История Ислама в Осетии

Осетины-прямые потомки скифо-сарматского племени алан - выходцы из Среднего Востока и принадлежат к иранской группе индоевропейских народов. Осетинский (аланский) язык относится к восточно-иранской группе языков, в которую входят таджикский, фарсикабул (дари), афганский (пушту), белуджийский, талышский, ягнобский и памирские языки. Самоназвание осетин-"ирон" практически сходно со словом "иран"- наименование огромной территории на Среднем Востоке. Название самого крупного социального слоя осетин- "фарсаг", также сходно с самоназванием иранцев - "фарси".

С исламом аланы начали знакомиться рано, еще с 8 века, когда Арабский халифат вел продолжительную войну на Северном Кавказе. Особого распространения тогда Ислам среди алан не получил.

В 1278г. монголо-татары вместе с союзными им русскими дружинами разрушают аланский город Верхний Джулат (территория нынешнего сел.Эльхотово и ст.Змейская (РСО-Алания)), в том числе и церковный собор, располагавшийся там. Еще раньше в 1239 г., ими был разрушен аланский город Магас. Впоследствии, в 1312-1344гг., подавляющая часть равнинных алан принимает Ислам. Примечательно, что большей частью это совершалось добровольно. "Археологическими исследованиями на территории Северной Осетии, проводившейся в 1953-1962 г.г. на месте аланского города Верхний Джулат (Татартуп) было обнаружено несколько мечетей и мусульманское кладбище" (О.В.Милорадович. "Средневековые памятники осетин". стр.66-68).

Ислам в Дигории

До присоединения Дигории к России в 1771г. абсолютное большинство дигорцев исповедовало Ислам, о чем свидетельствует мусульманское кладбище в ауле Дзинага. Еще в 1750г. представители дигорских фамилий Абисаловых, Битуевых и Мистуловых принимают христианство по примеру малокабардинских князей (Гиляксанов, Атажукин и др.) исповедовавших христианство. Но уже в 1830-40гг. большинство дигорцев вновь принимают Ислам. В аулах Махческ, Стур-Дигора, Ахсау, Фаснал появились многочисленные мусульманские общины.

Первыми из дигорцев Ислам приняли донифарсцы в 16 веке. Принятие Ислама не сделало дигорцев слабыми из-за зависимости от Кабарды. К примеру, когда в 18 веке кабардинский князь Арсланбек Кайтукин (мусульманин) напал на мусульманский аул Донифарс, те дали ему отпор, а возглавлявший донифарсцев Есе Кануков чуть не убил самого князя. Но следует заметить, что в основном отношения осетин и кабардинцев были братскими и союзными. Так, напрмер, в 1752г. кабардинский князь К.Кайсынов уступил землю и помог С.Туганову переселиться на равнину и основать аул Дур-Дур. Б.А.Калоев в своей книге "Осетины" (стр.2) пишет: "По свидетельству Штедера, во 2-ой половине 18 века все фамилии дигорских баделят (феодалов) уже прочно придерживались Ислама". То есть Тугановы, Абисаловы, Каражаевы, Битуевы, Кануковы, Кабановы, Карабугаевы и др.

В 1859г. архимандрит Иосиф (Чипиловский)- составитель русско-осетинского словаря, писал: "Дигорские алдары открыто проповедовали между осетинами Ислам. Они приглашали имамов из Кабарды и Дагестана". ("Осетины", стр.291). А в 1866 г. священник Аладжиков писал:"Христианство в Дигории потеряло доверие и повсюду вытеснялось Исламом, что требует немедленного вмешательства со стороны гражданского и военного управлений". (ук.соч.стр.291). И как будто откликом на это звучит заявление начальника осетинского горного управления от 6.11.1869г.: "Нам было дано право выслать из края с семьями тех, которые были замечены кроме вероотступничества еще и в совращении других в мусульманство".

Царская администрация пыталась оградить мусульман-осетин от остальной части населения. Делалось это административно-военными методами. Так, в 1952г. комиссия во главе с князем М.С. Воронцовым насильно выселила дигорцев мусульман из аулов Стур-Дигора, Ахсау, Махческ, Галиат, Фаснал, Дур-Дур и поселила в неудобном месте, где они в том же году основали с.Магаметановкое (Чикола).

В 60-ех годах минувшего столетия экспедиция СО НИИ взяла интерьвю у 100-летнего Паги Дзагоева из с.Махческ и 76-летнего Пацу Чегоева из с.Куссу. Они рассказали, что, не имея своих мечетей, махчесцы, куссовцы и стурдигорцы ходили по пятницам в Донифарскую мечеть, а на праздники вызывали имамов из Чиколы.

Мечети были в с.Кумбулта, Дур-Дур, Лезгор, Кора-Урсдон, Новый Урух, Лескен, Донифарс, Дзагебпарз,Шекер, в Чиколе же было 4 мечети.

В 19 веке в Осетии появились свои образованные муллы. Так, например, мулла с.Чикола Елмурза Марзоев был осетином-дигорцем (1890г.р.), он учился в адыгском ауле Атажукай. Еще раньше, в 1866г., мулла с.Вольно-Магометановское (Чикола) Елбасдуко Марзоев (тоже осетин) возглавил сельскую комиссию по переписи.

В 1859г., когда началось массовое переселение горцев Северного Кавказа в Турцию, уехали туда и семьи Тугановых и Абисаловых. В сентябре 1859г. часть жителей Вольно-Магометановское покинули Дигорию и переселились в Турцию. В 1860г. уехало еще 350 семей, с ними уехали А.Цаликов и Д.Кануков. Только в 1859-60гг. из Осетии в Турцию переселились 3 тыс. человек. В период с 1861 по 1865гг. Родину покинули еще около 200 семей. Итого из Осетии в Турцию переселились более 5 тыс. мусульман.

До октябрьской революции Ислам в Дигории был господствующей религией. В горной Дигории, в с.Донифарс и близлежащих селах было несколько больших и малых мечетей. В равнинной Дигории самые большие мечети были в Чиколе.

Ислам в остальной Осетии

Еще в 16 веке Ислам проник в Тагаурское общество. В 17 веке все одиннадцать тагиатские - "уазданские" (феодальные) фамилии принимают Ислам. (Б.А.Калоев. Осетины. стр.292). Это фамилии:Кундуховы, Шанаевы, Мамсуровы, Джатиевы, Есеновы, Дударовы, Тулатовы, Кануковы,Тхостовы, Алдатовы, Тугановы. Вскоре Ислам начали принимать и простой люд. Вот что пишет по этому поводу "История СОАССР,1987г.":"Если в 17 веке только началась такая тенденция, то в 1-ой половине18 века в Северной Осетии уже существовал ряд населенных пунктов (аул Кобан, и др.) жители которых были приверженцами Ислама"(стр165-166) Еще Б.А.Калоев приводит цитату: "Осетинские старшины все обратились в мусульманство, не имея, однако, имама, отправляя только положенные по обряду молитвы и воздерживаясь от употребления свиного мяса и спиртного, а простой народ, кроме алагирцев, начинает следовать примеру старших своих" (ук. соч.стр.290, цитата по источнику из ЦГВИА).

В 1785 году Ахмед Дударов, тагаурский уаздан-алдар, владелец с.Чми, способствовал принятию чминцами Ислама, активно распространял Ислам по всей территории и построил в ауле Саниба каменную мечеть (История СО АССР.стр.175)

В 1825-30гг.повстанческим движением в Тагаурии и Куртатии руководили Беслан Шанаев, Хазби Тулатов, Дзанхот Мамсуров, Кургок Карсанов и др. В 1830г. подразделения царского генерала Абхазова сожгли с. Чми, Кани, Ламардон и другие аулы. Переселенцы из Чми основали с.Карджин, переселенцы из Кани основали Брут. Также тагаурские переселенцы участвовали в основании с.Елхот (Эльхотово), Зилга, Скут-кох и др. В 1840 г., сообщает Калоев, в горной Тагаурии было 3 мечети: одна в Санибе, одна в Чми и еще одна либо в Кобане либо в Кани.

В 1867 году множество куртатинцев мусульман выселилось на равнину. Им выделили землю недалеко от Ардона, близ поляны Даргардуз, на краю ложбины, по которой оказалось возможным пустить воду из Ардона.

После выселения осетин мусульман в Турцию, царизм всячески пытался искоренить Ислам в Осетии: "Села же (осетин) с преобладанием мусульманского населения, чаще всего не имели мечетей, что объясняется общей политикой царизма, напрвленной на ограничение этой религии среди осетин". "Однако феодальные фамилии дигорцев и тагаурцев обычно имели свои небольшие мечети, подобно адыгским княжеским фамилиям и дагестанским феодалам" (Б.А.Калоев. Осетины.стр.289-290,292)

В Алагирском обществе в начале 19 века также появились мусульманские общины, правда, никогда не было мечетей. Например, в с.с.В.Мизур и Быз жили алагирцы-мусульмане Бутаевы. В самом Алагире (Салугардане) среди Цомаевых были мусульмане,- в 1852г. Б.Цомаева вместе с семьей царская администрация выселила из Алагира в Чиколу. В Садоне жили алагирцы-мусульмане Бесоловы,- в 1852 году М.Бесолова с семьей также выселили из Садона в Чиколу. Даже в Туальском обществе (между Северной и Южной Осетиями) был аул, где жили осетины-мусульмане. Это известный аул Зебат в Нарской котловине, который описывал К.Л.Хетагуров в рассказе "Охота за турами". Аул располагался а стыке Куртатинского, Туальского и Тагаурского общества и состоял из 13 дворов.

Итак, в 19 веке Ислам распространился по всей Осетии, хотя, безусловно "очагами" Ислама были Дигория и Тагаурия. В 1892 г. выходцы из Санибы основали близ Гизельдона село Новая Саниба, где уже к 1917 г. была мечеть и мусульманская школа. В 1852 г. комиссия во главе с князьями Воронцовым и Эристовым выселила осетин мусульман из с.Алагир (Салугардан), Садон, Ахсау, Фаснал, Дур-Дур, Стур-Дигора и поселила их близ р.Урух (Ираф), а в 1859 г. способствовала уезду части их в Турцию. В 1856 г. князь Воронцов официально объявил равнинные села Осетии:Хазнидон, Вольно-Магаметановское (Чикола), Дур-Дур, Кора-Урсдон, Синдзикау, Карца, Заманкул, Тулатово (Беслан), Зилга, Шанаево (Брут), Карджин и Елхот (Эльхотово), отведенными для осетин-мусульман. Основанный в 1839 г.преимущественно осетинами-христианами село Скут-Кох (Раздзог) к 1856 г. стал мусульманским, т.к. все жители его приняли Ислам. В 1867г. между Алагиром и Кадгароном было основано новое село Ногкау (Пысылмонхъау), где поселились мусульмане. Выходцем из Ногкау был и известный осетинский поэт Ахмет Цаликов.

В 1911г. переселенцы-мусульмане основали с.Майрамадаг и так, как переселенцы были в основном из с.Зилга и Тулатово (Беслан), можно вполне назвать это село мусульманским. Первыми основателями Майрамадага были: Дзантемир Томаев, Ахмед Гумецев, Татаркан Газдаев, Шамиль Хосроев, Ильяс Фидаров, Мусса Кцоев, Ахмад Хадиков, Идрис Тхостов, Ислам Хадарцев, Газа Мисиков, Хаматкан Цомаев, Елкан Бекузаров. Переселенцев из Беслана было всего 34 семьи из Зильги - 4, из Гизели - 16, из Хумалага - 24 семьи. В с.Комсомольское (бывшее Воронцово-Дашково) тоже поселили мусульман из Заманкула. Ими были: Карас Токаев, Асланбек Хуцистов, Аслангирей Дзиов, Сосланбек Таутиев. Переселили в Комсомольское и эльхотовцев Габаца Салбиева, Дзардана Купеева и др. В 1920г. было основано с.Новый Батакаюрт, основателями которого были: Мусса Ходов, Идрис Дзугутов, Магомет Дзуцев, Садулла, Батырбек и Хадзбатр Караевы, Науруз и Бекмурза Кубаловы, Хадзмет Браев, Дзиу и Садулла Хумаровы, АбуБекир и Ислам Кадиевы, Идрис и Исламбек Беркаевы, Альмахет Арчинов, Ахмат Дамзов.



комментариев