений. Берущие взятки присутствуют в школах, детских садах, ВУЗах, медицинских учреждениях, милиции, полиции, чиновничьем аппарате. В народе уже ходит поговорка: «Необходимость давать взятки сопровождает нас всю жизнь, начиная с роддома, заканчивая кладбищем».
С экранов телевизоров умные дядьки рассыпаются речами, собираются для обсуждения этого «наболевшего» вопроса, предлагают методы и способы борьбы с ней. И все вроде бы согласны с тем, что это беда сводит на нет все усилия по обеспечению порядка и процветания общества, но в то же время от взяточничества отказаться не хотят.
Людей, являющихся причиной возникновения и процветания коррупции, условно можно разделить на две группы. Первая - это те, кто даёт взятки, а вторая – те, кто берёт. К первой группе можно отнести людей, вынужденных давать взятки, чтобы добиться к себе человеческого отношения и достойного медицинского обслуживания в больницах или же суметь устроить ребёнка в детский садик. Вторая группа – добровольно дающие взятки, а иногда и требующие, чтобы у них таковую приняли, как правило, такие добиваются, каких-то выгод для себя.
В начале ноября Общественная палата России опубликовала проект доклада «Об эффективности антикоррупционных мероприятий и участии институтов гражданского общества в реализации антикоррупционной политики». Картина безрадостная - несмотря на законы и нормативные акты, принятые за последние годы, коррупция продолжает расти.
Согласно данным Общественной палаты, 60% посетителей ее портала, а также 43% участников социологических исследований и членов региональных общественных палат считают, что коррупция в стране продолжает расти на всех уровнях власти — федеральном, региональном и муниципальном.
И, несмотря на все антикоррупционные меры и усилия президента страны, желаемого эффекта, к сожалению, так и не возникло.
Отношение Ислама
Ислам налагает жесткий запрет на дачу и получение взятки. Берущий, так же как и дающий ее, обретает проклятие Аллаха. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Аллах проклял тех, кто даёт взятки и кто их принимает».
Однако в случае, когда человек, предлагающий взятку, не может приобрести свое достояние, если он не предложит ее - на нем нет греха и нет проклятия Аллаха, но берущий взятку не избежит наказания в Судный день.
Аллах также, кроме прямого получения взятки, запретил любые злоупотребления своим положением в целях получения неправедной прибыли, запретил обман, обделение, обмеривание.
Те, кто пытается заработать на том, что обманывают людей при торговле или при реализации их прав, будут особо сурово наказаны Аллахом в День Суда. Все эти люди названы в Коране «аль-мутаффифин» - «обвешивающие». Им посвящена даже отдельная сура под этим же названием, в которой Аллах говорит: «Горе обвешивающим, которые хотят получить сполна, когда люди отмеривают им, а когда сами мерят или взвешивают для других, то наносят им урон. Разве не думают они, что будут воскрешены в Великий день – в тот день, когда люди предстанут перед Господом миров?» (83:1-6)
Ислам призывает мусульман придерживаться справедливости при любых делах, касающихся продаж, покупок и реализации иных прав людей: «Взвешивайте по справедливости и не занижайте вес» (55:9). Имущество, полученное в результате обмана людей – запретно мусульманину и оно должно быть возвращено владельцу.
Как же все-таки справиться с коррупцией? То, что терпеть ее больше нельзя – все мы, конечно, понимаем, но как вылечить эту болезнь – нас особо не волнует. Если мы обратимся к истории человечества, то найдем много примеров успешного их решения. Особенно из жизни праведных мусульманских правителей.
Один лишь пример. Умар ибн Абд-уль-Азиз (да будет доволен им Аллах), которого многие ученые называют пятым праведным халифом, очень любил яблоки и один раз, сидя с мусульманами дома, сказал, что он бы сейчас очень хотел бы их. В это же время случайно сосед отправил ему в подарок корзину с яблоками. Тогда халиф написал записку, где благодарил человека, но он отправил обратно дар. Тогда люди спросили, почему он не взял любимые яблоки? На что Умар ибн Абд уль-Азиз (да будет доволен им Аллах) ответил: «Пророк (мир ему) принимал подарки, но я боюсь того, что этот дар похож на взятку».
Мудрецы древности говорили: «Нравы людей – это нравы правителей. Что бы ни делали правители – то же самое будет делать и народ». Следовательно, невольно напрашивается вывод: пока представители власти не осознают, что именно они ответственны за пороки, в которых погрязло наше общество, и не захотят исправиться – вряд ли что-либо изменится.