Помимо внутренних разделений внутри мусульман волго-уральского (дар ут-татар) и северокавказского (дар уль-Кавказ) пространства, существует колоссальный пробел между двумя этими сообществами. Зачастую они развиваются параллельно, и есть опасность, что они в итоге составят не одну умму, а две, значительно отличающиеся друг от друга, - особенно если события на Северном Кавказе пойдут по самому худшему сценарию.
У нас много общего. Мы имеем длинную историю сотрудничества. Кавказцы ездили к поволжским мусульманам учиться Исламу, и наоборот.
Сегодня надо приложить массу усилий, чтобы разделение не стало необратимым. Татаро-башкиры и кавказцы должны стать не просто братьями на словах, а настоящей одной семьей.
Этот процесс идет стихийно. Но систематической работой в этом направлении почти никто не занимается. Такое ощущение, что многие из руководителей мусульман по умолчанию считают, что татарам и кавказцам все равно не быть вместе, а нынешняя ситуация, когда дар уль-Кавказ и дар ут-татар встретились лицом к лицу в крупных российских мегаполисах, в скором времени измениться на противоположную.
Вы посмотрите, кому отдают предпочтение кавказские или татарские (и в целом волго-уральские) мусульмане в общении? Разве самым праведным? Или самым знающим? Или же самым богобоязненным? Нет. Они при выборе своего круга общения руководствуются не теми качествами, которые предписывал искать в людях Аллах и Его Посланник (мир ему и благословение). Основное качество, на которое смотрят сегодняшние мусульмане – это национальность собеседника.
Вот и возникают в российских городах и даже в исламских университетах за рубежом национальные кружки. И никто из них не хочет сделать первый шаг навстречу своим единоверцам другой национальности, чтобы принять их в братский круг. Круг, основанный не на джахилийских понятиях, а на истинной любви друг к другу ради Аллаха, на богобоязненности и на истинном стремлении стать частью настоящей уммы.
Порой приходится от татарских братьев слышать оскорбительные эпитеты в адрес кавказцев. Такие, что и повторять их не поворачивается язык. От кавказцев же бывают в адрес урало-поволжских мусульман язвительные реплики, в ряду которых "хлюпики" и "лохи" самые безобидные.
Понимание в среде российских мусульман исламского призыва и исламской воспитательной работы просто катастрофическое. Проблема даже не в отсутствии должных исламских знаний. Проблема в замусоренности нашего сознания неисламскими понятиями. Братья и сестры, которые с пылом говорят о необходимости следования Корану и Сунне Посланника Аллаха (мир ему и благословение) в каждой мелочи, в плане исламского призыва утверждают и делают совершенно несуразные вещи.
К примеру, откуда сегодняшние мусульмане России взяли такую стойкую убежденность, что они должны вести призыв только в своих национальных республиках? Почему братья-татары жмутся и собираются только со своими земляками? Почему братья-кавказцы мыслят только границами своих республик, национальностей, родов и селений? Разве не поэтому вся территория России оказалась поделенной между «татарским» и «кавказским» Исламом?
Разве не поэтому наша страна из Дар уд-да’ават (пространства призыва в Ислам), превратилась в расколотое пространство между «Дар ут-Татар» и «Дар уль-Кавказ»? Мы, новое поколение мусульман, утверждающие, что умма – единый организм, в отношениях между собой до сих пор не можем избавиться от джахилийского мусора. Он нас держит еще очень крепко.
Такое же джахилийское разделение мусульман на «своих» и «чужих» у нас закрепляется и отражается в дальнейшей работе на пути Аллаха. Мы предпочитаем призывать в Ислам, делиться исламскими знаниями, строить исламское общество только в своих национальных республиках и в рамках сообществ соплеменников. А все, что лежит за пределами этих границ, – предаем забвению.
Неужели мы считаем, что Ислам – это религия только для избранных народов? Неужели мы считаем, что Аллах облагодетельствовал знанием об Исламе только татар, башкир и кавказцев?
Разве Посланник Аллаха (мир ему и благословение), его праведные сподвижники и последующие поколения мусульман (да будет доволен Аллах ими всеми) ограничивались призывом к Исламу только жителей Аравийского полуострова? Разве говорили они, дойдя до границ Византии, Персии, Египта, Индии и Китая: «А что с этими кафирами возиться?».
Нет, братья и сестры! Они всю свою жизнь положили на то, чтобы донести Ислам до других народов, включая и народы Кавказа, Средней Азии и Поволжья.
Один лишь пример. Отважный сын Ислама Укба ибн Нафи (да будет доволен им Аллах), пронесся вихрем по всей Северной Африке, сокрушая везде на своем пути куфр (неверие) и превознося Слово Аллаха превыше всего. Когда он добрался до Атлантического океана, то на всем скаку ворвался в воду и воскликнул: «О, Аллах! Если бы не это море, то я понес бы Твое Слово по всему миру. Будь же Свидетелем, о Аллах!»
Это истинный пример исламского призыва и усердия на пути Аллаха.
"Дар ут-татар" и "дар уль-Кавказ" при всех из различиях должны стать одним целым. Аллах наделил нас общей верой и свел исторически, политически, географически. Мы ближе друг другу чем кто-либо другой.