Р. Мухаметов: Запретители не понимают, с какими вещами они играют

Новую волну запретов исламской литературы, в том числе фундаментальных источников, как, например, сборник хадисов "Сады праведных" Имама Навави и "Жизнеописание Пророка (мир ему)" Ибн Хишама, а также огромного числа литературы по суфизму, комментирует Абдулла Ринат Мухаметов, политолог и исламовед.

- Пока еще есть возможность, надо максимально мобилизоваться, чтобы в судебном порядке оспорить абсурдные запреты и не допустить их окончательного вступления в силу. Пока до внесения в список на сайте Минюста и в "Российской газете" книги не дошли.

Наступил час икс. Ситуация покажет, насколько мы зрелы и способны не скандалить, а решать реальные вопросы. Например, кришнаиты, которых в России несколько сот человек, смогли отстоять "Бхагават-Гиту". Районный суд в нашей глубинке шокировал всю Индию, весь индуистский мир. Надеюсь, до вмешательства зарубежных мусульманских стран (Турции или Саудии, которых запрет затрагивает, прежде всего) дело не дойдет, проблему мы урегулируем самостоятельно.

Помимо работы в суде, необходимо обеспечить серьезную медиа-поддержку. Нужен целый комплекс конструктивной гражданской активности. Эффективными усилиями еще можно спасти ситуацию.

Не думаю, что за запретом стоит какой-то спланированный заговор. Как раз таки это сейчас никому не нужно. Ведь очевидно, что такие вещи толкают мусульман в объятия "болотной оппозиции", провоцируют рост протестных настроений.

Вспоминается классическое: что это – глупость или измена? Скорее всего, было как и в прошлых аналогичных случаях. Как это охарактеризовали в Интернете, традиционная наша бюрократическо-силовая глупость. Сказали бороться с терроризмом-экстремизмом - вот они и борются, как умеют. А что щепки летят, так лес же рубят. Перегибы на местах случаются. Под горячую руку попадают и язычники, и протестанты, и даже православные.

Насколько я знаю, на этот раз кого-то в Оренбурге задержали по очередному обвинению в экстремизме или что-то в этом роде. При обыске описали всю библиотеку. Все, что нашли, запретили. Так в свое время было в Пензе, когда тоже куча мусульманских книг попала в пресловутый список, что вызвало тогда осложнение отношений аж с союзным Ираном.

Но самое главное, запретители сами дают "джахидистам" убийственные аргументы в оправдании их войны. Ведь запрет на хадисы (дальше остается запретить только Коран), на фундаментальные труды по Исламу, практически равноценен запрету на проповедь Ислама, а это, согласно любому богослову, может быть легитимным основанием для объявления джихада (!).

Также настораживает запрет почти на всю суфийскую литературу на русском языке, которая является хоть какой-то богословской альтернативой пропаганде крайнего толка. Запретили даже книгу с названием "Тасавуф" (т.е. суфизм) и труд Имама Абу Хамида аль-Газали "Весы деяний", выпущенную издательством "Ансар", в котором я много лет проработал каноническим и научным редактором.

Из этого получается, у нас борются с суфизмом!? Т.е. не с терроризмом и экстремизмом, и даже не с "джихадистским салафизмом" (ваххабизмом), а с Исламом как таковым. Ведь теперь выходит под запретом оказывается религиозная литература всех мусульманских толков – от салафитских до суфийских.

Запретители в своем желании отчитаться и выслужиться не понимают, с какими вещами они играют. Как минимум, они сводят чуть ли не все многолетние усилия по антиэкстремистской деятельности всех организаций и ведомств вместе взятых. Что может быть как максимум, даже рассуждать не хочется. Ничего хорошего. Надо всеми силами не допустить развития ситуации по такому сценарию.

Записал Мансур Алишаев



комментариев