27-летний муфтий

После двухлетних склок, в начале 2013 года, внутри мусульманкой общины Татарстана, поползли слухи о возможной отставке Председателя ДУМ РТ Илдуса Файзова. Вмести с ними, обсуждались и возможные кандидатуры на этот пост. Так сложилось, что, несмотря на демократические принципы выдвижения муфтия, их, как правило, фактически всегда назначала светская власть. Иногда выбор, с точки зрения мусульман, был удачным, а иногда не очень. Нынешняя кандидатура, поддержанная Президентом Татарстана Рустамом Миннихановым, оказалась для многих полной неожиданностью. Он четко дал понять, что хотел бы в качестве Председателя ДУМ РТ видеть 28-летнего имам-хатыба казанской мечети «Тынычлык» Камиля Самигуллина.

Возможность такого хода со стороны Президента РТ в исламских кругах республики даже не обсуждалась. Несмотря на то, что в Татарстане немало достойных людей, которых можно было бы посадить в освобождающееся кресло, в народе высказывались различные стандартные предположения. Большинство сходилось на том, что поставят либо «клоуна» в чалме, как в некоторых регионах России, либо «порядочного татарина» в галстуке совмещающего пятикратные намазы со старыми светскими привычками.

Такой пессимизм был продиктован тем, что в последние годы государство бесцеремонно делало неуклюжие попытки сделать из религиозных деятелей проповедников государственной идеологии. С этой целью в рядах мусульман выявляли неоправданно-амбициозных имамов. Их правдами и неправдами ставили на ключевые посты в исламских структурах. Они получали денежные гранты, эфир на телевидении, ордена и медали, их незаслуженно именовали «богословами», но они никак не могли завоевать авторитет среди мусульман.

Нынешний выбор Президента РТ оказался настолько крут, что заставляет предположить о возможной перезагрузке отношений между светской властью и мусульманской общиной республики. Власть впервые предложила верующим не очередную политическую фигуру, а очень религиозного и образованного молодого человека. И если для большинства татар это не имеет принципиального значения, то для небольшой части практикующих мусульман это очень важно.

При этом стоит учесть, что Камиль-хазрат не является компромиссной для мусульманской общины фигурой, он – суфий. Однако подобрать кандидатуру, которая устроила бы всех, в республике, которая представлена ханафитами и салафитами, кадимистами и джадидистами, бабаями и молодежью, в конце концов, джахилями и националистами - дело безнадежное. Для рядовых мусульман важнее всего, что бы муфтий был благочестив. И в данном случае, недовольные новой кандидатурой муфтия уже не смогут поставить под сомнение его нравственные качества или религиозность. Минниханов, безусловно, попал в самое яблочко! Именно поэтому выбор Президента РТ является не просто смелым, но и достаточно рискованным с точки зрения светской части населения республики. Не вызывает сомнений и то, чего хочет добиться государство таким кадровым решением.

На протяжении нескольких последних лет власть в республике ведет борьбу с т.н. салафитами. Этим, нехорошим, с точки зрения государства мусульманам, противопоставляются хорошие с точки зрения государства - ханафиты. Однако парадокс заключается в том, что объявив ханафитский мазхаб традиционной религией и назначив ее «вождями» своих прихлебателей, власть дискредитировала ханафитский мазхаб среди молодежи и создала прекрасную почву для развития салафизма в Татарстане.

Ситуация усугублялась тем, что власть взращивала еще и какой-то свой особенный «татарский традиционный ислам», который якобы отличается от пуштунского, арабского, турецкого и прочих вариантов. Этим она подменяла религиозную практику национальными обычаями. Естественно назначенные «лидеры» этого лубочного ханафизма, слабо, а порой комично смотрелись на фоне салафитских проповедников. Многие ханафиты стали искренне желать того, чтобы муфтием стал любой грамотный мусульманин, в независимости от его идеологических взглядов. Многие, но не все.

Ханафиты Татарстана неоднородны по своему составу. Среди них имеется небольшая группа суфиев - представителей закрытого мусульманского братства. Их немного, но они, используя благосклонность российской и республиканской властей, смогли стать достаточно влиятельной структурой в Татарстане. Сложность заключается в том, что суфии и салафиты – это два разных полюса в исламе, или даже две крайности.

Таким образом, нынешнее затишье – это штиль перед бурей. Но уже сейчас очевидно одно, Самигуллину достаточно быстро удастся консолидировать разобщившихся, при Файзове ханафитов. А вот салафитам придется не просто. Однако, судя по всему, новый муфтий не будет бегать с доносами на единоверцев в правоохранительные органы, и лжесвидетельствовать в судах. Скорее всего, он начнет пропагандировать среди мусульман ханафитский мазхаб, при этом приводя доводы из Корана и сунны, а не запугивая каталажкой.

Остается надеяться, что у Камиля Самигуллина, если, конечно же, он будет избран муфтием, хватит способностей и такта не выходить за рамки интеллектуальной борьбы. Не вызывает сомнений, что окружившие его многочисленные советники, начнут свои аппаратные игры за место под солнцем. А вот хватит ли мудрости у молодого муфтия не попасть в расставляемые ловушки, покажет время.

Линур Мифтахов

Газета «Звезда Поволжья»



23 комментариев


  1. (15.03.2013 11:58) #
    8

    Лакмусовой бумажкой для муфтия Татарстана послужит то- сядет ли он за один стол с исламоборцами- Сулеймановами, Силантьевами, Амелинами, Латынинами и т.д. Если Аллаху Тагаля приравнял грех сидящего за одним столом с выпивающими хамр греху употребляющего хамр, то что говорить о мусульманах-руководителях, решающих судьбу уммы за одним столом с откровенными исламофобами. Аллаху Алим.

  2. (15.03.2013 12:33) #
    4

    Назначение К.Сам. муфтием на постоянной основе-этого никогда не будет. Власть пошла на этот шаг для обмана мусульман и их успокоения до завершения универсиады. А там назначен будет кто-нибудь другой. Для власти К. Сам неприемлим по многим причинам,обучение за рубежом из которы важнейшая, но не главная. Главная то, что он искренний (так мне кажется) мусульманин, из чего значит, что Аллаха он будет бояться больше чем власти и не будет безропотно выполнять все указания властей. Так что кресла муфтия ему не видать как своих ушей. дадут побаловаться 2-3 месяца, а потом отберут и отдадут своему, жулику какому-нибудь.

  3. (15.03.2013 17:00) #
    5

    Появляются неплохие аналитические материалы. Уже радует. А как бы хотелось, чтобы мусульманских аналитиков,журналистов, практикующих исламскую веру, было много на российском горизонте. И каждый из них оттачивал свое мастерство соревнуясь в прогнозах сегодняшнего и завтрашнего.

  4. (15.03.2013 19:39) #
    11

    Главное, что бы Камиль хазрат не поссорил между собой салафитов, ханафитов и суфиев, а смог, как-нибудь, укрепить единство всей мусульманской уммы Татарстана!

    • (16.03.2013 19:58) #
      6

      Возможно, выбор таков сделан раисовцами преднамеренно: именно с такими намерениями-поссорить, поставить всех лицом к лицу,или , наоборот, спиной друг к другу( салафитов, ханафитов и суфиев).

      Но , ИншаАЛЛАХ, всё будет так, как пожелает Всевышний.
      Если Камиль хазрат не оправдает их(читай- раисовцев) доверие, тем самым докажет свою преданность АЛЛАХУ, и заслужит, ИншаАЛЛАХ доверие мусульман, и ИншаАЛЛАХ, Татарстан выйдет из создавшегося крисиса, но в этом должны быть помощниками каждый мусульманин и стремиться приложить все усилия для укрепления уммы мусульман не только Татарстана, но и всей уммы мусульман России. Ведь Татарстан - это колыбель Ислама всей России.

      Мы понимаем, что каждый народ получает такого правителя, какого он заслуживает.
      Какие мы-такие и наши правители...

      • (18.03.2013 12:10) #
        1

        Кстати в соседней Башкирии власти активно помогают шиитам. Это наверное такая неуклюжая попытка властей применить стратегию "разделяй и властвуй"?:)
        Кстати в соседней Башкирии власти активно помогают шиитам.
        "Они (неверующие) хитрили, и Аллах хитрил, а ведь Аллах – Наилучший из хитрецов." Коран 3:54
        Тафсир этого аята:
        "Неверные строили тайные козни, отвергнув призыв Исы идти по прямому пути. Но Аллах разрушил их козни, и была им неудача в том, к чему они стремились. Поистине, Аллах сильнее и мудрее всех хитрецов!"
        Время покажет кто кого перехитрит, в итоге.

    • (18.03.2013 15:31) #
      -2

      Зачем мусульмане разделяются? Совершенно не понимаю какая разница между шиитами,суннитами,ваххабитами,суфистами.Я так думаю,все мусульмане должны жить по Корану и Сунне пророка.Не надо придумывать разные течения Ислама. Кстати,одна мусульманская газета очень нахваливает суфиев,называет их истинными мусульманами,может это и правда.

  5. (15.03.2013 22:08) #
    2

    "суфии и салафиты – это два разных полюса в исламе, или даже две крайности" - вот это в самое яблочко :)

  6. (15.03.2013 22:20) #
    5

    Мне конечно удивляет - власть назначает муфтия! Она что основной голосующий там, а остальные для красоты сидят!!? Т.е власть создала муфтияты, сама же выбирает муфтиев, тогда вопрос - а зачем нам участвовать в этом цирке!? Тут начинаешь понимать почему с ваххабитами борются, они же не подчиняются муфтиятам, имамы действительно выбираются народом и не отчитываются в ФСБ. Это же конкуренция, а власть очень не любит конкуренции! Другое дело суфии, где нужно подлижут, где нужно даже дуа за президента прочитают!

  7. (16.03.2013 06:43) #
    6

    Rasdag, брат, то, что в России власть назначает муфтия - это не удивительно, в России даже депутатов власть назначает. Таковы наши традиции и ими надо дорожить:-))) Если честно я вообще-то противник демократии. Демократия - это власть денег. В таких условиях, когда власть делает ошибку у мусульман есть возможность дать понять властям, что у вас дорогие, что-то не так с выбором. И в Татарстане так и поступили. Минниханов каежтся услашал мусульман и если бы не теракт, который упрочил позиции Файзова, он получил пинок под зад возможно еще в прошлом году. То, что имамы выбираются народом, то это не ваххабитская практика, а требование российского законодательства. Не думаю, что в Саудовской Аравии имамов избирает народ.
    То, что касается подлизать где надо, возможно это у вас в Дагестане такое четкое деление на тех кто подлизывает, а кто нет. В Татарстане сложнее. Лизать у нас в пртнципе могут и те и другие, вопос только в том, чьи задницы. Но больше тех кто не лижит и это не связано с мазхабом или акыдой.

  8. (16.03.2013 11:12) #
    -3

    астагфирурулла монда кут ялашта убеш нинди изврашенецлар монда менэ шундыйлар аркасында динебез буталып бетте.

    • (16.03.2013 15:43) #
      4

      юк Җәббәр, извращение түгел, ә һәр нәрсәне үз исеме белән атау дип атала бу)

    • (08.04.2013 14:11) #
      0

      Комментарий удален модератором.

  9. (16.03.2013 21:37) #
    0

    Комментарий удален модератором.

  10. (17.03.2013 00:52) #
    0

    Комментарий удален модератором.

  11. (17.03.2013 16:43) #
    2

    Все десятеро о чем то пишут, тренируются, то есть занимаются извращением помыслов тех, которые хотят провести якобы демократические выборы. Интересно хоть один участвовал в таких выборах, или создал хоть одну мусульманскую ячейку? В таком регионе, как Татарстан, где каждый считает себя мусульманским ученым, очень сложное дело. Что бы ты не сделал, как бы не пытался выполнить волю всех мусульман, все равно тебя заплюют, обвинят во всех смертных грехах, назовут жополизом, жлобом и ворюгой. А история Ислама показывает, что никогда Халиф не избирался всенародным голосованием, никогда не собирались съезды мусульман на выборы нового главы мусульманского сообщества. Выборы всегда проходили келейно из состава ближайших сподвижников ушедшего Халифа.В Татарстане раздувают ненужную трескотню по поводу муфтия, хотя он, как таковой, ничего в стране не решает. и его указания или фетвы никто не выполняет.

  12. (17.03.2013 17:30) #
    2

    Еще об одном, не маловажном обстоятельстве забыл.Как пишет автор, кандидат в муфтии Татарстана Самигуллин, является суфием.Утверждение автора, что Самигуллин будет пропагандировать ханафитский мазхаб, когда является приверженцем суфийского течения в Исламе, а не Суннитского, является абсурдным. Автор видимо не понимает о чем пишет. В первые года появления этого течения, суфиев подвергали казни.Ведь суфии отрицали основу религии Ислам. Ведь Ислам - это религия жизни. А суфии пропагандируют уход мусульман в мистику, не вмешательство в жизнь людей. Суфии как монахи в православии. Они занимаются поклонением Аллаху и готовятся к загробной жизни. Их не интересует мирская жизнь. Очень удобное мировоззрение для светской власти. Вот почему Минниханов сделал ставку на Самигуллина. Интересно, сколько у этого устаза мюридов? Если этот суфий возглавит умму Татарстана, то я представляю во что она превратится.Или он заставит всех имамов Татарстана стать Устазами Суфизма, или его убьют как в Дагестане.

  13. (18.03.2013 16:57) #
    -2

    При всем богатстве выбора другой альтернативы нет.поживем увидем.

    • (20.03.2013 16:03) #
      0

      Выбор всегда есть!Умеющих мудро жить, мыслить у татар есть и были!Вот только некоторым быдло нужно, а не мыслящие нормальные люди.

  14. (21.03.2013 00:21) #
    0

    человек, который способен перехватить инициативу на этом поле по управлению социальной энергией мусульманского сообщества, только тот человек, который способен задать правильный вектор модернизационных процессов в самом исламском сообществе, способен справиться с нарастающим комом проблем.

  15. (21.03.2013 09:57) #
    1

    Кочегез житми сезнен иман слабый берни узгэртэ алмыйсыз.Булса иде Марджани.Фахретдин Г Саматов менэ алар кочле кешелэр э сез суз хэм бук капчыклары суз бн тугел гамэл бн эш итэргэ кирэк гэмал белэн Гэмал.

  16. (21.03.2013 13:29) #
    0

    Чын моселман кешенен йозендэ якты нур була фэрештэле була Габделхак Саматовны искэ алыгыз нинди кеше иде кочле рух пуркеп тора иде анын янында куркак- батырга,имансыз - иманлыга эврелэ иде муфтине Казаннан тугел тобэклэрдэн эзлэгез бар эле Татарстаныбызда изге затлар.

  17. (21.03.2013 15:14) #
    0

    Сез ялгышасыз. Мәрҗани,Фәхретдин. Саматов кебекләрнең халык арасында авторитеты бик зур, ләкин хөкүмәт алардан курка,хөкүмәткә үзләре өчен уңайлы кеше кирәк,халыкны кулда тотар өчен.Сәмигуллинны алдан ук начар кеше дип әйтеп булмый,кем әйтмешли,күз күрер.

  18. (21.03.2013 16:30) #
    0

    Рамиль Юныс,Жэлил Фазлыев алар бу лаваземгэ лаеклы алар халык бн дэ дин бндэ эшли белэ торган хэзерге заман авторитетка ия кешелэр ник алар алынмый икэн.Гонахысыннан куркалар микэн болар....

  19. (21.03.2013 16:40) #
    0

    Рамил Юныс,Җәлил Фазлыев бик акыллы,укыган кешеләр.Политика грязное дело диләр бит. Пычракка батасылары килмидер.Рамил Юнысны болай да бер дә юкка пычракка батырдылар бит инде,ялган диплом дигән булып.

  20. (21.03.2013 22:29) #
    0

    Комментарий удален модератором.

  21. (21.03.2013 22:36) #
    0

    Комментарий удален модератором.

  22. (21.03.2013 22:52) #
    0

    Дорес фикер бу сылтам астындадыр http://www.azatliq.org/content/article/24931791.html