В российские СМИ то и дело вбрасываются крайне негативно окрашенные новости относительно мусульман. Львиная доля этих новостей увязывается с Кавказом, что одновременно формирует у российского обывателя негативное отношение как к этому региону, так и к Исламу в целом. О том, почему это происходит, как нам справиться с комом этих проблем, мы говорим с нашим сегодняшним собеседником - заместителем председателя Совета по делам национальностей при Правительстве Москвы, руководителем московского отделения РКНК, координатором Экспертного совета при Совете муфтиев России Ахмедом Азимовым.
Недавно московские следователи заявили, что по итогам расследования событий на Манежной площади зачинщиками драки, в которой погиб футбольный фанат Егор Свиридов, были все-таки кавказцы. Снятию межнационального напряжения, которое возникло после событий на Манежке, это заявление не способствует. В чем, на Ваш взгляд, основная причина и каковы последствия тех трагичных событий?
Я убеждено считаю глубоким заблуждением мнение, что главная причина тех событий – не до конца или не совсем верно проведенное расследование этого преступления. На самом деле на протяжении достаточно большого периода времени у нас формируются крайне негативные настроения одной социальной группы по отношению к другой по принципам расовой, конфессиональной принадлежности.
Эта проблема, на мой взгляд, самая главная, которую надо обсуждать. И эти события выявляют не только слабость системы, а прежде всего тот высокий уровень ксенофобии, кавказофобии в нашем обществе. Не было бы Манежки, поверьте мне, были бы десятки других выступлений.
Единственное, чем Манежка отличается от всего, что происходит на протяжении всех этих лет, что это выступление было массовым. Но оно менее кровавое, чем то, что происходит ежедневно на улицах Москвы. Происходят убийства, когда организованные группы - десятки, пятнашки и так далее - выходят для того, чтобы убивать.
Не для того, чтобы разговаривать. Об этом-то никто не говорит, об этом никто не знает. И эти люди не подчиняются ни одному из лидеров зарегистрированных националистических организаций – ни Демушкину с его «Славянской Силой», ни Поткину с его запрещенным ДПНИ.
Кавказ вот уже на протяжении нескольких десятилетий называют клубком огромного количества проблем во всех сферах жизни. Почему за все это время ни одна проблема не решена?
Будет неверно утверждать, что ни одна проблема не решена. Решено немало проблем, серьезных проблем. Но одновременно появились новые, не менее опасные и сложные. Вы правы, что здесь именно клубок проблем. Нужно отнестись к региону как единому организму, и решать проблемы в комплексе и системно.
Не может быть хорошо на Кавказе в отдельно взятой республике, и невозможно решать проблемы в социально-экономической сфере, не решив проблемы в религиозной среде. Все связанно и переплетено. Руководство страны вроде бы демонстрирует желание решать проблемы Кавказа.
Но ведь кавказские проблемы возникли не вчера. Они коренятся в гораздо более далеких временах. Как вышло так, что все эти проблемы стали для Кавказа хроническими?
Кавказ всегда был зоной интересов различных геополитических игроков. Именно с их активностью связанны ключевые проблемы региона. Вместе с тем, корни ключевых проблем современного Кавказа лежат в девяностых. К сожалению, хаос, в который была погружена страна после распада СССР, особенно остро сказался на Кавказе.
Многие проблемы нашли в регионе в тот период благодатную почву. Разрушение системы сдержек и противовесов в широком смысле слова привело к обострению противоречий практически во всех сферах - социальной, политической, экономической, межнациональной и внутриисламской.
«Политической элите» того периода, которая позиционировала себя как регулятор этих противоречий, была выгодна консервация проблем, а не их стратегическое решение. Так, всем известно, что, то что мы сегодня называем кланами, выросло из национальных движений девяностых, и что они были взращены на поле межнациональной напряженности того периода.
Именно поэтому сегодня кланы время от времени прибегают к этой карте для восстановления или усиления своего влияния. Т.е, на мой взгляд, атмосфера нерешенности проблем, которые вы подразумеваете, была выгодна политической элите того периода.
Вместе с тем, советское воспитание вытравило у горцев дух инициативы, стремление самим строить тот мир, в котором они хотят жить. В этой ситуации вперед вышли далеко не лучшие. Пришли самые жестокие, циничные и лицемерные, которые использовали нацию и религию в личных интересах и повели народ ложными путями.
Моральные авторитеты не пожелали взять на себя ответственность в смутное время. Это определило судьбу дагестанского народа на долгое время. Конечно, были некоторые инициативы кавказской общественности по консолидации позитивной народной воли.
Некоторые из них имели шанс стать спасительными. Но, к сожалению, отсутствие опыта, политических навыков, слабость внутренней иммунной системы ко всякого рода соблазнам и интригам помешали занять им ту роль. С некоторыми расправились власть имущие того периода.
Главной же проблемой всего Кавказа я считаю деградацию сознания большинства кавказцев. У нас кардинально изменилась система ценностей. Хорошее стало плохим и наоборот. Многих научили пресмыкаться и замалчивать правду. Мы стали гордится тем, чего стыдились наши предки, уважать сильного, но непорядочного, презирать слабых, но праведных. Мы стали нетерпимыми к тому, кто носит не так бороду или руки не так поднимает во время намаза, но стали терпимыми к публичным домам, разврату, к ростовщичеству и лжи. И, к сожалению, на этом воспитывается молодежь. Именно поэтому первым и главным шагом решения проблем является то, чему научил нас Всевышний: «Воистину, Аллах не меняет положения людей, пока они не изменят самих себя».
Когда речь заходит о молодежи, сразу поднимается тема радикализации исламской молодежи. Почему феномен актуален для кавказского региона?
Процесс исламизации молодежи является самым устойчивым и естественным процессом. Возрождается традиционная и безальтернативная мировоззренческая система. Приобщаясь к исламу, молодежь выходит за рамки своей личной жизни и сталкивается с необходимостью определять сквозь призму ценностей религии свою жизненную позицию по отношению к происходящему вокруг, она начинает более чутко реагировать на любые формы несправедливости.
Очевидно, что это связано с отсутствием в исламе деления на светское и духовное; религия обращена на решение любых вопросов, в том числе и мирского характера, в ней содержится последовательная проповедь социальной справедливости. Любой мусульманин обязан изменить мир, сделать его лучше.
Так, увидев зло, мусульманин в соответствии с высказыванием Пророка Мухаммада (да благословит Аллах его и приветствует) должен остановить его рукой, словом или, в крайнем случае, осудить сердцем. Радикалы предлагают конкретную модель поведения, основанную на авторитетной для них идеологии. Общество, власть, духовенство не предложили пассионарной молодежи ничего равноценного.
В этой ситуации социальная несправедливость, коррупция, безработица, отсутствие возможности для самореализации и самовыражения, неправовое давление и насилие со стороны правоохранительных органов не просто являются благоприятной почвой и поводом для роста антироссийских, антиобщественных, экстремистских воззрений, а фактически толкают молодого человека в объятия лидеров радикальных движений под исламскими лозунгами.
Равно как ислам является самым главным и устойчивым фактором, влияющим на кризис в регионе, так и в религиозной сфере кризис проявляется наиболее болезненно.
Как снизить градус внутриконфессиональной напряженности на Кавказе?
Некоторое время назад я в составе делегации Совета муфтиев России во главе с председателем Равилем Гайнутдином был в Алжире. Для меня пример этой страны интересен прежде всего опытом преодоления радикализма и восстановлением национального согласия. В стране в течение нескольких десятилетий шла самая настоящая гражданская война.
Государству противостояли исламские боевики, их количество исчислялось десятками тысяч. Страна буквально агонизировала, и в один прекрасный день, после того как уже погибло более 120 тысяч человек, противоборствующие стороны решили сесть за стол переговоров. Взаимные уступки привели к тому, что более 20 тысяч боевиков спустились с гор.
Основной упор властью был сделан на контрпропаганде, развитии умеренных исламских сил в общественной и политической жизни, активно работали две исламские партии, с помощью которых свои интересы могли легально защитить и бывшие боевики. И в 2005 году на общенациональном референдуме была одобрена «Хартия за мир и национальное примирение», которая позволила вернуться домой, к мирному труду прочим сомневающимся боевикам.
Вы считаете, что заграница и тут нам поможет?
Проблема активизации радикальных движений стоит остро во всем мусульманском мире. И этим движениям небезуспешно идеологически противостоят известные ученые и богословы, умеренные исламские движения, образовательные и просветительские центры и государственные органы. Без обращения к их опыту и авторитету решить эти проблемы в регионе будет трудно.
К сожалению, некоторые так называемые исламоведы в России приложили немало усилий, чтобы создать негативный образ чуть ли не всего арабо-мусульманского мира. Когда читаешь работы таких псевдознатоков, создается впечатление, что кроме экстремистов и террористов, аферистов и агентов спецслужб, там никого нет. Такое обобщение — не просто заблуждение, оно опасно тем, что мы уже остались без союзников в решении наших проблем.
Под исламскими лозунгами в Дагестан и на Северный Кавказ приходили и приходят как различные агенты и проповедники радикальных идей, так и искренние мусульмане, которые, подобно сподвижникам Пророка Мухаммада (да благословит Аллах его и приветствует), приезжали за много тысяч километров, чтобы оказать посильную помощь своим братьям-мусульманам, освободившимся от атеистического гнета. То есть, было влияние разного характера, но нам рассказывают лишь о негативном.
Как можно применить опыт иных стран, если даже учеба за рубежом в исламских учебных заведениях определенными чиновниками от власти и духовенства воспринимается как угроза для страны?
Вопрос трудный. К сожалению, проучившихся за рубежом российских студентов многие в стране воспринимают как потенциальных ваххабитов или преступников. У некоторых появляется соблазн вовсе запретить учебу за рубежом. Но это не решение проблемы, а ее усугубление. Сегодня муфтием и учителем многих стал Интернет. А его запретить не получится.
Вместе с тем многие наши земляки, получив прекрасное образование за рубежом, вооружившиеся правильным пониманием ислама, приезжая домой, оказываются в атмосфере неприятия и даже враждебности. Но при наличии определенных проблем надо принимать адекватные профилактические меры.
Решил молодой человек уехать за границу? Нет проблем, надо просто провести с ним подготовительную работу, его надо опекать, оказывать должное внимание и по возвращении дать ему работу. Ислам действительно обладает мощными мобилизационными возможностями, особенно на Кавказе.
Сегодня, на мой взгляд, те, кто взял на себя право управлять этим фактором, делают это не совсем верно и эффективно, а иногда и преступно. Понимание того, что усиление роли религии в регионе не угроза, которую нужно и можно победить, а процесс, с которым надо находить общий язык и точки соприкосновения, становится все более распространенным.
Вместе с тем, к сожалению, я не раз лично убеждался, что у некоторых немусульман - федеральных чиновников высокого ранга понимание этого процесса лучше, чем у некоторых региональных чиновников, которые может даже ходят в мечеть.
Как можно повлиять на процесс радикализации кавказской молодежи? Почему все старые испробованные методы не работают?
Старые методы работы были заведомо обречены на ограниченный и временный успех. Нужны более смелые решения. Чрезвычайно важно обозначить стратегию, которая будет заключаться в нейтрализации радикализма и сепаратизма в исламской среде через разработку и продвижение идей исламской умеренности, основанной на учете интересов ислама, общества и государства, на раскрытии и вовлечении просветительского, цивилизационного, созидательного, патриотического и примирительного потенциала ислама в процессы общественного развития.
Для этого важно привлечь максимальное количество авторитетных религиозных и общественных деятелей, а затем создать необходимые условия для успешной конкуренции с радикальными идеями в молодежной исламской среде.
А кто же все-таки вербует мусульманскую молодежь в террористы?
В зоне риска, в первую очередь - пользователи социальных сетей, форумов и посетители сайтов экстремистского содержания. Проблема ухода на сторону боевиков - прежде всего идеологическая. Религиозность – не фактор, который толкает ребят в лес. Религиозность, если она правильная, – это наоборот, иммунитет от радикализма.
Молодёжь нужно просвещать, ей нужно давать правильное понимание и делать это должны профессионалы. Периодические заявления о том, что силовики ищут в российских городах предполагаемых русских и кавказских боевиков, могут быть обычной дезинформацией.
Допускаю, что это очередной фантом – американцы убили бен Ладена, теперь нам тоже нужно какую-то маленькую победу одержать. Я скептически отношусь к таким заявлениям, поскольку, к сожалению, есть случаи, когда людей убивают без суда и следствия, а потом объявляют их чуть ли не самыми главными террористами. Людей нужно ловить и доказывать их виновность.
Беседовала Альбина Курбанова