Экстремальный намаз

«Самое лучшее деяние мусульманина - вовремя совершенный намаз», - гласит известный хадис. Порой верующему, чтобы выполнить свой долг перед Всевышним, приходится сталкиваться с определенными даже не трудностями - испытаниями. Каждый практикующий мусульманин, наверное, может припомнить несколько историй о том, как ему приходилось совершать намаз в необычных, а порой и экстремальных, условиях.

Я попросил знакомых братьев и сестер (имена опущены) поделиться их опытом выполнения важнейшей религиозной обязанности в самых неожиданных ситуациях. При всех сложностях они сходятся на том, что отговорок для откладывания намаза нет. «Мой отец говорил, что человек, который не имеет возможности вовремя совершить намаз, еще не родился», - метко отметил один из тех, кого я попросил рассказать о трудностях с выполнением молитвы.

Глава одного из крупнейших духовных управлений мусульман России

Чего тут далеко ходить! У мусульман в Москве постоянно возникают своего рода экстремальные ситуации с совершением намаза по пятницам. Мест в мечетях не хватает. Поэтому, например, зимой, приходиться молиться на снегу. Это часто происходит. Сам периодически мерзну.

Вот еще интересный пример, когда мусульманам приходиться совершать намаз в экстремальных условиях. В Новом Уренгое летом - белые ночи, зимой, соответственно, круглые сутки темно. Из-за этого трудно разобраться со временем намаза. Также в Рамадан, когда приходит время ифтара (разговения), солнце не садится - это очень необычно. В таких регионах ориентируются на расписание намазов и проч. ближайшего места, где в обычном порядке восходит и заходит солнце.

Популярная телеведущая

Наверное, несколько необычный пример совершения намаза - на работе. В гримерной я совершенно спокойно периодически молюсь. Во время намаза я закрываюсь на ключ, чтобы никто не мешал. Правда, у нас часто стригутся, и однажды там были раскиданы волосы, и нечем было убрать. Была также как-то тяжелая ситуация, когда во время молитвы за стенкой «орал» хэви-металл.

Я вообще стараюсь строить свой график, исходя из сроков намаза. Когда посещаю фитнес-клуб, то выбираю время, например, чтобы оно не приходилось на молитву.

Еще интересный пример припоминаю - на митинге против терроризма. Это было после трагедии в Беслане. Тогда на Васильевском спуске, недалеко от Красной площади, в Москве вместе со всеми остальными собрались мусульмане. Пришло время намаза, и мы совершали его там же.

Также могу рассказать о том, как моя дочка периодически навешивается на меня спереди или сзади, когда я поднимаюсь во время намаза с земного поклона. Она обхватывает мою шею руками и виснет - приходится подниматься вместе с ней.

Один из лидеров крупной кавказской общественной организации

Особых проблем с выполнением намаза никогда не возникало. Но вообще много было всяких разных ситуаций.

Помню случай, однажды ехал в горы на автобусе, в баке замерзла солярка, и транспорт остановился высоко в горах. Оказалось, что по этому пути никто не ездит, и проезжающих ни в одну, ни в другую сторону не было. Пришло время намаза, а воды, чтобы совершить омовение у меня не было. Пришлось на морозе выполнить вуду снегом.

Была также интересная ситуация на одном мероприятии в Кремле. Там пришлось совершать намаз, т. к. время уходило, и я не успевал добраться куда-нибудь в более подходящее место.

Бизнесмен, общественный деятель

В 90-е годы я как-то находился с визитом на Ближнем Востоке. Это было время правления в США Билла Клинтона, в тот период обострилась ситуация вокруг Ирака. Начались бомбежки этой страны.

Сама дорога в Ирак - мы добирались через Оман - в тот раз оказалась достаточно сложной, а тут еще и пребывание в стране стало небезопасным. Но, естественно, мы совершали намаз в нужное время.

В остальное время я находился в мирной ситуации, поэтому привести примеры экстремального совершения намаза не могу. В любом случае, надо помнить, что шайтан - всюду, и любой намаз требует определенной концентрации внимания и усилий. Окружающая среда в любой ситуации нас отвлекает.

Вместе с тем, в сложных ситуациях может быть еще более ощутимо, что все в руках Всевышнего, в такие моменты проявляется еще более ярко чувство упования на Бога. И никто из нас не знает, где и в какой обстановке может оказаться.

Если рассматривать «экстремальный» намаз как последний, то даже появляется определенная благодарность за то, что Аллах дал возможность почувствовать, как, помолившись, можно умереть в чистоте и с поминанием Всевышнего на устах. Это большая награда для мусульманина.

Руководитель большого книжного издательства

Когда книги возил, были необычные случаи. На стоянке у «Ашана» в кузове пикапа приходилось совершать намаз. Еще на МКАДе молился: останавливался на полосе и совершал намаз, а рядом проезжали машины и сигналили.

Историк, этнолог

Экстремального ничего особо в моей жизни не было. В качестве необычного, если так уместно выразиться, примера могу привести намаз внутри Каабы в 1997 году. Это было во время моей учебы в Мекке.

Известный журналист, публицист, правозащитник

Один раз это было в Нальчике, где шли повальные аресты после известных событий в 2005 г. Всех практикующих мусульман тогда хватали, пытали. Я молился в кабинете следователя, где был на допросе. Надо сказать, что он отнесся к этому с пониманием. Меня задержали как журналиста. Многим не хотелось, чтобы лишняя информация о произошедшем выходила наружу.

Также необычный пример, который мне приходит в голову, - намаз в рабочем кабинете у покойного депутата, известного журналиста и общественного деятеля Юрия Щекочихина.

Арабист, исламовед

Очень часто в Москве, особенно зимой, если еду в город, приходится совершать намаз в самых разных необычных местах. Но экстремальный опыт, наверное, был у меня в горах Дагестана. Там на высоте 4 тыс. метров намаз - это особое ощущение. Потрясающие чувства во время молитвы возникают.

Еще из интересных случаев - намаз в самолете над Атлантикой, когда в США летел.

Журналист, публицист, переводчик

В поезде и самолете сложно совершать намаз. В поездах обычно грязно. Приходилось соблюдать меры предосторожности. У женщины одежда длинная, и думаешь как бы не запачкаться, и никому ничего не показать. Когда люди стоят и курят в тамбуре, это проблематично. Вторая проблема - это выбор места в вагоне. Часто приходится сидя или стоя совершать намаз.

Что касается других ситуаций, экстремальных условий, здесь в голову ничего особого не приходит. Я обычно совершала намаз либо в мечети, либо в редакции, где я работала.

Для меня экстрим совершать намаз у себя дома, потому что мои родители - немусульмане, они могут войти, потревожить, сказать что-то, отвлечь. У них нет понимая того, что это такое и насколько это важно.

Единственное, что еще могу вспомнить, так это то, что когда я лежала в больнице, соседки по палате очень рано ложились спать, и на какие только ухищрения мне не приходилось идти, чтобы не разбудить их во время намаза. Я накрывалась одеялом, ходила по коридору, искала более или менее безлюдные закоулки, подальше от кабинета какой-нибудь дежурной сестры и совершала молитву там. Это не угрожающая жизни ситуация, но своего рода экстрим.

В целом, думаю, если человек хочет совершить намаз, то Всевышний ему поможет. В поезде поможет не запачкаться, дома поможет, чтобы не зашли те, кто это не совсем понимает, и проч.

***

И в моей жизни было много разных случаев, связанных с намазом. Приходилось молиться и в парках, и в Госдуме, и в университете. Очень удобное место – примерочная в магазинах одежды. Тем, кто затрудняется найти место для молитвы, - очень советую воспользоваться. Там чисто, никто не мешает, достаточно места и времени.

Такие случаи могут показаться экстремальными и необычными в России, но в целом вряд ли их можно назвать таковыми. Все мы знаем, что говорил Пророк (мир ему): вся земля - это мечеть, «и где бы вас ни застигло время намаза - совершайте его».

Самый интересный пример «экстремального» намаза, который я могу припомнить, - это случай в Тверском суде г. Москвы. В начале «нулевых» мы судились с газетой «Известия» из-за ее исламофобских публикаций. Был перерыв в заседании, и я вышел в коридор в поисках места для совершения намаза, т. к. время до следующей молитвы оставалось не так много. Я забрел в полуподвал, под лестницу. Расстелив коврик, начал намаз.

Вдруг выяснилось, что рядом находится «курилка» для сотрудников суда. В это время как раз один судебный пристав пришел туда. Увидев меня, он удивился, но мешать не стал.

Когда я дал «салям», он спросил меня, что я делал. После моих объяснений, извинившись, он сказал, что вынужден обыскать меня и то место, где я молился. Попросил, чтобы, пока он будет это делать, я не уходил. Потом мы с ним попрощались. Мне показалось, что этот человек, работающий в не самом подходящем для роста духовности человека месте, был не столько удивлен, сколько тронут тем, с чем столкнулся.

Еще «экстремальный» намаз мне пришлось совершать, когда я работал редактором на съемках популярной программы «Имя России», в которой очень известные люди определяли самую важную в истории страны фигуру. Дело происходило зимой, световой день был короткий, и намазы шли один за одним. После долгих поисков я нашел себе место. Ничего лучше (чтобы было безлюдно и чисто, чтобы не мешать съемкам) как молиться за декорацией студии, в стороне от зрительских рядов, не нашел. Получилось так, что я расположился где-то близко за художником Ильей Глазуновым, который лоббировал Ивана Грозного. Не знаю, чтобы было, если бы декорация вдруг открылась или что-то в этом роде. Но, слава Аллаху, все прошло нормально.

Я убежден, только если мусульмане будут строго придерживаться правил совершения намаза (т.е. не пропускать их, прежде всего), будут культурны и адекватны в своем поведении и общении со всеми людьми, со временем окружающие привыкнут к нашим религиозным особенностям, не будут удивляться и проявлять негатива и агрессии. В Южной Африке, где живет большая исламская община, например, увидеть молящегося можно где угодно – в парке, в торговом центре, в местах, популярных у туристов. Немусульмане очень уважительно и с пониманием относятся к образу жизни и традициям сограждан-мусульман. Главное, мы сами должны при намазе не создавать этим никому проблем и максимально корректно относится к чувствам тех людей, которые нас окружают и которые, возможно, впервые столкнулись с человеком, павшим ниц в намазе.

Лучше, конечно, лишний раз не совершать намаз в «экстремальных» местах, надо стремиться это делать в подходящих местах (мечеть, квартира, молельная комната). Но, все мы знаем, насколько непредсказуема жизнь, которая порой забрасывает нас в самые неожиданные места, где не то, что место для намаза, воды для омовения найти сложно. В таких испытаниях – особая милость Аллаха. Он дает нам возможность проявить себя перед Ним, засвидетельствовать свой иман.




комментариев